Библиографическое описание:

Варданян Н. А. Основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной деятельности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 213-217.

Проблемы дистанционного образования становятся сегодня объ­ектом пристального внимания не только отечественных ученых-исследователей, но и зарубежных. Дискуссии по данным вопросам находят все большее отражение в фундаментальных трудах педаго­гов, в публикациях средств массовой печати не только в нашей стра­не, но и за рубежом.

Сегодня существует, как минимум, четыре концепции дистан­ционного образования: теория автономии и независимости, теория индустриализации, теория взаимодействий и коммуникации, теория координирующего подхода в познавательном процессе со стороны преподавателя.

Каждая из концепций предлагает свое видение дальнейшего раз­вития дистанционного обучения, во многом не совпадающее одно с другим, однако все они предполагают широчайшее распространение «дистанта» в ближайшие годы. И это не случайно, так как дистанци­онное обучение действительно обладает целым рядом преимуществ по сравнению с традиционным.

Дистанционное образование позволяет в полной мере исполь­зовать современные средства передачи образовательной информации и управления учебным процессом; оно почти в два раза дешевле тра­диционных форм организации учебного процесса.

Созданные на базе современных носителей информации сред­ства обучения в комплексе с новыми технологическими решениями, а также современным методическим сопровождением, позволяют самостоятельно освоить способы учебной деятельности, создают условия для самостоятельного освоения предметов учебного цикла учащимися в рамках системы дистанционного образования.

Ускоренному освоению форм и методов дистанционного обра­зования сегодня в России способствуют те изменения, которые проис­ходят в экономике государства под воздействием рыночных реформ. У населения возникают новые потребности в современных содержа­нии и технологиях образования, в быстром и эффективном освоении тех областей знания, которые совсем недавно не имели никакого зна­чения для потребителей образовательных услуг.

Появление и развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства на качественно иной основе, чем заочное обучение. Это новое качество придается ин­терактивными средствами обучения, позволяющими вести диалог и содержащими технологию усвоения больших объемов информации.

Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка пре­подаваемого курса, консультирование при составлении индивиду­ального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучае­мым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в СДО предпо­лагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую ин­формацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голо­совая почта или электронные компьютерные сети.

Специализированный контроль качества образования: в качест­ве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные ра­боты, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие сис­темы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО. От успеш­ности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, воз­можность зачета их прохождения традиционными учебными заведе­ниями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна, быть создана единая система государственного тестирования.

Решение этого вопроса связано с определенными трудностями, так как многие, если не большинство, позиций действующих общего­сударственных стандартов нельзя отдиагностировать с помощью тес­тов. Не случайно в последнее время наметилась тенденция к пере­смотру действующих стандартов, в том числе и с позиций возможно­сти объективного тестового контроля заложенных в них требований.

Использование специализированных технологий и средств обу­чения: технология дистанционного обучения - это совокупность мето­дов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе само­стоятельного, но контролируемого освоения им определенного масси­ва знаний. Обучающая технология строится на фундаменте опреде­ленного содержания и должна соответствовать требованиям его пред­ставления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумули­руется в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на имеющихся: в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видео сюжетов и так далее.

Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:

  • печатных материалов (учебно-методические комплекты ли­тературы и заданий),

  • электронных материалов (компьютерные, образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники),

  • аудио- и видео-продукции,

  • телевизионных передач.

При этом носителями информации являются:

  • книги,

  • flesh-памяти, лазерные или жесткие диски,

  • аудио- или видеокассеты.

В качестве средств обучения в ДО выступают, соответственно:

  • учебно-методические комплекты («кейсы»),

  • компьютеры,

  • телевизоры,

  • телефоны;

  • магнитофоны;

  • видеомагнитофоны;

  • специальная техника мультимедиа.

Опора на современные средства передачи образовательной ин­формации: центральным звеном СДО являются средства телекомму­никации и их трансляционная основа. Они используются для обеспе­чения образовательных процессов:

  • необходимыми учебными и учебно-методическими мате­риалами;

  • обратной связью между преподавателем и обучаемым;

  • обменом управленческой информацией внутри системы ДО;

  • выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.

Цели и задачи создании единой СДО и приоритеты ее развития на ближайший период.

Высшей целью создания и развития системы ДО является пре­доставление школьникам, студентам, гражданским и военным спе­циалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами равных образовательных возможно­стей, а также повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потен­циала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных, учреждений. Система ДО позволит обучающемуся получить как базовое, так и до­полнительное образование параллельно с его основной дея­тельностью. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования направлена на расширение образовательной среды в России, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав че­ловека в области образования.

СДО дополнит существующие очные и заочные системы обуче­ния, не будучи их антагонистом. Она естественным образом интегри­руется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствует усилению интеграции разнообразных образовательных, структур и развитию непрерывного образования граждан. За счет создания мо­бильной информационно-образовательной среды и сокращения удельных затрат на одного обучаемого примерно в 2 раза в сравнении с традиционными системами образования СДО обеспечит прин­ципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. ДО является наиболее перспективной формой образова­ния широких слоев населения России в XXI веке.

Последний тезис из концепции развития СДО в России, на пер­вый взгляд кажется дискуссионным. Но, как показала наша практика, опыт работы других учебных заведений это положение, по-видимому, действительно будет реализовано, в частности по причинам, приве­денным ниже.

СДО должна содействовать решению таких социально значи­мых задач, как:

  • повышение уровня образованности общества и качества об­разования;

  • реализация потребностей населения в образовательных услу­гах;

  • удовлетворение потребностей страны в качественно подго­товленных специалистах;

  • повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уров­ня самосознания, расширение кругозора;

  • сохранение и приумножение знаний, кадрового и материаль­ного потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;

  • развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспе­чение возможности получения нострифицированного образования в любой точке образовательного пространства.

Развитие СДО, использующей методы обучения, основанные на современных технологических достижениях с высокой степенью ох­вата и дальнодействия, должно способствовать укреплению междуна­родных позиций России, поскольку, под воздействием научно-технического прогресса образование становится инструментом взаи­мопроникновения не только званий и технологий, но и капитала, ин­струментом борьбы за рынок, решения геополитических задач.

Достоинства дистанционного образования становятся очевид­ными, а развитие ДО приобретает особую актуальность для образова­тельной системы России под воздействием следующих процессов:

  • продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;

  • формирование новых потребностей населения в современных содержании и технологиях образования;

  • политические изменения, способствующие росту междуна­родных связей, в том числе в области образования;

  • появление и быстрое развитие, качественно новых техниче­ских средств обмена информацией между участниками образова­тельного процесса;

  • рост международной интеграции в образовании при усиле­нии конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

В настоящее время создание СДО становится особенно актуаль­ным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию кон­ституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствует логике развития системы образования, и общества в целом, где во, главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.

Развитие СДО ориентируется на такие социальные группы, как:

  • молодежь, не имеющая возможности получить высоко­качественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы и необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров и других аналогичных факторов;

  • офицеры сокращающихся Вооруженных Сил и члены их се­мей;

  • лица, проходящие действительную срочную службу в Воо­руженных Силах России;

  • офицеры и солдаты срочной службы МВД и погранвойск;

  • высвобождающиеся специалисты конверсионных предпри­ятий ВПК;

  • уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистри­рованные в федеральной службе занятости;

  • руководители региональных органов власти и управления;

  • лица всех возрастов, проживающие в удаленных малоосво­енных регионах страны;

  • работающие, уже имеющие образование и желающие приоб­рести новые знания;

  • студенты, намеренные получить второе параллельное обра­зование;

  • лица, желающие получить второе дополнительное образова­ние;

  • лица, специфика работы которых (например, вахтовики) не позволяет учиться в ритме действующих образовательных техноло­гий;

  • лица, имеющие медицинские ограничения для получения ре­гулярного образования в стационарах;

  • менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;

  • преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы;

  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Наряду с этими социальными группами, важным потребителем услуг СДО станет русское и русскоязычное население зарубежных стран, в том числе стран СНГ, и лица, для которых русский язык явля­ется вторым основным языком.

Создание СДО, в полной мере отвечающей поставленным це­лям, представляет собой сложную общегосударственную задачу. При ее решении должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научно-методический, кадровый и произ­водственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая информа­ционная инфраструктура (универсальные каналы связи и каналы вто­ричных сетей) и организационные структуры высшей школы. В це­лом Россия располагает необходимыми предпосылками для перехода к развертыванию национальной системы дистанционного образова­ния.

Вместе с тем при создании единой СДО должны быть преодоле­ны существующие разобщенность и несогласованность в развитии ДО, обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других обра­зовательных учреждений и организаций в области ДО на основе:

  • требований, государственного образовательного стандарта;

  • общих психолого-педагогических, методических и техниче­ских требований к курсам ДО;

  • единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров СДО;

  • создания единой информационно-образовательной сре­ды СДО;

  • объединения бюджетных и внебюджетных источников фи­нансирования на развитие СДО в целом;

  • единого стратегического управления системой .

Создание единой СДО не должно препятствовать самостоя­тельности образовательных учреждений и развитию многообразных форм ДО, обеспечивающих уровень подготовки, превосходящий тре­бования государственного образовательного стандарта.

Основными, задачами, связанными с созданием СДО, являются:

  • определение и закрепление принципов организации и функ­ционировании единой СДО;

  • формирование организационно-управленческой структуры СДО и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;

  • разработка нормативно-правового обеспечения СДО;

  • создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения СДО, включая разработку и осуществление программы проведения рекламно-пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента поль­зователей), направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями, преимуществами СДО и на придание ей статуса высокой престижности и социальной значимости;

  • разработка теоретических, научно-психологических основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социально-культурной, профессиональной, этнической, возрастно-психологической и иной специфики пользователей ДО;

  • создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов ДО, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям и развитие системы электрон­ных библиотек;

  • разработка критериев, средств и систем контроля качества ДО;

  • формирование материально-технической базы СДО, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;

  • совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации образовательных технологий ДО, включая:

  • создание общероссийской сети интерактивного спутникового телевидения, состоящей из центральной и региональных учебных те­лестудий, соединенных спутниковыми каналами связи;

  • интеграцию и развитие прежде всего в регионах систем ком­пьютерных телекоммуникаций высшей школы RUNNET, UNICOR, RELARN, обеспечение взаимодействия отраслевых и других сущест­вующих в России сетей с СДО;

  • формирование сети региональных и отраслевых центров дис­танционного обучения, оснащенных:

  • компьютерными классами;

  • приемными (приємно-передающими) станциями спутниково­го телевидения;

  • подключением к национальной компьютерной сети;

  • электронным архивом учебного материала;

  • местной электронной доской объявлений;

  • библиотекой и видеотекой учебных курсов;

  • просмотровыми видеозалами;

  • средствами размножения учебных пособий малыми тиража­ми;

  • офисным оснащением.

  • создание системой подготовки, переподготовки, и повышения квалификации кадров СДО;

  • развитие широкого двустороннего и многостороннего между­народного сотрудничества в области дистанционного образования.

Указанные задачи должны решаться с учетом таких принципи­альных требований как:

  • безусловное обеспечение высоких стандартов и качества об­разования за счет реализации комплексных образовательных про­грамм, основанных на лучших, традициях отечественного образова­ния, международном, опыте, а также на использовании передовых психолого-педагогических, информационных, коммуникационных и других технологий;

  • организация образования, на основе тесного, и непрерывного взаимодействия образования, науки и производства, и использование преимуществ, создаваемых такой организацией;

  • конкретная адресность курсов и программ ДО в зависимости от социальных и образовательных задач и специфики контингента обучаемых;

  • последовательное формирование, благоприятного общест­венного мнения о дистанционном образовании и создание условий для социально-психологической комфортности пользователей СДО;

  • обеспечение полноценной оперативной (педагогической) и отсроченной (образовательной и социально-психологической) об­ратной связи с потребителями услуг СДО для определения ее дейст­венности в различных регионах и эффективности дистанционного обучения различных категорий пользователей;

  • преимущественная ориентация государственных заказов для СДО на отечественных производителей технических средств с целью расширения занятости в российской экономике.

Осуществление программы создания единой СДО даст следую­щие результаты, если развитие системы пойдет в соответствии с прогнозами специалистов в этой области:

  1. Значительно расширится круг потребителей образовательных услуг, в том числе в труднодоступных, малонаселённых регионах, районах, удаленных от научных и культурных центров страны.

  2. Учитывая, что программы и курсы ДО создаются ведущими преподавателями и учеными страны и распространяются по всей ее территории, повысится качество обучения слушателей, студентов и школьников независимо от их местонахождения.

  3. Развертывание СДО обеспечит создание дополнительных ра­бочих мест для персонала, обслуживающего ДО, разработчиков и производителей технических средств для СДО.

  4. Специальные курсы ДО, предназначенные для повышения квалификации и переподготовки кадров, помогут в решении пробле­мы занятости и позволят повысить уровень подготовки специалистов, быстрее реагировать на меняющиеся социально-экономические усло­вия.

  5. Программы и курсы психологической поддержки, подго­товленные психологами совместно со специалистами-предметниками (юристами, экономистами, врачами и др.), помогут многим категориям населения, в первую очередь безработным верно сориентироваться в меняющейся социально-экономической об­становке, будут, содействовать направлению энергии людей в конст­руктивное, а не деструктивное русло и окажут положительное воздей­ствие на снижение социальной напряженности.

  6. СДО предоставит возможность получения основного и допол­нительного образования по российским программам русскому и рус­скоязычному населению зарубежных стран.

  7. Поскольку стоимость обучения одного студента или слушате­ля, получающего образование в СДО, примерно в два-три раза ниже стоимости традиционного обучении. При развертывании СДО затраты на подготовку специалистов сократятся, и при обучении только 300 тысяч студентов прямые затраты окупятся в течение двух-трех лет.

  8. Техническое оснащение СДО обеспечит заказами наукоемкие производства России, связанные с радиоэлектроникой, информатикой, аэрокосмическим комплексом.

  9. Предоставляя зарубежным странам образовательные услуги нового типа, основанные на передовых технологиях, российское го­сударство получит дополнительные валютные поступления.

  10. Развитие СДО будет способствовать продвижению новых российских образовательных, информационных и коммуникационных технологий на мировой рынок, что даст экономический эффект и по­высит престиж страны.

Таковы основные перспективы развития системы ДО, заложен­ные в соответствующих концепциях, которые утверждались как на го­сударственном так и межгосударственных (стран содружества) уров­нях. Они и определяют приоритеты развития ДО на всех уровнях об­разования.


Литература:

  1. «Организация информационного пространства образовательного учреждения. Практическое руководство» Б.П. Сайков. БИНОМ Лаборатория знаний. Г. Москва. 2005г.

  2. «Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя» О.Б. Ставрова. Интелект-центр. Г. Москва .2007г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle