Автор: Михалищева Марина Александровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)

Библиографическое описание:

Михалищева М. А. Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов (выпускников учреждений профессионального образования).

Общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, к профессиональным навыкам, способности принимать самостоятельные решения, умению выбирать в значительном объеме информацию, нужную для поставленной задачи, и обрабатывать ее.

Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.

В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая создает условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний. Последнее особенно актуально в связи с развитием такой новой формы образовательного процесса, как выстраивание индивидуальной траектории самообучения.

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это некая универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности.

Документальной базой для организации самостоятельной работы студентов является: федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, основная профессиональная образовательная программа (рабочий учебный план, календарный график учебного процесса, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей); положение об организации самостоятельной работы студентов; программа самостоятельной работы студентов.

На сегодняшний момент самостоятельная работа студентов рассматривается нами как учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из основных, органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически.

Несомненно, перед педагогами учреждений профессионального образования стоит задача такой организации самостоятельной работы студентов, которая обеспечит, во-первых, формирование самостоятельности в образовательном процессе и, во-вторых, создание условий для приобретения устойчивых навыков информационной культуры в различных видах деятельности, в том числе за счет повышения эффективности аудиторных занятий в различных формах.

Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения. Следовательно, необходимо включать его в активную учебную деятельность, «учить учиться», оказывать ему помощь в приобретении знаний. Образование должно пронизывать всю сознательную жизнь будущего выпускника, т.е. образование не на всю жизнь, а через всю жизнь.

Студент и преподаватель должны составлять союз, в котором стороны связаны общей целью: достижение положительных качественных результатов в итоге выполнения студентом самостоятельной работы.

Роль преподавателя в данном случае заключается в оказании студенту помощи, которая состоит из определения алгоритма выполнения работы, основных направлений поиска ответа на поставленные вопросы, систематизации полученных результатов, их анализа, подведения итогов выполнения работы, их оценки.

К сожалению, в настоящее время, преподаватель при организации самостоятельной работы студентов сталкивается с рядом проблем. Прежде всего, это касается планирования самостоятельной работы студентов.

Чаще всего происходит неравномерное распределение часов на СРС и как следствие перегрузка студентов.

Для того, чтобы данную проблему искоренить, должно быть, изначальное согласование преподавателями в рамках основной профессиональной образовательной программы различных видов самостоятельной работы студентов с целью избежать перегрузки студентов и определенных «наслоений» во времени.

Преподавателям учреждений профессионального образования необходимо организовывать самостоятельную работу студентов так, чтобы она дополняла и усиливала работу, направленную на формирование общих и профессиональных компетенций, и, способствовала бы самостоятельному установлению связи материала различных дисциплин, его связи с практикой.

Вторая, четко обозначенная проблема при организации СРС это определение видов самостоятельной работы.

В настоящее время чаще всего в перечне заданий для самостоятельной работы, которые указаны в основных профессиональных образовательных программах преподавателями, доминируют такие как: подготовка списков литературы, подборка источников по определенной теме, изучение источников, анализ приведенных преподавателем источников, написание рефератов на заданные темы, подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам и даже выполнение домашних контрольных работ.

Сегодня, наряду с традиционными можно использовать новые формы организации самостоятельной работы студентов, такие как: задания на поиск и обработку информации: решение кейсов; подготовка рецензии на сайт по теме; разработка графологической структуры; разработку блок-схемы; написание эссе; формирование информационного блока; ознакомление с профессиональными телеконференциями, анализ обсуждения актуальных проблем и др.

Отношение студента и преподавателя к самостоятельной работе, к ее организации и выполнению является серьезной проблемой, возникающей в учреждениях профессионального образования.

Студент и преподаватель должны понять, что самостоятельная работа осуществляется в их интересах.

Студент должен осознать, что делает это не для преподавателя, а для себя, для своего будущего, для своей карьеры, для своей успешной жизни. Другими словами, должно измениться самосознание студента, развиться понимание того, что он сам несет ответственность за результат собственного образования.

Преподаватель, в свою очередь, должен осознать, что делает вышеупомянутое не только для студента, но и для себя, для облегчения своей работы, для обогащения (через общение с самостоятельными студентами) собственной личности, для своей карьеры, для своей успешной жизни.

Одновременно он должен понять, что становится партнером студента в образовательном процессе, способным мотивировать к самостоятельной работе, демонстрировать собственным примером преимущества самостоятельности, показывать в качестве примеров посредством собственных действий владение отраженными в федеральном государственном образовательном стандарте компетенциями (ОК и ПК), демонстрировать новые технологии преподавания, превращая лекции из репродуктивных (сообщения информации) в установочные, проблемные, интерактивные, а затем в аналитические по результатам самостоятельной работы студентов.

Преподаватель должен выдавать индивидуализированные задания по самостоятельной работе студентов, которые реально показывали бы студенту не только что, но и как он должен самостоятельно сделать.

Такие задания и руководства по их выполнению, должны динамично изменяться; следует постоянно увеличивать долю студенческой самостоятельности при обеспечении того, что он сможет это сделать сам, своевременно формулировать задания по самостоятельной работе студентов с тем, чтобы студент мог, учитывая свои особенности, рационально распределить время на их выполнение, создать условия для студентов по самостоятельной образовательной деятельности по индивидуальному графику и выполнения работы и отчетности за нее с возможностью индивидуальных консультаций.


Литература:

  1. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [Электронный ресурс] (http://www.herzen.spb.ru/main/management/us/)

  2. Гладилина Г.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы [Электронный ресурс] (http://jdanova-ren.narod.ru/obob/gladilina.htm)

Похожие статьи

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения в контексте развития здоровьесберегающего образования

Организация долгосрочных проектов в школе как средство реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования

Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения в контексте развития здоровьесберегающего образования

Организация долгосрочных проектов в школе как средство реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования

Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения