Библиографическое описание:

Попко Т. П. Диагональная схема урока с применением компьютеров – развитие информационной компетенции [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 218-222.

Перед школьным учителем математики остро стоит проблема – разработка современного урока, включающего в себя вопросы развития у учащихся целого ряда компетенций. В огромном потоке информации особо остро возникает вопрос в развитии у учащихся информационной компетенции. Но не всегда учитель математики может провести урок с использованием ИКТ, где на каждого ученика будет соответствовать одно компьютерное место.

Предлагаю рассмотреть вариант с применением диагональной схемы компьютера.

Таблица 1

Повторительно – обобщающий урок математики в 6 классе

Повторительно – обобщающий урок, этапы

Время этапа, мин

Этапы урока по диагональной схеме

Задание учащегося сильной подгруппы

Задания учащегося средней подгруппы

Для слабой подгруппы

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя, в котором сообщает цель и план урока.

2

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

  1. Выполнение индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно - понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений

10

2. 10-12 минут

Работа за компьютером - 10-12 минут.

Работа с учебником - 10-12 минут.

Работа с учителем - 10-12 минут.

12

3. 10-12 минут

Работа с учебником - 10-12 минут.

Работа с компьютером - 10-12 минут.

Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут.

15

4. 10-20 минут

Решение задач - 10 - 20 минут.

Решение задач - 10 - 20 минут.

Работа с компьютером - 10 - 20 минут.

  1. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

3

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

  1. Формирование выводов по изученному материалу

  2. Оценка результатов урока.

  3. Задание на дом (не всегда).

3


Такая “диагональная” схема построения урока, как показал опыт, хорошо оправдывает себя и в начальной, и в средней школе. На таком уроке учитель выступает в качестве помощника и консультанта, а не в качестве “источника знаний”. Если в классе есть ученик, имеющий прочные навыки работы с компьютером, можно использовать его как технического консультанта. Точно так же, можно привлечь в качестве консультанта учителя информатики или старшеклассника, если есть такая возможность. Диагональная схема урока является вынужденной, когда учитель работает с небольшим количеством компьютеров в целом классе.

Таблица 2

Тема урока:

Координатная плоскость 13 урок в главе Сложение рациональных чисел
3 урок в теме Координатная плоскость 6 класс

Цели урока:

Закрепить навыки построения и нахождения точек по заданным координатам; закрепить умение самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида; развивать навыки самоконтроля и самоанализа, логическое мышление, пространственное представление. Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к предмету математика. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

Тип урока:

Повторительно – обобщающий урок с применением ИКТ

Форма урока

Практикум

Форма работы на уроке

устная работа; самостоятельная работа; работа с использованием ЭСО.

Использование ЭСО

Электронный учебник, интерактивные программы, мультимедийная презентация

Учебно-информационные умения и навыки

поиск информации в эл.учебнике, работа с основными компонентами учебника, использование информации полученной посредством ЭСО, владение разными формами получения информации.

Ход урока

Этапы урока

Цель

Ключевые компетентности – как результат на данном этапе

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся, связанная с развитием информационной компетенцией

Методы формирования информационной компетенции

Орг.момент. Постановка целей и задач перед учащимися

Подготовить учащихся к предстоящей работе. Настроить их на предстоящее занятие. заинтересовать учащихся в предстоящей деятельности.

  • формирование информационной компетентности

приветствует учащихся (уважение, симпатия, выражение добра, проверяет подготовку учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организует внимание учащихся, сообщает тему урока, сообщает, что на уроке ученики должны показать умения и навыки при решении задач по теме «Координатная плоскость»

Концентрация внимания. Осмысление информации, полученной от учителя.

Получение и осмысление информации

Выполнение индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно - понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений

  • развивать самостоятельность мышления, развивать внимание и память. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений их коррекция. учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

  • формирование самообразовательной компетентности

  • формирование познавательной компетентности

  • формирование информационной компетентности

Ход этапа

Учатся связывать информацию из разных источников в единое целое.

Выполняют задания самостоятельно, используя записи в тетради, опорный конспект (владение навыками работы с различными источниками информации), учебник и ЭСО

Обработка (упорядочение) информации

Обработка (анализ и обобщение) информации

Сбор, поиск и получение информации

См. Таблица 1

Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

  • формирование самообразовательной,

  • информационной компетентности

  • проверяет, как учащиеся справились с работой,

  • просит проанализировать свою работу (что далось легко, что забыли, чего не знали), дать ей оценку.

слушают учителя, делают выводы и обобщения, дают оценку своим ЗУН, отстаивать своё мнение по полученным результатам.

Обработка информации, полученной из учебных материалов

Формирование выводов по изученному материалу. Оценка результатов урока.

Задание на дом (не всегда).

проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры. Сообщить ДЗ.

  • формирование самообразовательной компетентности

  • формирование информационной компетентности

  • подводит итоги работы учащихся

  • выставляет всем оценки, даёт оценку каждому, комментируя её, особенно для слабых учащихся.

Концентрация внимания. Осмысление информации, полученной от учителя.

Обработка (умение выделять главную мысль) информации


Раздаточный материал для учащихся

1 группа

2 группа

3 группа

10 мин

Карточка «Нарисуй картинку по координатам»

  1. Найдите расстояние от точки A с координатами (6, 8) до оси абсцисс.

  2. Найдите расстояние от точки С с координатами (6, 8) до оси ординат.

  3. Найдите расстояние от точки В с координатами (0, 8) до начала координат.

  4. Найдите абсциссу точки, симметричной точке A (6, 8) относительно оси Oy.

  5. Найдите ординату точки, симметричной точке A (6, 8) относительно оси Ox.

  6. Найдите абсциссу точки, симметричной точке A (6, 8) относительно начала координат.

  7. Найдите ординату точки, симметричной точке A (6, 8) относительно начала координат.

Определяем координаты с учителем

Карточки

«Найди координаты точек рисунка»»

  1. определение координат данных точек

  2. определение координат параллельных отрезков

  3. определение координат перпендикулярных друг другу отрезков

  4. Определение точек, расположенных в 1, 2, 3, 4 четверти


Программа – тренажёр «Математика» Программа «Координатная плоскость»


Программа «Координатная плоскость» Интерактивная программа с теоретическим материалом

Опорный конспект


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle