Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 17.05.2017

Статья просмотрена: 8611 раз

Библиографическое описание:

Шелгунова, Н. Б. Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга / Н. Б. Шелгунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43482/ (дата обращения: 28.04.2024).



Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга

Шелгунова Нина Борисовна, магистрант

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

В настоящее время дизартрия является одной из важных проблем логопедии и специальной психологии. Дизартрия является сложной речевой патологией, она интенсивно изучается в различных аспектах теоретическом и в практическом отечественной и мировой научной литературе.

Ключевые слова: дизартрия, нарушение речи

Currently, dysarthria is one of the important problems of speech therapy and special psychology. Dysarthria is a complex speech pathology, it is intensively studied in various aspects of theoretical and practical Russian and world scientific literature.

Keywords: dysarthria, speech impairment

В логопедии термин дизартрия обозначает расстройства фонетико-фонематической стороны речи, обусловленный последствиями органических поражений головного мозга. Этот термин, образуется от греческого dys-расстройство; arthoo- членораздельное произношение, в переводе означая «нечленораздельная речь» [2, c.384].

В отечественной логопедии дизартрию рассматривали как вид косноязычия. Исследователи проявляли интерес к дизартрии у детей, начиная с середины 20 века. В 1940 году статью, посвящённую дизартрии у детей с ДЦП, публикует К. Н. Виттроф. Существенный вклад в разработку проблемы диагностики и коррекции дизартрии у данной категории детей внесли: М. В. Ипполитова, О.В. Правдина, И.И Панченко, Е. М. Мастюкова, Е. Ф Архипова. Во второй половине 20 века учёные обращают внимание обращают свое внимание на дизартрию у детей, не страдающих ДЦП. Е. Ф. Соботович, Л. В. Мелихова, Р. И. Мартынова дают описание стёртой формы дизартрии и критерии её разграничения с дислалией. На протяжении всего 20 века разрабатывались методики логопедической диагностики и коррекции дизартрии. Г. Гуцман впервые предложил методику устранения дизартрии. Дифференцированные методики коррекции различных форм дизартрии были разработаны С. Лайнбаухом, Д. Атеном, Б. Берри и другими [4, с.27].

Причины дизартрии могут носить врождённый и приобретённый характер. У детей дизартрия чаще всего возникает в следствии перинатального воздействия на мозг. К ним относятся: генетические синдромы, включающие органическую патологию ЦНС; повреждение головного мозга плода, обусловленное интоксикацией, гипоксией, инфекционными и вирусными заболеваниями, аутоиммунными реакциями материнского организма, травмами. В натальном периоде факторами риска дизартрии являются родовые травмы и асфиксии плода. В раннем постнатальном периоде к дизартрии могут привести гемолитическая желтуха новорождённых, интоксикации, энцефалопатии) [1, c. 384].

Приобретённая дизартрия является следствием менингитов и энцефалитов, черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, опухолей головного мозга.

Дефекты произношения при дизартрии определяются нарушениями речевой моторики, в основе которых лежат характерные речевые расстройства:

– при повреждении корковых моторных отделов головного мозга — апраксия (потеря способности контролировать организацию движений в пространстве или времени);

– при повреждении пирамидного пути — параличи (центральные спастические и периферические вялые);

– при повреждении ствола- ригидность (резко выраженная спастичность), синкенезии (непроизвольные сопутствующие движения), оральные автоматизмы (непроизвольные сосательные, облизывающие движения, вытягивания губ, гримасничанье, смех, раданье, стон);

– при повреждении стриопалидарной системы — гиперкинезы, дистония мышц, дискоординация работы отделов речевого аппарата, трудности автоматизации двигательных навыков;

– при повреждении мозжечка — атаксии (нарушения равновесия с характерной дисметрией движений), гипотонус мышц, трудности автоматизации движений [6, c.30-33]..

Симптомы дизартрии у разных людей могут быть представлены в различной степени. От полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики (стёртой дизартрии) [5, c. 512-517].

В нашей стране признание получила топическая классификация приобретённой дизартрии Е. Н. Винарской. В этой классификации клинические формы дизартрии определяются в соответствии с локализацией очага поражения в двигательной системе. В классификации выделяют бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковые формы дизартрии [3, c.280-303]. .

Бульбарная форма дизартрии обусловлена поражением ядер, корешков или переферических стволов черепно- мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи мышц речевых органов, приводящие к потере любых движений — произвольных и непроизвольных. Так как поражение может носить очаговый характер, следовательно, из акта произношения исключаются те или иные мышцы. Такие поражения могут быть односторонними или двусторонними. Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствам звукопроизношения. При наиболее выраженных расстройствах человек может произносить 2-3 звука. Кроме того, при дизартрии в речи больных проявляются дополнительные призвуки, вызванные нарушением регуляции слюноотделения, дополнительным мышечным напряжением в тех отделах, где движения возможны. В связи с этим внятная речь страдает пропорционально тяжести и распространённости параличей и парезов в оральной области [1, c.385-390]. .

Псевдобульбарная форма дизартрия возникает при поражении пирамидных путей от коры до продолговатого мозга. Для такой локализации поражения характерны спастические параличи с нарушение управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В связи с этим в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требуемые более точной дифференциации мышечных движений.

Экстрапирамидная форма дизартрии является следствием поражения экстрапирамидной системы. При этом нарушается управление мышечным тонусом. Возникают дистонии и наиболее характерные симптомы — гиперкинезы. Гиперкинезы проявляются в виде ритмичных сокращений мышц (хореический гиперкинез) и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются при усложнении движений и повышении уровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии наблюдаются расстройства произношения и артикуляции сложных звуков и выраженные нарушение просодических компонентов речи. Произношение носит нервный характер, качество произношения существенно снижается при проявлении гиперкинеза. В связи с этим выражена дискоординация дыхательного, голосового, артикуляторного отделов. Пациент часто начинает произношение без подачи воздушной струи. Звук при этом не образуется, пациент вынужден предпринимать повторные попытки начала речи. Более ярко, чем в других формах, представлена «стволовая» симптоматика — синкинезии и оральные автоматизмы. Существенно страдает способность автоматизации движений т. е. Переход от умения правильно произносить звук к навыку.

Мозжечковая форма дизартрии возникает при поражении мозжечка. Характерным симптомом мозжечковой дисфунккции являются расстройства координации. Пациент часто не может рассчитать силу движения, в связи с чем движения в начальной фазе излишне активны, а конечной — недостаточны. Это проявляется в речи. Обычно начало речевого высказывания , а окончание — тихое. Расстройства просодики выражаются в неспособности подчинить речевой поток интонационным ударениям, речь приобретает послоговой, «скандированный характер». Симптомом поражения мозжечка является гипотонус, который наряду с координационными проблемами определяет избирательное поражение большую выраженность нарушений артикуляционно сложных звуков. Координация является важным элементом движения, обеспечивающей его автоматизацию. Дефецит координации приводит к выраженным затруднениям автоматизации поставленных звуков.

Корковые дизартрии — следствия поражения двигательных зон коры головного мозга. Для таких нарушений характерна дезорганизация сложных двигательных навыков. Иерархическая структура движения распадается, и все элементы, по сути, уравниваются. Соответственно локализация очага поражения корковые дизартрии разграничеваются на постцентральные и премоторные. Ведущим симптомом корковой двигательной дизартрии являются апраксии, т. е. потеря контроля за производством движенийсо стороны корковых анализаторов. В основе постцентральной корковой дизартрии лежит кинестетическая апраксия, проявляющееся в нарушении контроля за пространственной организацией движения. Для пациентов с кинестетической апраксией характерно неточное воспроизведение артикуляции. Так как слуховой контроль сохранен, пациент предпринимает повторные попытки правильного воспроизведения языковых единиц — « поиск» артикуляции. Ядром премоторной корковой дизартрии является кинетическая апраксия , т. е. потеря контроля за временной организацией движения. При этом нарушается плавность переключения от одних элементов движения к другим. Характерны персеверации — застраивания на отдельных элементах движения и повторные попытки плавного и слитного произношения [6, c.30-33]. .

При коррекционной работе необходимо учитывать все особенности каждой формы дизартрии, от её формы и проявлений зависит выбор коррекционного маршрута [7, c.248-263].

Литература:

  1. Бадалян Л.О., Невропатология : Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — С 384-390.
  2. Визель Т.Г., Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. — М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005.- С 384.
  3. Винарская Е.Н., ПулатовА.М. Дизартрия и задачи топической диагностики. — В кн.: Клиническая неврология (очерки). —Ташкент: Медицина, 1978, — С 280-303.
  4. Литвак Л.Б., Локально-диагностические особенности дизартрии и дис-фонии в неврологической клинике. — В кн.: Вопросы патологии речи, том XXXII (81), Харьков, 1959.- С 24-33.
  5. Лурия А.Р., Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — Изд. 3-е. — М.: Академический Проект, 2000. — С 512-517.
  6. Мастюкова Е.М. Дизартрия //Логопедия. — М., 1989-2002 — С 30-33.
  7. Никифоров А.С. Клиника поражения лимбико-ретикулярных структур. — В кн.: Клиническая неврология (очерки). — Ташкент: Медицина, 1978, с. 248-263.
Основные термины (генерируются автоматически): дизартрия, головной мозг, движение, кинестетическая апраксия, корковая дизартрия, коррекция дизартрии, локализация очага поражения, потеря контроля, продолговатый мозг, следствие поражения.


Ключевые слова

дизартрия, нарушение речи

Похожие статьи

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

При этом надо иметь в виду, что в формировании праксиса при псевдобульбарной дизартрии на первый план выступают расстройства произвольных движений, требующих коркового контроля.

Афазия и пути её преодоления | Статья в журнале...

Нарушения мозга проявляются в виде афазий и дизартрий.

Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией очага поражения.

Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

Л. В. Лопатина отметила, что стёртая дизартрия — это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии...

Стертая дизартрия — нарушение речи, которое проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микро органического поражения головного мозга.

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными...

ребенок, стертая дизартрия, ранний возраст, дизартрия, тройничный нерв, подъязычный нерв, нервная система, неврологическая симптоматика, головной мозг, личностное развитие детей.

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенные трудности.

Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание).

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления...

Ключевые слова: моторный праксис, общее недоразвитие речи, дизартрия, коррекционно-развивающая технология.

При этом игры с разнотипными движениями, которые, в отличие от игр с симметричными движениями, развивающие резервные возможности головного мозга...

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Дизартрия — это патология, обусловленная органическим поражением центральной нервной системы.

Самыми простыми непроизвольными движениями являются, например, мигание, глотание, чихание и другие.

Использование логоритмических занятий в комплексе...

В ЦПРиН на базе детского отделения проходят нейрореабилитацию дети с последствиями очаговых поражений головного мозга, в

произносительные трудности, обусловленные явлениями комплексной речевой апраксии и усугубленные дизартрией средне-тяжелой...

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

При этом надо иметь в виду, что в формировании праксиса при псевдобульбарной дизартрии на первый план выступают расстройства произвольных движений, требующих коркового контроля.

Афазия и пути её преодоления | Статья в журнале...

Нарушения мозга проявляются в виде афазий и дизартрий.

Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией очага поражения.

Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

Л. В. Лопатина отметила, что стёртая дизартрия — это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии...

Стертая дизартрия — нарушение речи, которое проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микро органического поражения головного мозга.

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными...

ребенок, стертая дизартрия, ранний возраст, дизартрия, тройничный нерв, подъязычный нерв, нервная система, неврологическая симптоматика, головной мозг, личностное развитие детей.

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенные трудности.

Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание).

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления...

Ключевые слова: моторный праксис, общее недоразвитие речи, дизартрия, коррекционно-развивающая технология.

При этом игры с разнотипными движениями, которые, в отличие от игр с симметричными движениями, развивающие резервные возможности головного мозга...

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Дизартрия — это патология, обусловленная органическим поражением центральной нервной системы.

Самыми простыми непроизвольными движениями являются, например, мигание, глотание, чихание и другие.

Использование логоритмических занятий в комплексе...

В ЦПРиН на базе детского отделения проходят нейрореабилитацию дети с последствиями очаговых поражений головного мозга, в

произносительные трудности, обусловленные явлениями комплексной речевой апраксии и усугубленные дизартрией средне-тяжелой...

Похожие статьи

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

При этом надо иметь в виду, что в формировании праксиса при псевдобульбарной дизартрии на первый план выступают расстройства произвольных движений, требующих коркового контроля.

Афазия и пути её преодоления | Статья в журнале...

Нарушения мозга проявляются в виде афазий и дизартрий.

Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией очага поражения.

Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

Л. В. Лопатина отметила, что стёртая дизартрия — это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии...

Стертая дизартрия — нарушение речи, которое проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микро органического поражения головного мозга.

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными...

ребенок, стертая дизартрия, ранний возраст, дизартрия, тройничный нерв, подъязычный нерв, нервная система, неврологическая симптоматика, головной мозг, личностное развитие детей.

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенные трудности.

Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание).

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления...

Ключевые слова: моторный праксис, общее недоразвитие речи, дизартрия, коррекционно-развивающая технология.

При этом игры с разнотипными движениями, которые, в отличие от игр с симметричными движениями, развивающие резервные возможности головного мозга...

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Дизартрия — это патология, обусловленная органическим поражением центральной нервной системы.

Самыми простыми непроизвольными движениями являются, например, мигание, глотание, чихание и другие.

Использование логоритмических занятий в комплексе...

В ЦПРиН на базе детского отделения проходят нейрореабилитацию дети с последствиями очаговых поражений головного мозга, в

произносительные трудности, обусловленные явлениями комплексной речевой апраксии и усугубленные дизартрией средне-тяжелой...

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

При этом надо иметь в виду, что в формировании праксиса при псевдобульбарной дизартрии на первый план выступают расстройства произвольных движений, требующих коркового контроля.

Афазия и пути её преодоления | Статья в журнале...

Нарушения мозга проявляются в виде афазий и дизартрий.

Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией очага поражения.

Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

Л. В. Лопатина отметила, что стёртая дизартрия — это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии...

Стертая дизартрия — нарушение речи, которое проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микро органического поражения головного мозга.

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными...

ребенок, стертая дизартрия, ранний возраст, дизартрия, тройничный нерв, подъязычный нерв, нервная система, неврологическая симптоматика, головной мозг, личностное развитие детей.

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенные трудности.

Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание).

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления...

Ключевые слова: моторный праксис, общее недоразвитие речи, дизартрия, коррекционно-развивающая технология.

При этом игры с разнотипными движениями, которые, в отличие от игр с симметричными движениями, развивающие резервные возможности головного мозга...

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Дизартрия — это патология, обусловленная органическим поражением центральной нервной системы.

Самыми простыми непроизвольными движениями являются, например, мигание, глотание, чихание и другие.

Использование логоритмических занятий в комплексе...

В ЦПРиН на базе детского отделения проходят нейрореабилитацию дети с последствиями очаговых поражений головного мозга, в

произносительные трудности, обусловленные явлениями комплексной речевой апраксии и усугубленные дизартрией средне-тяжелой...

Задать вопрос