Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)

Статья просмотрена: 1269 раз

Библиографическое описание:

Титова, С. С. Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении / С. С. Титова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2552/ (дата обращения: 26.04.2024).

Тенденции общества и культуры диктуют свои жесткие требования к наличию умений и навыков, качеств и способностей. Мало просто уметь делать что-то правильно, как предписано: просто повторить, сыграть, пересказать. Это очень нужные навыки, тренирующие способности к запоминанию и воспроизведению, но они относятся к базовым и обязательным и не вызывают удивления и не являются залогом последующего успеха без умелого сочетания с более сложными. Просто выучить, знать не гарантирует отличной оценки и успеха в профессиональной деятельности. Игра нотного текста без собственного исполнительского видения, рассказ биографии композитора без собственного отношения к его личности и творчеству не вызовет эмоциональный отклик и интерес у аудитории и не формирует главного – индивидуальной позиции, мнения и способного суждения. Умение заинтересовать себя и увлечь окружающих – качество, повышающее значимость затрачиваемых усилий в любой деятельности. Особенно важно это при формировании музыканта: будущего исполнителя – стремящегося найти индивидуальную манеру исполнения при понимании стилистических тенденций целых эпох и отдельных композиторов, будущих музыковедов – объясняющих ярко и умеющих найти множество ассоциаций из разных сфер искусства и жизни, будущих композиторов – сочиняющих в найденной собственной манере, творчески переосмысливая весь предыдущий опыт великих мастеров. Многое изучено и написано, найдено немыслимое количество индивидуальных трактовок исполнения и высшее умение – найти чему удивиться и своевременно развить, исследовать и воплотить что-либо не так, как уже это было – т.е. креативно1, творчески2.

Сопроводить учащихся по пути поиска их индивидуальности – сверхзадача преподавателя, реализующаяся намного быстрее при активности самих учащихся. Разнообразные воплощения форм работы дают возможность учащимся раскрыться с разных сторон и понять свои возможности и потенциал к дальнейшему развитию. Проведение уроков в каждом конкретном случае будет отличаться, даже при объяснении одной и той же темы, все зависит от интересов учащихся, более подробного рассмотрения тех или иных моментов. Так и выбор воплощения той или иной формы работы всегда индивидуален и должен быть оправдан. Для эффективного применения любой формы работы требуется определенное методическо-материального обеспечение.

Проследить все вышесказанное в рамках дисциплины «Музыкальная литература» наглядно поможет следующая таблица


Формы работы


I. Слушание музыкального произведения

II. 1.Биография композитора в ДМШ (творческий и жизненный путь по программе СПО)

II.2. Изучение музыки разных эпох, национальных школ

III. Теоретический разбор произведения

IV. Закрепление пройденного теоретического материала

V. Музыкальная викторина и игра тем наизусть

1) Способ воплощения

а) сравнение нескольких интерпретаций с высказыванием своей точки зрения (м.б. в виде игры «Жюри»); б) составление письменного отзыва-статьи (м.б. игра «Журналист» по написанию небольших статей среди команд);

в) высказывание путей дальнейшего продолжения произведения при его остановке, исходя из особенностей стиля, композиции (м.б. игра «Угадай продолжение»)

а) сценка-постановка «Из жизни композитора» (чаще в ДМШ – см. [35]); б) по принципу нахождения наиболее интересных фактов из биографии для беседы на уроке (м.б. игра «А знаете ли вы, что…» или «Верите ли вы что..»); в) подведение итогов по значению деятельности композитора для музыкального искусства (м.б. игра «Знаменит потому, что…» – данная форма предполагает способности к обобщению и анализу явлений и подходит для учащихся более старшего возраста); г) м.б. с предварительной подготовкой учащимися (поиск иллюстраций, аудио и видеофрагментов, высказываний, фактов – для беседы среди учащихся, дополнений рассказа преподавателя, презентаций и пр. – подходит для учащихся старшего возраста и студентов); д) составление творческого портрета композитора (в качестве домашнего задания, больше подходит для студентов, умеющих анализировать и выбирать необходимую информацию);

а) м.б. с предварительной подготовкой учащимися (поиск иллюстраций: портретов, картин художников определенного направления, аудио и видеофрагментов, высказываний, фактов – для беседы среди учащихся, дополнений рассказа преподавателя, презентаций и пр. – подходит для учащихся старшего возраста и студентов); б) подбор не только иллюстраций, но и литературных произведений (стихотворений, высказываний) для произведений, характеризующих конкретное направление; в) отражение впечатлений (в качестве домашнего задания) через рисунок, сочинение стихотворения; г) сочинение с стиле композитора, в духе направления небольшого муз. фрагмента с последующим общим прослушиванием и определением стиля, направления (игра «Alla…»).

а) поиск основных тем и лейттем, проведение мотивов, соотнесение их образного наполнения с рядом эпитетов -признаков характера звучания [26]; б) анализ структуры и выразительных средств с приведением аналогий из других муз. произведений и проведение параллелей с образцами литературы, живописи; в) составление, если возможно, нескольких разных схем одного и того же сочинения с позиции разных форм (сонатной, рондальной, вариационной, трехчастной и т.д. - подходит больше для учащихся старшего возраста, в виде игры «Какая форма?» общими усилиями вполне подсильно учащимся ДМШ);

г) при изучении программной музыки возможно, в качестве домашнего задания рисовать персонажей и образы (более часто применяется в ДМШ, например, изучая «Петю и волка» С.С.Прокофьева, «Три чуда» Н.А. Римского-Корсакова, «Пер Гюнт» Э. Грига)

а) составление аудио, видео вопросов, тестов [19; 30] различных видов; б) обдумывание в качестве домашней работы вопросов к описанию композитора (факты из жизни, высказывания и пр.), произведенния (история создания и постановки-премьеры, структура, тональное развитие, средства выразительности и развития и т д., м.б. игра «Узнай сочинение, композитора» - вопросы от учащихся или преподавателя);

в) игра «Кто кого…» на лучшее знание в области пройденного материала (преподаватель предлагает тему: конкретный композитор, сочинение и учащиеся «по цепочке» либо в командах называют особенности и значимые факты; г) на знание особенностей стиля и творчества – подготовка вопросов учащимися, либо ответы на вопросы преподавателя (м.б. игра «А кто мог это сказать – среди критиков, друзей, о ком», «А кто мог это сочинить – среди композиторов».

а) игра тем учащимися в разнообразном порядке для угадывания остальными;

б) сочинение вариаций на тему в качестве домашнего задания с последующим угадыванием остальными учащимися группы;

в) игра «по цепочке» или в командах тем по творчеству композитора (например из «Х.Т.К.» И.С. Баха, из «Ивана Сусанина» М.И.Глинки – в которых довольно большое количество тем), направления, из конкретного сочинения;

г) игра «Угадай как..» – прослушивание муз. фрагментов в современной обработке, с видеорядом, в рекламных роликах и массовой музыке с последующим формулированием собственного мнения, способах обработки и пр. Примерные планы анализа классической музыки в рекламе, кино, м/ф см. [30].

2) Цель

Обсуждение разных точек зрения для активизация внимания на конкретное сочинение: его интерпретацию, развитие.

Активное внимание каждого к биографии и творчеству конкретного композитора. Слова, сказанные сверстниками, порой, сильнее запоминаются, чем из уст преподавателя. Желание высказаться каждым учащимся в ходе обсуждения призывает искать как можно более интересную информацию, а выполнение письменной работы развивает умение мыслить, находить и выстраивать наиболее важные сведения.

Накопление слуховых впечатлений от музыки разных эпох, нац. школ и попытка практического воплощения усвоенных особенностей. Внимание каждого учащегося к особенностям музыки каждой эпохи и нац. школ, систематизация знаний в общей беседе, рассказе, показах презентаций, иллюстраций.

Отработка алгоритма определения формы произведения, работа с нотными источниками (клавирами, партитурами, в т.ч. поиск основных тем, лейттем и пр.), развитие навыка вербализации собственных эмоций к конкретным муз. произведениям.

Внимание к проиденному материалу: его систематизация, уяснение, расширение в ходе дополнений найденными фактами и материалами. Развитие умения применять знания и формулировать вопросы. Работа в коллективе и самостоятельный поиск информации к определенному материалу, теме в качестве домашней подготовки к заключительным занятиям. Интересно учащимся то, что понятно. Этим объясняется высокий интерес к массовой развлекательной музыке и культуре. Задача педагога развить интерес к музыке классического наследия, «открывать» новые для учащихся аспекты в материале программы.

Повышение внимания к основным темам музыкальных произведений, многократное их повторение, работа над их преобразованием (вариации).

Привлечение внимания учащихся к существующим современным способам обработки муз. фрагментов, формирование собственного критического взгляда на сохранение и подчеркивание или создания противоречия в исходном образе произведения.

3) Методическо-материальное обеспечение

а) наличие аудио и видео записей (для сравнения – в нескольких интерпретациях) и нотных материалов; б) информации об исполнителях и постановках (изучение до, либо после прослушивания – исходя из планирования урока и замысла прослушивания: ориентация на личности исполнителей, постановку или прежде всего на впечатление от музыки);

в) объяснение принципа написания статьи, отзыва.

а) наличие монографий (больше подходят для изучения студентами, по причине сложности изучения), учебников, учебных пособий, альбомов о композиторах, энциклопедий, доступа к сетям Internet и пр, б) объяснение принципа написания «творческого портрета».

а) наличие аудиозаписей, учебников, учебных пособий, альбомов по искусству, энциклопедий, доступа к сетям Internet, инструмента (для выполнения сочинения в духе…); б) составление на уроке, либо в качестве домашнего задания следующей таблицы (по типу: эпоха-представители-произведения-особенности).

а) наличие нотного материала (клавиры, партитуры), б) наличие монографий (для некоторых домашних заданий, больше подходят для изучения студентами, по причине сложности изучения), учебников, учебных пособий, альбомов о композиторах, энциклопедий, доступа к сетям Internet и пр., в) объяснение принципа составление схем формы произведений; г) изготовление пособий с основными темами произведений;

а) объяснение составления тестовых заданий, формулирования вопросов; б) обращение при подготовке к заключительному уроку к монографиям, учебникам, учебным пособиям, альбомам о композиторах, энциклопедиям, доступа к сетям Internet и пр., в) изготовление пособий с основными датами и событиями в творчестве композиторов; г) изготовление словарей основных терминов из пройденного материала;

а) качественные аудио, видео записи с муз. произведениями в различных интерпретациях, постановках, обработке;

б) разработка планов анализа муз.произведений и требований к определению (например эпоха-композитор-произведение-часть, действие-партия-номер-средства выразительности и пр. по усмотрению преподавателя и учащихся).









Литература:
  1. Абдулин, Э.Б. Методика музыкального образования: учеб. для студ. педвузов / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.

  2. Аверьянова, О. Русская музыка до середины XIX века: М.Глинка, А.Даргомыжский / О. Аверьянова. – Пара Ла Оро, 2009. – 150 с. + СD.

  3. Аверьянова, О. Русская музыка второй половины XX века: Э. Денисов, А. Шнитке, Р. Щедрин / О. Аверьянова. – Минск: Пара Ла Оро, 2009. – 150 с. + СD.

  4. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособ. / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

  5. Белоусова, С. Романтизм. Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен: учеб. пособ по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ / С. Белоусова. – Минск: Пара Ла Оро, 2009. – 112 с. + СD.

  6. Белоусова, С.С. Русская музыка второй половины XIX века: А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков / С.С. Белоусова. – Минск: Пара Ла Оро, 2009. – 124 с. + СD.

  7. Бокщанина, Е. Методика преподавания музыкальной литературы в училище: учеб. для заочн., очн. И вечерних отделений муз. вузов / Е. Бокщанина. – М.: Музгиз, 1961. – 72 с.

  8. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: кн. для учителя / Л.С. Выготский., послесл. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1991. – 3-е изд. – 90 с.

  9. Гивенталь, И.А. Методика обучения музыкальной литературе в училище: учеб. пособ. / И.А. Гивенталь. – ГМПИ им. Гнесиных, М., 1987. – 72 с.

  10. Дмитриева, Л.Г. Виды музыкальной деятельности на школьном уроке музыки // Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для студентов средн. пед. завед. /Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия, 2000. – 3-е изд. – Гл.2. – С. 53-190.

  11. Дойкина, Е.Р. Творческая форма контроля знаний в выпускном классе по предмету «Музыкальная литература» // Творческие формы работы на предметах теоретического цикла в ДШИ: метод. реком. / Е.Р. Дойкина. – Челябинск: ДПО УМЦ, 2012. – С. 53-74.

  12. Доломанова, Н.Н. Беседы о музыке, музыкантах // Музыкальное воспитание детей 9-12 лет / Н.Н. Доломанова. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – С. 61-110.

  13. Дымова, И.Г. Значение музыкальных олимпиад в творческом становлении музыканта // Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы / И.Г. Дымова, Н.П. Наумова. – Челябинск: ЧГИМ им. П.И. Чайковского. – Вып.1. – С. 100-102.

  14. Знаете ли вы музыку: занимательные задачи-головоломки, ребусы, кроссворды для школьников / сост. М. Батицкий. – М.:Музыка, 1987. – изд. 3-е. – 63 с.
  15. Енукидзе, Н.И. Русская музыка конца XIX-начала XX века: П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов: учеб. пособ. по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ / Н.И. Енукидзе. – М.: Росмен-пресс, 2002. –106 с.

  16. Иванова, О.Ю. Интеллектуальная игра как форма активизации учебного процесса // Вопросы теории и истории музыки: из опыта работы кафедры истории и теории музыки / О.Ю. Иванова. – Челябинск: ЧВМУ им. П.И. Чайковского, 1998. – С. 140-155.

  17. Ильичева, А.В. Европейская музыка XX века. Группа «Шести». Новая венская школа. Б. Барток, П. Хиндемит: учеб. пособ. по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ / А.В. Ильичева, Б.Р. Иофис. – М.: Росмен-пресс, 2004. – 139 с.

  18. Калинина, Г.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы / Г.Ф. Калинина. – М.: , 2003. – Вып.1. – 16 с., – Вып. 2. – 16 с., – Вып.3. – 16 с. (соответственно Вводный курс; Зарубежная музыка; Русская музыка).

  19. Калинина, Г.Ф. Музыкальная литература: тесты / Г.Ф. Калинина. – М.: , 2000. – Вып.1. – 32 с., Вып.2. – 30 с., Вып.3. – 33 с., – Вып. 4. – 34 с. (соответственно: вводный курс, зарубежная музыка; русская музыка; отечественная музыка XX века).

  20. Контрольные задания по курсу русской музыкальной литературы для учащихся 6-7 классов ДМШ и ДШИ / сост. Н.Г. Тимакова. – Челябинск: ЧИМ им. П.И. Чайковского, 2006. – 34 с.

  21. Кирнарская, Д.К. Классицизм. Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен: учеб. пособ. по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ /Д.К. Кирнарская. – М.: Росмен-пресс, 2002. – 107 с.

  22. Курышева, Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие /Т.А. Курышева. –М.: Владос-Пресс, 2007. – 296 с.

  23. Лагутин, А. Подготовка учащихся к педагогической работе по музыкальной литературе / А. Лагутин // Вопросы музыкальной педагогики / ред.-сост. Е.М. Царева. – М.:Музыка, 1981. – Вып.3. – С. 168-192.

  24. Лашова, О.Н. Русская музыкальная литература: учеб. пособ. для учащихся 7 кл. ДМШ и ДШИ / О.Н. Лашова, Е.В. Рязанская. – Челябинск: УМЦ ДПО, 2009. – 86 с. + CD.

  25. Панова, Г.Г. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки / Г.Г. Панова // Музыка в школе, 2001. – №4. – С.57-63.

  26. Ражников, В.Г. Словарь признаков характера звучания // Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. – М.: Классика-XXI, 2004. – С. 136-140.

  27. Смолина, Л. Музыка разных эпох: экспериментальное учеб. пособ. / Л.Смолина. – Челябинск, 1999. – 57 с.

  28. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. – М.: Музыка, 1989. – 444 с.

  29. Титова, С.С. Систематизация теоретического материала в рамках дисциплины «Музыкальная литература» на примере темы «Симфоническое творчество Й. Гайдна» / С.С. Титова, рук. Л.А. Иванова // Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе школа-колледж-ВУЗ. – Челябинск: ЧГИМ им. П.И. Чайковского, 2009. – С. 47-74.

  30. Титова, С.С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий / С.С. Титова // данный сборник материалов.

  31. Тихонова, А.И. Возрождение и барокко. К. Монтеверди, Г. Перселл, Ф. Куперен, А. Вивальди, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель: учеб. пособ. по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ / А.И. Тихонова. – Минск: Пара Ла Оро, 2009 г. 120 с.

  32. Финкельштейн, Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями / Э. Финкельштейн. – СПб.: Композитор, 1992. – 120 с.

  33. Хопрова, Т. Очерки по истории русской музыки XIX века: для учащихся ст. кл. / Т.Хопрова, А. Крюков, С. Василенко. – М.-Л.: Просвещение, 1965. – изд. 2-е. 360 с.

  34. Царева, Н.А. Слушание музыки: метод. пособ. / Н.А. Царева. – М.:РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. – 91 с.

  35. Шафоростова, О.В. Музыкальная литература. Сценарии праздничных итоговых уроков для 6 класса: метод. пособ. / О.В. Шафоростова. – Челябинск: ЧИМ, 2006. – 26 с.

  36. Экерт, Я. 500 музыкальных загадок / Я. Экерт. – М.: Сов. композитор, 1972. – 124 с.

  37. Элькомин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Элькомин. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.

  38. Яблонская, О.А. Развитие творческих способностей в процессе изучения музыкальной литературы // Вопросы теории и истории музыки: из опыта работы кафедры истории и теории музыки / О.А. Яблонская. – Челябинск: ЧВМУ им. П.И. Чайковского, 1998. –С. 181-186.

  39. Яшина, Е. Урок-игра. 50 игровых сюжетов / Е. Яшина. – Челябинск: ЧОИУУ, 1992. – 94 с.

1 Креативность – (лат. creatio — созидание, сотворение), творческая, созидательная, новаторская деятельность.

2 Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, домашнее задание, старший возраст, игра, качество, форма работы, III, вид игры, дополнение рассказа преподавателя, предварительная подготовка.

Похожие статьи

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших

IIгруппа — игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжетформа интеллектуальной деятельности. Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу.

Можно использовать вариант «домашнее задание» — спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей.

И иначе в дошкольном возрасте нельзя, ведь игра это основной вид деятельности...

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Игра - наиболее доступный вид деятельности для обучающихся разных возрастных групп.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры.

Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных...

Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ

Игры в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы.

а) Проверка домашнего задания.

Квест-игра как форма непосредственной образовательной...

При подготовке квест-игры для детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться 3 основных правил: 1) игры должны быть безопасными; 2) вопросы и задания должны соответствовать возрасту

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

В процессе игры у обучающихся любого возраста.

Определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке.

– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи

Научные и методические предпосылки возможности обучения...

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Рассматривая игру в качестве всеобщей, спонтанно возникающей формы воспитания Д. Б. Эльконин подчеркивал...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю.

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Конспект двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке с использованием элементов...

Похожие статьи

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших

IIгруппа — игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжетформа интеллектуальной деятельности. Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу.

Можно использовать вариант «домашнее задание» — спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей.

И иначе в дошкольном возрасте нельзя, ведь игра это основной вид деятельности...

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Игра - наиболее доступный вид деятельности для обучающихся разных возрастных групп.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры.

Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных...

Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ

Игры в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы.

а) Проверка домашнего задания.

Квест-игра как форма непосредственной образовательной...

При подготовке квест-игры для детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться 3 основных правил: 1) игры должны быть безопасными; 2) вопросы и задания должны соответствовать возрасту

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

В процессе игры у обучающихся любого возраста.

Определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке.

– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи

Научные и методические предпосылки возможности обучения...

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Рассматривая игру в качестве всеобщей, спонтанно возникающей формы воспитания Д. Б. Эльконин подчеркивал...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю.

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Конспект двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке с использованием элементов...