Библиографическое описание:

Колерова Ю. М. Английский язык в школе с инклюзивным компонентом. Применение метода проектов в инклюзивном образовании и создании доступной образовательной среды для учащихся с ОВЗ (на основе авторской программы) [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 104-106.

В свете современных тенденций инклюзивного образования в России и тенденций развития образования в общем, стремления к достижению его преемственности на всех этапах, интенсификации информационного-коммуникативного пространства на первый план выступает необходимость выстраивания индивидуальной траектории образовательного процесса для каждого ребенка, поскольку, как только учитель начинает учитывать в планировании и реализации своей деятельности индивидуальные особенности каждого ребенка, все дети становятся «особыми».

Что я конкретно должен делать в своей профессиональной деятельности для достижения образовательных целей? Как я должен индивидуализировать свою педагогическую деятельность, учитывая, что есть дети с особенными образовательными потребностями? Именно эти вопросы и составляют, на наш взгляд, содержание стандарта профессиональной деятельности педагога.

Я работаю учителем иностранного языка в средней образовательной школе, которая является участником программы инклюзивного образования в ЦАО. На основе небольшого, но плодотворного опыта работы с детьми с ОВЗ и прекрасной технической школьной базы, мною был разработан курс проектной деятельности на уроках иностранного языка для начальной школы с максимально возможным учетом всех условий для создания доступной образовательной среды детей с ОВЗ, обучающихся в нашей школе. «Доступной» значит здесь полностью интегрированной.

Другой особенностью программы является ее сугубая ориентация на открытость и возможность привлечения всех участников образовательного процесса, что особенно важного для школ с инклюзивным компонентом.

Программа внеурочной деятельности «Творим и исследуем, играем и планируем на английском» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников согласно ФГОС второго поколения. В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы: непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования; системная организация управления учебно-воспитательным процессом. Программа «Творим и исследуем, играем и планируем на английском» реализуется в качестве программы организации внеурочной деятельности учащихся 2–4 классов в 2012–2013 учебном году в ГБОУ СОШ № 1323 г. Москвы с целью рефлективного анализа этой практики, описания ее реальной организационной модели и последующей корректировки. В процессе реализации программы в группах, где учатся дети с ОВЗ, проходит информирование родителей о ходе реализации программы и постоянный мониторинг результативности форм деятельности.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями базовой программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Тематический материал подбирается дифференцированно с учетом особенностей детей с ОВЗ в группе, данный фактор обосновывает и применения разных педагогических технологий.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения — развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, само — регуляция. При условии применении технологии этапной реализации проекта и фасилитативного руководства деятельностью, результативность деятельности детей с ОВЗ очень высока.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования и развития у младших школьников коммуникативной, социальной, научной компетенций, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Программа обеспечивает развитие универсальных учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Мы обосновывает использования проектного метода в курсе «Творим и исследуем, играем и планируем на английском» следующим образом.

Цели и задачи современного образования требуют от учителя иностранного языка постоянного творческого поиска и внедрения в педагогическую практику эффективных методик и образовательных технологий. Воспитательный потенциал иностранного языка увеличивается с введением в учебный процесс новых информационно-коммуникативных технологий. Использование технологий, строящихся на опыте и творческом потенциале учащегося, выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за рамки урочной деятельности.

Одним из эффективных методов, обеспечивающем личностно-ориентированное и деятельностное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически использует многие современные обучающие технологии, например такие, как опережающее обучение, обучение в сотрудничестве и другие. Проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, совместный труд, увидеть реальные результаты своего труда. Согласно ФГОС НОО проектные методы работы должны стать базисными для начальной школы, поскольку обеспечивают личностно-ориентированное обучение, являются базой для использования широкого ряда современных образовательных технологий, создают реальные практические ситуации сотрудничества, формируют коммуникативную компетенцию, открывают возможность международной коммуникации и сотрудничества.

Основная цель метода проектов — предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, модератора, дополнительного источника информации, с точки зрения развития речевой и социальной компетенции учащихся меняются технологии корректирования учащихся, в сторону мониторинга, взаимной и само — коррекции.

В исследовательской литературе по инклюзивному обучению метод проектов оценивается как один из самых перспективных способов интегрированного и инклюзивного обучения. Задачей, стоявшей перед автором курса, было не только выбрать тот вид проектной деятельности, который имел бы преимущественно межпредметную и метапредметную направленность, полностью базировался на программе основного курса иностранного языка и был интегрирован с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствовал возрастным особенностям младшего школьника, но и был бы легко вариирован под потребности детей с ОВЗ без ущерба общему и индивидуальному конечному результату. Принимая во внимание психологические особенности развития детей младшего школьного возраста, в том числе ограниченный период концентрация внимания, находящиеся в становлении когнитивные, лингвистические, социальные, эмоциональные и физиологические факторы, как то продолжающееся развитие языковой системы, способов коммуникации, координации моторных умений и визуальной коррекции, в данной программе автор сознательно ограничил себя использованием лишь ряда проектов с определенными характеристиками, отвечающими поставленным программой задачам.

Из всех видов проектной деятельности предпочтение было отдано групповому проекту, в котором «исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы».

Структура такого проекта показывает, что он предполагает в основном развитие метапредметных умений в познавательной и регулятивной области. В рамках начальной школы все иные типы проектов можно рассматривать как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.

Пока еще рано говорить об обобщении результатов реализации программы, проводится постоянный мониторинг и диагностика, однако и автор курса, и родители детей с ОВЗ, обучающихся в школе, рассчитывают на ее высокую результативность. В сегодняшней ситуации разработка подобных программ могла бы стать базой проектирования современной модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.


Литература:

  1. ФГОС второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. М., 2011.

  2. Инклюзивное образование в России. М., 2011.

  3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. М., 2009.

  4. Ромашина С. Я., Майер А. А.. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании. М., 2010.

  5. Семаго Н. Я., Семаго М. М., Семенович М. Л., Дмитриева Т. П., Аверина И. Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. — C. 51–59


Приложение 1. План развития проекта «Досуг и увлечения. Покупки» в 4 классе по программе курса внеурочной деятельности «Творим и исследуем, играем и планируем на английском»

1. На первом занятии учащиеся просматривают видеоролик с торговой улицы английского города, активизируют лексику названий магазинов, товаров, грамматических и лексических структур, реализующих функцию покупки — продажи, получения информации. Учитель фокусирует внимание на необычных названиях магазинов.

2. Учащиеся просматривают второй видеоролик с улицы Пятницкая. Персонализируют лексику. Обсуждают возможность и стоимость покупки в магазинах Москвы и напр. Ричмонда. Активизируют лексику числа, валюта.

3. Обсуждение темы, возможностей развития проекта. Принято решение сначала работать индивидуально, потом объединиться. Рабочее название проекта «Моя торговая улица». Выбор из шляпы, кто станет владельцем какого магазина. Домашнее задание: нарисовать, склеить витрину магазина, придумать название улицы.

4. На втором занятии учащиеся составляют рифмовки, используя активную лексику. Предложение использовать их потом в качестве рекламных слоганов. Учащиеся выбирают из всех предложенных названий улиц два и делятся на группы. Получают раздаточный материал, внимательно слушают инструкции и по образцу склеивают магазины. Домашнее задание: подготовка к ролевой игре, выбор магазинов для посещения, выбор компании и цели посещения магазина.

5. На третьем занятии учащиеся вспоминают рифмовки, составленные на втором занятии, добавляют новые. Учащиеся завершают работу над торговой улицей, приклеивая витрины и подписывая названия с обязательным использованием имени (активизация притяжательного управления). Учащиеся обсуждают деление на группы, цель похода по магазинам. Учащиеся проигрывают ролевые игры в группах и записывают на видео ролевую игру, рекламные слоганы и макет улиц. Домашнее задание: подготовка высказывания, что я могу купить у себя на улице, если у меня в кармане … руб.

6. Четвертое занятие. Игра-отгадайка: используются домашние заготовки учеников. Как называются магазины. Компьютерная игра: за 60 секунд купить список товаров (тренируется внимание, координация слуха — моторики, расширяется лексический запас). Подготовка к деятельности на следующем уроке: знакомство с функциями Google maps. Домашнее задание: практика в Google maps.

7. Пятое занятие. Учащиеся разбиваются на пары, используя опыт работы на предыдущем уроке, составляют список покупок, исходя из определенной суммы (не более 3–5 пунктов), получают название города и название улицы, на которой они должны осуществить намеченное. Работая в программе Google maps, учащиеся ищут, в каких магазинах на этой улице они могут купить то, что задумали. Задание выполняется в определенный период времени. После выполнения учащиеся объясняют, что они купили, почему именно в этом магазине и т. д.

8. Шестое занятие. Рефлексивное. Лексические игры. Просмотр видеоролика о том, что в Англии закрываются маленькие магазины, остаются одни супермаркеты. Обсуждение: есть ли такой процесс в нашей стране, плюсы и минусы, отношение людей из видеоролика к этому явлению (детальное аудирование).

В результате выполнения проекта были развиты коммуникативная, личностная, социокультурная, социальная, языковая, научная, ИКТ компетенции, значительно расширен активный лексический запас, развиты специальные аудитивные умения, есть предметный результат в виде макета и видеороликов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle