Библиографическое описание:

Гафурова С. С., Абдукаримов Х. Профессиональное воспитание и профессиональное самовоспитание личности учителя в условиях рыночных отношений [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 135-139.

Профессиональное воспитание личности специалиста в целом актуализируется сегодня в условиях деятельности суверенных республик в связи с обострившимися проблемами собственности и приватизации, с появлением частных предприятий, фермерских хозяйств, открытием бирж и фирм. Активизировалась деятельность таких специалистов, как налоговые инспектора, брокеры, менеджеры и т. д. средства массовой информации ежедневно и в большом объеме рекламируют разнообразные товары, объекты недвижимости. Открылись новые учебные заведения, подготавливающие специалистов в соответствии с мировыми стандартами.

Как мы уже отмечали выше, на основе закона «Об образовании» Республики Узбекистан осуществилась реформа в системе образования. Принята Национальная программа подготовки кадров [1]. Она предусматривают кардинальное улучшение кадрового потенциала системы непрерывного образования, повышение престижности профессии воспитателя, учителя, преподавателя и научного работника. Введена двухуровневая подготовка специалистов высшего образования. Это способствует повышению доступности всех видов педагогического образования и создает условия для полного удовлетворения потребностей будущих специалистов.

В связи с переходом на рыночные отношения вопросы планирования на основе государственного заказа подготовки специалистов, укрепления научно-педагогических кадров, развития и углубления взаимосвязей университета с производством и наукой объективно выдвигают принцип воспитательно-учебного процесса высшей школы, его профессионально-целевую направленность. Одной из основных задач сегодняшнего дня является формирование будущих учителей с учетом психологии рыночных отношений. Формируя человека, как созидателя всех материальных и духовных ценностей, учитель активно участвует в развитии производительных сил общества, приобщает молодое поколение ко всем достижениям мировой науки и культуры и создает тем самым предпосылки дальнейшего прогресса человечества [2].

Профессиональное воспитание личности будущего учителя зависит от степени обоснованности двух основных узлов непрерывного педагогического образования: цели вузовского обучения (для чего учить) и принципов организации непрерывного педагогического образования (как учить). До последнего времени цели вузовского обучения формировались в весьма общей форме: дать прочные знания, научить творчески применять их на практике. Новое педагогическое мышление выдвигает на передний план общечеловеческие ценности, оно призвано обеспечить выживание человечества.

При разработке целей непрерывного педагогического образования мы должны реализовать социальный заказ. Известно, что знания никогда не существуют вне умений. Каждое умение определяет наличие задачи. Кроме того, именно умения позволяют реализовать принципы воспитывающего обучения. Само образование является составной частью воспитания. Воспитательным потенциалом обладает не только содержание учебного материала, но и методы и организационные формы обучения, студенческий коллектив, личность педагога, характер взаимоотношений педагога и личности будущего специалиста, социальная среда.

Воспитание существует не только как процесс, но и как порождающие его системы. Ведущей целью воспитания является идущий из глубины веков идеал всесторонне развитой личности. Он ориентирует на широкий подход к личности, предостерегает от односторонности воспитания, которое в перспективе может отрицательно повлиять на профессиональное воспитание и профессиональное самовоспитание будущего специалиста. Все воспитательные институты являются ядром педагогической системы. Задача науки педагогики — обеспечить их оптимальное функционирование. Гармоничное развитие предполагает органическое единство интеллектуальных, физических, нравственных, трудовых, экологических, эстетических и других качеств личности.

Для воспитания и ориентации учащейся молодежи, как наиболее ее способной части населения Республики, особое значение имеют следующие социально-педагогические задачи:

  • нравственно-профессиональная подготовка молодежи, помощь ей в определении профессиональной направленности в условиях социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования;

  • привлечение учащейся молодежи к изучению национально-культурных богатств, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и, в дальнейшем, их обогащении;

  • формирование и развитие способностей воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность и привычки;

  • гуманизация воспитания; гуманизация жизни общества связана с утверждением приоритета общечеловеческих ценностей;

  • воспитание уважения к закону, нормам демократии, развитие социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о благополучии своей Родины;

  • формирование глубокого уважения к профессионально воспитанным людям как высшей ценности в жизни.

Профессиональное воспитание как сознательная и целенаправленная деятельность специалиста по совершенствованию своей личности должно рассматриваться прежде всего с точки зрения содержания того, что должно совершенствоваться. Будущий специалист ставит перед собой цель как можно лучше подготовиться к предстоящей профессиональной деятельности. Следовательно, задачей профессионального воспитания личности будущего учителя должно формирования профессионально значимых качеств его личности, включая как мировоззрение, так и физическое здоровье.

В процессе непрерывного педагогического образования профессиональное воспитание и профессиональное самовоспитания личности учителя органически переплетаются. Профессиональное самовоспитание является следствием, продолжением, условием и результатом эффективного профессионального воспитания. Оторвать профессиональное самовоспитание от объективных социальных условий немыслимо. Оно связано с нравственными, трудовыми задачами и социально-педагогическими требованиями. Необходимо констатировать, что профессиональное самовоспитание — это целенаправленное, динамичное самоизменение личностных и профессионально воспитывать себя является важным условием мастерства педагога. Особое значение в профессиональном самовоспитании имеет высокая требовательность к себе, стремление осознать недостатки своей профессиональной деятельности. Вот как сказал о значении профессионального самовоспитания для педагога учитель немецких учителей А.Дистерверг: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [3 с. 74].

Научно-теоретический анализ и экспериментальные данные свидетельствуют о том, что систематическое и последовательное профессиональное самовоспитание начинается после того, как будущий специалист получает основательную подготовку, ближе знакомится с требованиями, своеобразными особенностями своей специальности и т. д. Особую роль в профессиональном самовоспитании студентов играет непрерывная педагогическая практика и изучение психолого-педагогических дисциплин.

Процесс теоретического и практического профессионального воспитания будущего специалиста должен быть организован в последовательности и преемственности, соответствующей закономерностям усвоения профессиональных знаний и умений.

Да, критериями работы воспитателя, учителя-наставника необходимо считать наличие у него профессионально значимых качеств, творческое отношение к работе, результаты его труда.

Плане соответствия объекта и субъекта профессионального воспитания личности учителя важную роль играет профессиограмма в разработке вопросов диагностики и методики профессиональной ориентации и отбора молодежи в высшие учебные заведения не только педагогические, но и любые другие: экономические, технические, медицинские, юридические и т. д.

В процессе исследования нами выделены следующие профессиональные умения: 1) нравственно — профессиональные умения; 2) организаторские умения; 3) умения анализа и самоанализа; 4) творческие умения.

В соответствии с задачами и логикой нашего исследования мы подвергли анализу уровень развития студентов старших курсов (356 чел.) и учителей, имевших менее пяти лет педагогического стажа (364 чел.) Результаты уровень развития вышеприведенных профессиональных умений представлены в таблицах 1, 2, 3, 4. При этом нами определены критерии баллов в следующем порядке:

0- 1- низкий;

2- 3- средний;

4- 5- высокий;

6- 7- очень высокий;

Данные таблицы 1 показывают, что очень высоким уровнем развития нравственно- профессиональных умений не обладают ни учителя, ни студенты. А высоким уровнем развития профессиональных умений обладают только 83 % учителей, и то лишь по трем компонентам: умению положительно повлиять на другую личность; умению быть деликатным и предусмотрительным в отношениях с людьми; умению быть всегда терпеливым.

Таблица 1

Нравственно-профессиональные умения

Уровни развития профессиональных умений

Количество студентов из 356 чел. (в %)

Количество учителей из 364 чел. (в %)

1

2

3

4

Умение положительно повлиять на другую личность

4

79

5

83

Умение быть деликатным и предупредительным в отношениях с людьми

4

79

5

83

Умение быть всегда терпеливым

4

79

5

83

Умение всегда владеть собой в любой ситуации

3

68

4

76

Умение управлять своими эмоциями

3

68

4

76

Умение постоянно контролировать себя

4

79

4

76

Умение владеть своим настроением

3

68

3

67

Умение владеть голосом, придавать ему различные интонации

3

68

4

76

Умение мысленно ставит себя на место воспитанника

3

68

4

76

Умение находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах

3

68

4

76

Умение видеть проявление психических процессов, психических свойств и психических состояний, социально психологических установок и мотивов поведения

3

68

4

76

  1. баллы;

  2. число опрашиваемых в %

Таблица 2

Организаторские умения

Уровни развития профессиональных умений

Количество студентов из 356 чел. (в %)

Количество учителей из 364 чел. (в %)

1

2

3

4

Умение организовать профессиональный труд

3

68

4

76

Умение организовать коллектив на выполнение поставленных задач

3

68

4

76

Умение быстро принимать решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия

3

68

4

76

Умение находить наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки

2

63

3

69

Умение сотрудничать с учителями, воспитателями, родителями и общественными организациями

2

63

3

69

Умение организовать общественно полезный труд

2

68

4

76

Умение организовать работу с родителями

2

63

4

76

Умение организовать досуг учащихся

2

63

3

69

Умение формировать коллектив, актив для выполнения принятых решений

2

63

3

69

Умение планировать индивидуальную работу с отдельными учащимися

2

63

3

69


Из таблицы 2 видно, что особенно неблагополучно обстоит дело с формированием организаторских умений у студентов старших курсов. Так, 63 % студентов характеризуется низким уровнем развития умения организовать работу с родителями, умения организовать досуг учащихся умения формировать коллектив, актив учащихся и т. д.


Таблица 3

Умения анализа и самоанализа

Уровни развития профессиональных умений

Количество студентов из 356 чел. (в %)

Количество учителей из 364 чел. (в %)

1

2

3

4

Умение анализировать и оценивать состояние реально существующих социально — педагогических явлений, причины, условия и характер из возникновения и развития

3

68

3

69

Умение выявлять уровень воспитанности и облученности учащихся.

2

63

3

69

Умение осуществлять диагностику состояния воспитанности учащихся.

1

49

2

52

Умение анализировать конкретные педагогических ситуации

2

63

3

69

Умение анализировать недостатки профессиональной деятельности.

3

68

4

76

Умение анализировать опыт других учителей с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы

3

63

3

69

Умение обучать учащихся анализу и самоанализу своей деятельности

1

49

2

52

Умение теоретически обосновать выбирать методы, средства, организационные формы учебно-воспитательной работы

1

49

2

52

Умение на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновать новые педагогические задачи

1

49

2

52


Результаты анализа показывают, что у будущих учителей и учителей общеобразовательных школ очень низко умение осуществлять диагностику состояния воспитанности учащихся, анализа и самоанализа своей деятельности и т. д.


Таблица 4

Уровни развития профессиональных умений

Количество студентов из 356 чел. (в %)

Количество учителей из 364 чел. (в %)

1

2

3

4

Умение осуществлять статистико-математическую обработку научного материала для практической работы

1

49

2

52

Умение творчески и обоснованно строить социально-педагогическую и логико-психологическую структуру профессионального самовоспитания

2

63

3

69

Умение разрабатывать и осуществлять средства, способы и приемы нетрадиционных воспитательных мероприятий

2

63

3

69

Умение анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью

2

63

3

69

Умение анализировать природу достижений профессионального воспитания личности учителя

3

68

3

69

Умение соотносить свой опыт с педагогической теорией, ставить перед собой исследовательскую задачу и применять соответствующие методики

3

68

3

69

Умение анализировать ситуацию с позиций ребенка, ученика и студента

3

68

4

76

Умение использовать педагогические идей и методические рекомендации в практической деятельности

3

68

4

76


Данные таблицы показывают, что уровень творческих умений зависит от педагогического стажа и степени развития творческого мышления специалиста.

Таким образом, в процессе непрерывного педагогического образования эффективность профессиональной деятельности будущего специалиста, воспитателя и учителя в равной степени зависит от его умения учитывать способы получения достигнутого результата.

Данным выводом обусловливается такой аспект нашей работы, как определение личностно-профессиональных качеств учителя. В своем исследовании для обеспечения надежности результатов в сопоставительным плане рассмотрим и личностно-профессиональные качества врача, поскольку как педагог, так и врач относятся к группе профессий типа «человек-человек». В условиях рыночных отношений квалифицированно убеждать, требовать, воспитывать и исцелять недуги специалист сможет лишь тогда, когда он будет чувствовать силу своего нравственно-профессионального престижа. Проблемы профессионального авторитета, гуманизма, профессиональной культуры приобретают первостепенное значение при исследовании и анализе характера профессионального самовоспитания личности специалиста.

Итак, главное дело в том, что нужно очеловечить воспитание и образование. Профессии учителя и врача воспринимаются в этом случае как существенная жизненная ценность!

Профессиональное воспитание достигает своего апогея тогда, когда личностные качества человека переплетаются с профессионально значимыми качествами специалиста. Тогда не будет возврата к различным авторитарным стремлениям, безответственному отношению к педагогическому труду, жестокости, недоброжелательности, беспринципности и другим антипрофессиональным качествам.


Литература:

  1. Гармонично развитие поколение — основа прогресса Узбекистана. — Т.: Шарк, 1998. — 64 с.

  2. Ввыступление Президента Республики Узбекистана Ислама Каримова на открытии международной конференции Подготовка образованного и интеллектуального развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны”. Правда востока, 18 февр. 2012 г.

  3. Дистервег А.Избранные пед.соч. составитель В. А. Ротинберг; общ. ред. Е. Н. Медынского. — М.: 1956.-374 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle