Библиографическое описание:

Подоляк Д. О., Колесникова С. А. Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по окружающему миру [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 11-13.

В настоящее время в школах введен новый стандарт образования. Актуальной стала концепция развития универсальных учебных действий, разработанная группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой, С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова. Так какова же миссия перспектив развития нашего общества, нашей семьи, наших учителей и детей через начальную школу, в которой введен новый непривычный стандарт образования? Данная концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечение преемственности образования. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования [3, с.2].

По мнению известного российского психолога А. Г. Асмолова начальная школа – это школа мотивообразования, в том числе школа развития мотивов личности к познанию и творчеству. Школа мотивообразования должна начинаться с директора и учителя школы; это школа позитивной социализации личности ребенка, где ключевыми установками позитивной социализации личности являются установки, направленные на приобщение социальных норм, социальных эмоций. Здесь создаются установки на развитие учебной самостоятельности ребенка; это школа порождения ценностной картины мира ребенка; это школа понимания, школа ценностной педагогики, школа диалога культур; это школа проектирования универсальных учебных действий; это школа совместных действий ребенка со взрослым и продвинутым сверстником; это школа культурно-деятельностной педагогики вариативного образования, где основная задача состоит в разработки программ школьного обучения и новых программ профессиональной подготовки, профессионального развития директоров и учителей начальной школы; это школа игровой и проективной дидактики; это школа жизненных задач, а не только традиционных задач. в которых «все дано»; это школа диагностики развития успехов ребенка. Здесь имеется ввиду то, что в школе у ребенка должно рождаться главное новообразование – вера в себя. И, наконец, начальная школа – это зона ближайшего развития российского общества, где слова инновационное общество, креативное общество должны быть перестать декларациями, а должны стать делами. И тогда начальная школа поведет за собой развитие общества, а не будет плестись в хвосте у развития[1, c.19-24].

Каким должен быть учитель в начальной школе, умеющий увидеть и «взрастить» творческий потенциал каждого ребенка? По нашему мнению, такой учитель должен быть для детей другом, помощником, советчиком, а не просто лектором, дающим им необходимый запас знаний. Учитель – это не только носитель какой-то информации, а создатель условий самореализации ребят, свободы творчества, возможности применить неординарное мышление. Творчество – обязательная составляющая жизни современного учителя.

В общем значении творческий человек – это созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное. Педагоги привыкли ориентироваться на возрастные особенности детей разных ступеней образования. Но практика показывает, что характеристика детей одного возраста неодинаковы. И эта разница создает отрицательный опыт образования. В то же время все дети от природы творческие (творчество – родовое качество человека). И элементы творческого опыта каждого ребенка могут служить тем объединяющим началом, которое предотвратит возможное «выпадение» ребенка из общей системы. Итак, это общее – обращенность к творчеству, пусть на разных уровнях. Это основа, на которой может быть выстроена система моделирования совершенствования творческого опыта [2, с.166-171].

Раскрывая вопрос о сфере проявления педагогического творчества студентов, будущих учителей начальных классов, мы исходим из того, что педагог – это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств. Подтверждением этому является многообразие функций учителя, стремящегося сделать свою деятельность творческой:

  • проведение уроков в школе;

  • владение разнообразными профессионально-необходимыми практическими навыками;

  • организационно-методическое обеспечение своей профессиональной деятельности, включающие разработку практических, контрольно-оценочных заданий и т.д.;

  • поиск и разработки новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

  • умение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;

  • индивидуальная работа с учащимися;

  • работа с родителями учеников;

  • реализация воспитательных функций в процессе индивидуальной и групповой работы с учащимися, а также неформальное общение с ними;

  • непрерывное профессиональное и личностное развитие, включающее повышение своего общекультурного уровня и умение управлять своим психическим состоянием;

  • повышение педагогической компетентности и профессиональности;

  • применение ранее созданного педагогического опыта в новых условиях;

  • совершенствование известного в соответствии с новыми задачами;

  • умение видеть ближнюю и дальнюю перспективы;

Однако, говоря о многообразии сферы применения творчества в деятельности учителя начальных классов целесообразно выделить и индивидуальные признаки проявления творчества, такие как:

  • вариативность мышления – умение развивать идею и видеть набор вариантов в ее решении;

  • аналитические умения педагога – умения выявлять ранее не познанные закономерности обучения и воспитания;

  • методологическая культура педагога – умение вести экспериментальную, исследовательскую работу;

  • умение обосновывать интуитивные и заранее подготовленные решения [4, с.18-19].

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природу и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

На занятиях по предмету «Окружающий мир» мы используем задания, направленные на развитие творческих способностей младших школьников. Можно проводить диалоги животных и растений («Лесное собрание», «О подготовке к зиме» и т.д.).

Например: выгляну подснежник из-под снега, оглянулся и увидел…. Кого он увидел?

Можно писать с детьми сочинения на темы: « В ночь под Новый год все елочные игрушки поделились своими воспоминаниями…», «В один день в городе ожили все предметы – скамейки, ворота, фонари, деревья и цветы. И все наперебой стали рассказывать о себе», « О чем говорят школьные предметы ночью в школе» и др.

Во 2-3 классе целесообразно заводить с детьми альбому по окружающему миру, где дети могут подготовить сообщения о животных, растениях, грибах, явлениях природы. В данных альбомах дети могут делать зарисовки.

Также интересна игра «Звуки природы», целью которой является умение различать звуки, слышать и слушать; и развитие воображения у детей. В ходе игры, младшие школьники, находятся на свежем воздухе, они слушают звуки природы с закрытыми глазами и загибают пальцы на руках (в зависимости от количества услышанных звуков). Ведущий может не называть, кто и сколько различил звуков, а может лишь спросить, что участники игры услышали, и какие звуки особенно понравились.

Также, младшие школьники очень любят проводить разнообразные опыты. Вопрос, требующий экспериментального исследования: можно ли из воды с сильной концентрации соли получить кристаллы и «построить» сказочный дворец, «вырастить» кристально-белый зимний лес, хрустальные белоснежные цветы? Такой может быть установка, результатом которой будет «измышленный мир», «эстетическая территория» «отчужденной земли». Решение предполагает изготовление соляного раствора очень сильной концентрации (в ½ стакана горячей воды растворяется 4 чайные ложки крупной соли), в который погружаются тонкие веточки, нитки, проволочный каркас будущего замка и т.д. Такова идея как «живое событие», «соцветие живого знания» (М. М. Бахтин, В. П. Зинченко).

Раздел «Полезные ископаемые» (родного Забайкальского края) дает возможность развивать креативность, нестандартность воображения при написании сочинений по образцу сказки «Хозяйка Медной горы», но на основе местных легенд и сказаний. «Водоемы» Забайкальского края обучающиеся представят, используя народное творчество. При изучении раздела «Почва» можно предложить творческое задание на сравнение научного определения с метафорическим, образным, составленным обучающимися на основе значимости понятия «почва» в прямом и переносном значении. Задания направленные на развитие УТД личностно-операционального характера по осознанию новой задачи, это и УТД прогнозирования деятельности при создании образа в определении понятия.

Раздел «Грибы» лучше всего представить в рисунках детей, попросив их ответить на вопросы: Почему белый гриб считают в сказках самым добрым и главным среди других? Отчего у мухомора такая красивая шляпка? Другие вопросы пусть формулируют сами школьники. Возможно написание сказок-загадок. При изучении раздела «Растения» проводится игровое занятие: у каждого ученика своя роль: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Части растения вступают в диалог: какая часть самая важная? Отстаивание своей позиции, доказательность в споре – УТД, предвидение последующих действий или событий (в каком порядке следует представить значимые части растения? Может ли растения обойтись без какой-либо части?).

При изучении темы «Растения» можно проводить разнообразные викторины, изготавливать книжки-самоделки о природе.

Делая вывод можно сказать, что переход на новые стандарты образования, где ключевыми аспектами является развитие универсальных учебных действий (действий личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) не может обойтись без развития творческих способностей младших школьников. В работе над курсом «Окружающий мир» очень важно уделять внимание развитию творческого потенциала учащихся, готовить их быстро развивающемуся будущему, ожидающего людей креативных, мобильных, творческих, не боящихся перемен.


Литература:

  1. Асмолов А. Г. Шалуны – двигатель прогресса. Апрельские тезисы о начальной школе // Учительская газета, №21, 2012, с.19-24.

  2. Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2009 - №3. – С. 166-171.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.: ил.

  4. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. 317с. – (Стандарты второго поколения).



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle