Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гарева, Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Т. А. Гарева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3237/ (дата обращения: 26.04.2024).

Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Клиническая картина дизартрии сложна. Основными её проявлениями являются нарушения звукопроизношения, голосообразования, а также нарушения ритма, темпа и интонации.

Состояние неречевых функций у детей со стёртой дизартрией характеризуется качественным своеобразием. Это проявляется в специфических особенностях ВПФ, моторной сферы и личностном развитии детей. Данные нарушения были подробно исследованы Р. И. Мартыновой, Л. В. Лопатиной, В. А. Киселёвой.

Авторы отмечают, что дизартрия возникает вследствие патологии пренатального, натального и постнатального периода развития. Среди причин пренатального периода отмечается токсикоз беременности, острые и хронические инфекции, интоксикации, кислородная недостаточность. Причинами натального периода являются затяжные или стремительные роды, резус — конфликт, асфиксия, слабость родовой деятельности.. В постнатальный период развития у детей с дизартрией выявляется нарушение сна, беспокойство, слабость крика, повышенное утомление, вялость акта сосания. У детей раннего возраста могут возникать такие заболевания, как менингиты, менингоэнцефалиты, травматические нарушения, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы.

Безусловно, вышеперечисленные особенности отрицательно сказываются на психическом и речевом развитии ребёнка.

Так, Р. И. Мартынова установила, что в раннем возрасте дети со стёртой дизартрией отстают от своих сверстников по психофизическим показателям. Автором было замечено, что «У 44 % детей отмечалась задержка в развитии зубов; 64 % детей начинали ходить после 1,5–5 лет. Задержка в развитии речи обнаружилась у 92 % детей. Первые слова появлялись у большинства детей в возрасте двух — четырёх лет, элементарная фразовая речь к четырём — шести годам».

Р. И. Мартынова обнаружила, что в физическом статусе этих детей имеется соматическая ослабленность, истощение, бледность или покраснение кожных покровов. У детей с дизартрией уже в раннем возрасте может отмечаться рахит, диспластичность в строении скелета, экссудативный диатез, хронический тонзиллит. Дыхание у таких детей короткое, поверхностное, воздушная струя используется неэкономно.

В. А. Киселёва отмечает тот факт, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами наблюдается не резко выраженная неврологическая симптоматика. Для неё характерны признаки: наличие кифосколиоза, лицевые ассиметрии, ассиметрии глазных щелей, лопаток, наличие невусов, ангиом. По мнению автора, эти неврологические симптомы свидетельствуют о «вовлечении в функциональную дезавтономию каудальных отделов ствола головного мозга».

В исследованиях Л. В. Лопатиной отмечается, что у детей со стёртой дизартрией основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с органическим поражением лицевого, языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов.

Автором было установлено, что при поражении подъязычного нерва ограничиваются движения языка в сторону, вверх, вперёд. Отмечается слабость одной половины языка, чрезмерное напряжение спинки языка, нарастающее утомление мышц, нарушение координации, отклонение языка в сторону при высовывании, парез и атрофия одной половины языка, фибриллярное его подёргивание. Это можно заметить, если предложить ребёнку в течение 20 секунд пощёлкать языком, а затем положить кончик языка на нижнюю губу. При этом кончик языка начнёт синеть и отклоняться в сторону.

При поражении лицевого нерва дети начинают выполнять движения не в полном объёме, при наличии синкинезий, имеется сглаженность носогубных складок, слабость надувания щёк.

Поражение блуждающего и языкоглоточного нервов проявляется в попёрхивании, в глухом голосе с носовым оттенком, вялом сокращении мягкого нёба во время речи, понижении глоточного рефлекса и отклонении языка в сторону.

Из-за патологии тройничного нерва у детей можно наблюдать следующие симптомы: движения органов артикуляции приблизительные, имеется сикинезии. Из-за этого дети часто попёрхиваются, имеются трудности в глотании и жевании пищи, в произнесении слов.

Л. В. Лопатина обозначила всю неврологическую симптоматику у детей с дизартрией, как «пирамидную недостаточность».

По данным Р. И. Мартыновой у 82 % детей со стёртой дизартрией выявлены: 1) повышение сухожильных надкостничных рефлексов (82 % детей); 2) патологические рефлексы Бабинского и Пессепа (74 % детей); 3) рефлексы орального автоматизма (44 % детей); 4) нарушения походки (76 % детей) 5) парезы рук и ног (60 % детей).

По данным Л. В. Лопатиной, данные моторные трудности возникают из — за: 1) несовершенства руброспинального уровня регуляции движений (гипотанические расстройства); 2) недостаточности работы талламо-паллидарного уровня (гиподинамические расстройства); 3) недостаточности деятельности пирамидно-стриального уровня (нарушение координации, точности движений); 4) недостаточности деятельности кортикального теменно-премоторного уровня (диспраксия).

Следует отметить особенности ВПФ у детей со стёртой дизартрией. Важные данные были получены в исследовании В. А. Киселёвой. Она отмечала, что при обследовании зрительного гнозиса у детей со стёртой дизартрией обнаруживается сужение объёма восприятия. А при обследовании оптико-пространственного гнозиса у детей проявляются изменения стратегии восприятия, а также зеркальность при выполнении проб.

Неоднократно в работах Р. И. Мартыновой отмечается, что для детей с дизартрией характерны вегетативные нарушения. Они часто проявляются в виде посинения, потливости, похолодания конечностей.

Р. И. Мартынова выявила тот факт, что для большинства детей со стёртой дизартрией характерно снижение работоспособности. Это проявляется в том, что дети с данной речевой патологией в начале занятия являются более активными, внимательными, чем в конце. Автор провела диагностику особенностей восприятия, памяти, мышления по тестам Бинэ и Декедра. На этом обследовании дети давали неточные ответы. Исследователем было обнаружено снижение объёма слухоречевой памяти, замедление мыслительных процессов, недостаточность восприятия предъявляемого объекта.

Р. И. Мартынова исследовала у детей со стёртой дизартрией и особенности памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы. Так, нарушение памяти проявлялось в снижении объёма запоминания речевого материала и быстром его забывании.

Особенности внимания у детей с дизартрией проявляются в чрезмерной отвлекаемости ребёнка, в неумении сосредоточится на одном роде деятельности.

Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде быстрой истощаемости нервной системы, эмоциональной возбудимости. В дошкольном и школьном возрасте такие дети склонны к раздражительности, плаксивости, частой смене настроения. Истощаемость этих детей ярко проявляется при любой интеллектуальной нагрузке. Как отмечала Р. И. Мартынова «У детей имеется повышенная раздражительность, настойчивость, негативизм; по малейшему поводу у этих детей возникали вспышки аффекта. Дети били и кусали окружающих, щипали, грубили, лгали».

Все выше перечисленные психологические особенности детей с дизартрией существенно затрудняют процесс их обучения. Следовательно, для коррекции дизартрии необходим комплексный подход с участием врачей, логопедов, психологов и педагогов.

Из изложенного материала можно сделать выводы:

  1. У детей со стёртой дизартрией имеется органический неврологический фон, но все неврологические симптомы (нарушение функций лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного нервов) выражены в лёгкой форме

  2. Проявление неврологической симптоматики оказывает неблагоприятное воздействие на речь и моторную сферу ребёнка.

  3. Органическая природа дефекта при минимальных дизартрических расстройствах сказывается на становлении познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и личностном развитии детей, что необходимо учитывать в ходе коррекционно-логопедической работы.


Литература:

  1. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М.: АСТ АСТРЕЛЬ, Транзит –книга, 2005. — 141 с.

  2. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. на соиск. Учён. Степ. канд. пед. наук / И. Б. Карелина — М.: 2000. — 23 с.

  3. Киселёва В. А. Комплексное исследование детей со стёртой дизартрией // Логопедия: методические традиции и новаторство. М. –В., 2003, -С. 39 -50

  4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. — М. 1973. С. 98–108.

  5. Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения // Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. М., 203 С. 292 -300

  6. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — С.-П.: Союз, 2004

  7. Мартынова Р. И. О психолого- педагогических особенностях детей — дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. М. 1976 С. 98–110

  8. Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном подходе с позиции комплексного подхода — М., 1972. С. 8- 18.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, стертая дизартрия, дизартрия, ранний возраст, головной мозг, личностное развитие детей, неврологическая симптоматика, нервная система, подъязычный нерв, тройничный нерв.

Похожие статьи

Особенности проявления дизартрии при различных поражениях...

ребенок, стертая дизартрия, ранний возраст, дизартрия, тройничный нерв, подъязычный нерв, нервная система, неврологическая симптоматика, головной мозг, личностное развитие детей.

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами — нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски.

В основу данной классификации положен принцип системного подхода к деятельности центральной нервной системы.

Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии...

Дети со стертой дизартрией составляют до 50 % всех детей ОНР, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием- до 35 %.

Также все неврологические симптомы были выражены в легкой форме и имели мозаичный характер.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

стертая дизартрия, ребенок, артикуляционный аппарат, дифференциальная диагностика, нарушение, логопедическое обследование, дошкольный возраст, зрительное восприятие, речевой дефект, дизартрия.

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Дизартрия — это патология, обусловленная органическим поражением центральной нервной системы. Из-за этого зачастую к данному

Качественно же волевое развитие детей с дизартрией отличается от волевого развития детей с нормальным речевым развитием.

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Вопросами развития ребенка дошкольного возраста с дизартрией занимались Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, Е. Н. Винарская, О. Г. Приходько и др.

К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей...

У детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией можно отметить нарушения темпа речи.

Стёртая форма корковой дизартрии в симптоматике имеет нарушения громкости.

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи...

При поражении лицевого нерва дети начинают выполнять движения не в полном объёме, имеется сглаженность носогубных складок.

Важно отметить, что у детей со стёртой дизартрией чаще всего страдают свистящие и шипящие звуки.

Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии...

У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нервной системы плода и новорожденного) [4,с.152].

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50 % детей имеют стёртую дизартрию.

Похожие статьи

Особенности проявления дизартрии при различных поражениях...

ребенок, стертая дизартрия, ранний возраст, дизартрия, тройничный нерв, подъязычный нерв, нервная система, неврологическая симптоматика, головной мозг, личностное развитие детей.

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами — нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски.

В основу данной классификации положен принцип системного подхода к деятельности центральной нервной системы.

Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии...

Дети со стертой дизартрией составляют до 50 % всех детей ОНР, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием- до 35 %.

Также все неврологические симптомы были выражены в легкой форме и имели мозаичный характер.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

стертая дизартрия, ребенок, артикуляционный аппарат, дифференциальная диагностика, нарушение, логопедическое обследование, дошкольный возраст, зрительное восприятие, речевой дефект, дизартрия.

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Дизартрия — это патология, обусловленная органическим поражением центральной нервной системы. Из-за этого зачастую к данному

Качественно же волевое развитие детей с дизартрией отличается от волевого развития детей с нормальным речевым развитием.

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Вопросами развития ребенка дошкольного возраста с дизартрией занимались Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, Е. Н. Винарская, О. Г. Приходько и др.

К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей...

У детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией можно отметить нарушения темпа речи.

Стёртая форма корковой дизартрии в симптоматике имеет нарушения громкости.

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи...

При поражении лицевого нерва дети начинают выполнять движения не в полном объёме, имеется сглаженность носогубных складок.

Важно отметить, что у детей со стёртой дизартрией чаще всего страдают свистящие и шипящие звуки.

Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии...

У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нервной системы плода и новорожденного) [4,с.152].

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50 % детей имеют стёртую дизартрию.