Библиографическое описание:

Земскова Ю. А. Валеологическое воспитание в детском саду [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 52-54.

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 14% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того, дети, приходящие в 1 класс (25-35%), имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведённые цифры заставляют серьёзно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Поэтому, в нашем ДОУ мы работаем над темой: «Эколого-валеологическое воспитание детей». Я руководствуюсь тем, что проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится всё более острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения. В связи с этим я уверена, что валеологическое воспитание актуально уже в дошкольном возрасте.

Мы понимаем, что валеологическое воспитание – осознанное отношение к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Исходя из этого, мною были конкретизированы задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

-формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;

-накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

-становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.

Для реализации моего опыта в ДОУ необходимо было:

-определить оптимальные педагогические условия, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

-создать механизмы включения валеологического содержания в педагогический процесс детского сада;

-определить особенности взаимодействия педагога и ребёнка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольников;

-создать развивающую среду в ДОУ;

-сформировать подход к взаимодействию с семьёй.

Вы заметили, что фраза «Здоровый образ жизни» слышна буквально на каждом шагу? Так и есть: сегодня эта тема интересует практически всех. Особое внимание уделяется правильному питанию, так как оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития ребёнка.

Вот почему с правилами рационального питания я знакомлю детей с самого раннего возраста. Но как быть, если малыш отказывается от полезных продуктов, отдавая предпочтение различным вредным лакомствам? Я заинтересовываю, увлекаю ребёнка через игру.

Значение игровой деятельности, способствующей развитию дошкольников, хорошо и давно известно. Особая роль отводится дидактическим играм. В игре формируются и развиваются интеллектуальные, нравственные и эмоционально-волевые стороны личности ребёнка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к нормам и правилам общественной жизни, предметам окружающего мира. Дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний.

В своей работе я использую дидактические игры, развивающие навыки здорового питания («Зачем человеку хлеб?», «Найди витамины» и др.)

Функциональные задачи:

-способствовать формированию у детей интереса и готовности к соблюдению правил рационального питания;

-углубляют знания и представления о продуктах питания, их влияния на организм человека;

-развивают познавательную активность;

-способствуют эмоционально-волевому развитию, обогащению и активизации словаря; развитию словесно-логического мышления, воображения, внимания;

-способствуют развитию игровой деятельности, навыков общения и партнёрства.

Процесс валеологического воспитания дошкольников я организовала как целостный. Задачи валеологического воспитания решались во всех видах деятельности. Для работы с детьми по вышеуказанной теме отбирались активные методы и приёмы.

Методика:

-самоанализ и самоопределение в сфере воспитания валеологической культуры дошкольников;

-самообогащение и обогащение уже освоенных теоретико-методологических основ валеологии, а также практических способов их реализации в профессиональной деятельности;

-расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе опытно-экспериментальной работы.

Большие результаты усвоения знаний по валеологии дали такие формы сопровождения, как деловые игры с педагогами, групповые и индивидуальные консультации, конкурсы и выставки.

Одним из обязательных условий валеологического воспитания является валеологическая культура семьи. Её обогащение и становление осуществляла с помощью следующих форм взаимодействия с родителями:

-индивидуальное консультирование родителей врачом и психологом;

-выпуск стенгазеты «Растить детей здоровыми»;

-консультации и беседы с родителями о валеологических профилактических умений и навыков;

-встречи с врачами специалистами.

С помощью родителей создала развивающую среду в детском саду. В каждой группе созданы физкультурные уголки, атрибуты, необходимые для общеразвивающих упражнений, оформление зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, папками передвижками, растениями приносящими человеку пользу. Оформлена зона тишины и покоя, позволяющая ребёнку отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой. Создавая валеологически развивающую среду, мы научили детей ориентироваться в ней, уметь использовать её в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Таким образом, характер взаимодействия педагога и ребёнка в валеологической среде детского сада определяется как педагогическая поддержка: взрослый поддерживает ребёнка, направляет его и помогает ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.

Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности. Мы поняли, что важным её условием является диалог и сотрудничество взрослого и ребёнка в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора среды, с которыми ребёнок хочет взаимодействовать. Мы наблюдали, что ребёнок чувствовал себя уверенно в среде, успешно решал задачи. Педагогическая поддержка заключалась в похвале и поощрении, ориентации на успех, организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребёнок отказывался от взаимодействия со средой, был пассивен в её освоении, то я в процессе индивидуального взаимодействия вводила его в среду, предлагая совместно осваивать её, используя игровые приёмы, стремясь заинтересовать ребёнка её компонентами, поощряя его действия.

Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается активностью и самостоятельностью самого ребёнка, поэтому я поддерживала эту активность, создавая условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности её решения.

Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников будет обеспечено взаимодействием следующих педагогических условий:

-компетентность педагогов в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;

-валеологическая культура семьи;

-интеграция задач валеологического воспитания в целостный педагогический процесс детского сада;

-создание валеологически развивающей среды в ДОУ и педагогическая поддержка ребёнка в ней;

-проектирование индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения ребёнка в ходе освоения валеологической культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): валеологической культуры дошкольников, воспитания валеологической культуры, детском саду, валеологического воспитания, валеологического содержания, здорового образа жизни, задач валеологического содержания, валеологического воспитания дошкольников, валеологическое воспитание, валеологического сопровождения дошкольников, задачи воспитания валеологической, воспитание валеологической культуры, Похожая статья, взаимодействия педагога, решении задач, Нравственное воспитание детей, культурных дошкольников, «Эколого-валеологическое воспитание детей», валеологической компетентности ребёнка, Задачи валеологического воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle