Автор: Титова Светлана Сергеевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)

Библиографическое описание:

Титова С. С. Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Тенденции общества и культуры диктуют свои жесткие требования к наличию умений и навыков, качеств и способностей. Мало просто уметь делать что-то правильно, как предписано: просто повторить, сыграть, пересказать. Это очень нужные навыки, тренирующие способности к запоминанию и воспроизведению, но они относятся к базовым и обязательным и не вызывают удивления и не являются залогом последующего успеха без умелого сочетания с более сложными. Просто выучить, знать не гарантирует отличной оценки и успеха в профессиональной деятельности. Игра нотного текста без собственного исполнительского видения, рассказ биографии композитора без собственного отношения к его личности и творчеству не вызовет эмоциональный отклик и интерес у аудитории и не формирует главного – индивидуальной позиции, мнения и способного суждения. Умение заинтересовать себя и увлечь окружающих – качество, повышающее значимость затрачиваемых усилий в любой деятельности. Особенно важно это при формировании музыканта: будущего исполнителя – стремящегося найти индивидуальную манеру исполнения при понимании стилистических тенденций целых эпох и отдельных композиторов, будущих музыковедов – объясняющих ярко и умеющих найти множество ассоциаций из разных сфер искусства и жизни, будущих композиторов – сочиняющих в найденной собственной манере, творчески переосмысливая весь предыдущий опыт великих мастеров. Многое изучено и написано, найдено немыслимое количество индивидуальных трактовок исполнения и высшее умение – найти чему удивиться и своевременно развить, исследовать и воплотить что-либо не так, как уже это было – т.е. креативно1, творчески2.

Сопроводить учащихся по пути поиска их индивидуальности – сверхзадача преподавателя, реализующаяся намного быстрее при активности самих учащихся. Разнообразные воплощения форм работы дают возможность учащимся раскрыться с разных сторон и понять свои возможности и потенциал к дальнейшему развитию. Проведение уроков в каждом конкретном случае будет отличаться, даже при объяснении одной и той же темы, все зависит от интересов учащихся, более подробного рассмотрения тех или иных моментов. Так и выбор воплощения той или иной формы работы всегда индивидуален и должен быть оправдан. Для эффективного применения любой формы работы требуется определенное методическо-материального обеспечение.

Проследить все вышесказанное в рамках дисциплины «Музыкальная литература» наглядно поможет следующая таблица


Формы работы


I. Слушание музыкального произведения

II. 1.Биография композитора в ДМШ (творческий и жизненный путь по программе СПО)

II.2. Изучение музыки разных эпох, национальных школ

III. Теоретический разбор произведения

IV. Закрепление пройденного теоретического материала

V. Музыкальная викторина и игра тем наизусть

1) Способ воплощения

а) сравнение нескольких интерпретаций с высказыванием своей точки зрения (м.б. в виде игры «Жюри»); б) составление письменного отзыва-статьи (м.б. игра «Журналист» по написанию небольших статей среди команд);

в) высказывание путей дальнейшего продолжения произведения при его остановке, исходя из особенностей стиля, композиции (м.б. игра «Угадай продолжение»)

а) сценка-постановка «Из жизни композитора» (чаще в ДМШ – см. [35]); б) по принципу нахождения наиболее интересных фактов из биографии для беседы на уроке (м.б. игра «А знаете ли вы, что…» или «Верите ли вы что..»); в) подведение итогов по значению деятельности композитора для музыкального искусства (м.б. игра «Знаменит потому, что…» – данная форма предполагает способности к обобщению и анализу явлений и подходит для учащихся более старшего возраста); г) м.б. с предварительной подготовкой учащимися (поиск иллюстраций, аудио и видеофрагментов, высказываний, фактов – для беседы среди учащихся, дополнений рассказа преподавателя, презентаций и пр. – подходит для учащихся старшего возраста и студентов); д) составление творческого портрета композитора (в качестве домашнего задания, больше подходит для студентов, умеющих анализировать и выбирать необходимую информацию);

а) м.б. с предварительной подготовкой учащимися (поиск иллюстраций: портретов, картин художников определенного направления, аудио и видеофрагментов, высказываний, фактов – для беседы среди учащихся, дополнений рассказа преподавателя, презентаций и пр. – подходит для учащихся старшего возраста и студентов); б) подбор не только иллюстраций, но и литературных произведений (стихотворений, высказываний) для произведений, характеризующих конкретное направление; в) отражение впечатлений (в качестве домашнего задания) через рисунок, сочинение стихотворения; г) сочинение с стиле композитора, в духе направления небольшого муз. фрагмента с последующим общим прослушиванием и определением стиля, направления (игра «Alla…»).

а) поиск основных тем и лейттем, проведение мотивов, соотнесение их образного наполнения с рядом эпитетов -признаков характера звучания [26]; б) анализ структуры и выразительных средств с приведением аналогий из других муз. произведений и проведение параллелей с образцами литературы, живописи; в) составление, если возможно, нескольких разных схем одного и того же сочинения с позиции разных форм (сонатной, рондальной, вариационной, трехчастной и т.д. - подходит больше для учащихся старшего возраста, в виде игры «Какая форма?» общими усилиями вполне подсильно учащимся ДМШ);

г) при изучении программной музыки возможно, в качестве домашнего задания рисовать персонажей и образы (более часто применяется в ДМШ, например, изучая «Петю и волка» С.С.Прокофьева, «Три чуда» Н.А. Римского-Корсакова, «Пер Гюнт» Э. Грига)

а) составление аудио, видео вопросов, тестов [19; 30] различных видов; б) обдумывание в качестве домашней работы вопросов к описанию композитора (факты из жизни, высказывания и пр.), произведенния (история создания и постановки-премьеры, структура, тональное развитие, средства выразительности и развития и т д., м.б. игра «Узнай сочинение, композитора» - вопросы от учащихся или преподавателя);

в) игра «Кто кого…» на лучшее знание в области пройденного материала (преподаватель предлагает тему: конкретный композитор, сочинение и учащиеся «по цепочке» либо в командах называют особенности и значимые факты; г) на знание особенностей стиля и творчества – подготовка вопросов учащимися, либо ответы на вопросы преподавателя (м.б. игра «А кто мог это сказать – среди критиков, друзей, о ком», «А кто мог это сочинить – среди композиторов».

а) игра тем учащимися в разнообразном порядке для угадывания остальными;

б) сочинение вариаций на тему в качестве домашнего задания с последующим угадыванием остальными учащимися группы;

в) игра «по цепочке» или в командах тем по творчеству композитора (например из «Х.Т.К.» И.С. Баха, из «Ивана Сусанина» М.И.Глинки – в которых довольно большое количество тем), направления, из конкретного сочинения;

г) игра «Угадай как..» – прослушивание муз. фрагментов в современной обработке, с видеорядом, в рекламных роликах и массовой музыке с последующим формулированием собственного мнения, способах обработки и пр. Примерные планы анализа классической музыки в рекламе, кино, м/ф см. [30].

2) Цель

Обсуждение разных точек зрения для активизация внимания на конкретное сочинение: его интерпретацию, развитие.

Активное внимание каждого к биографии и творчеству конкретного композитора. Слова, сказанные сверстниками, порой, сильнее запоминаются, чем из уст преподавателя. Желание высказаться каждым учащимся в ходе обсуждения призывает искать как можно более интересную информацию, а выполнение письменной работы развивает умение мыслить, находить и выстраивать наиболее важные сведения.

Накопление слуховых впечатлений от музыки разных эпох, нац. школ и попытка практического воплощения усвоенных особенностей. Внимание каждого учащегося к особенностям музыки каждой эпохи и нац. школ, систематизация знаний в общей беседе, рассказе, показах презентаций, иллюстраций.

Отработка алгоритма определения формы произведения, работа с нотными источниками (клавирами, партитурами, в т.ч. поиск основных тем, лейттем и пр.), развитие навыка вербализации собственных эмоций к конкретным муз. произведениям.

Внимание к проиденному материалу: его систематизация, уяснение, расширение в ходе дополнений найденными фактами и материалами. Развитие умения применять знания и формулировать вопросы. Работа в коллективе и самостоятельный поиск информации к определенному материалу, теме в качестве домашней подготовки к заключительным занятиям. Интересно учащимся то, что понятно. Этим объясняется высокий интерес к массовой развлекательной музыке и культуре. Задача педагога развить интерес к музыке классического наследия, «открывать» новые для учащихся аспекты в материале программы.

Повышение внимания к основным темам музыкальных произведений, многократное их повторение, работа над их преобразованием (вариации).

Привлечение внимания учащихся к существующим современным способам обработки муз. фрагментов, формирование собственного критического взгляда на сохранение и подчеркивание или создания противоречия в исходном образе произведения.

3) Методическо-материальное обеспечение

а) наличие аудио и видео записей (для сравнения – в нескольких интерпретациях) и нотных материалов; б) информации об исполнителях и постановках (изучение до, либо после прослушивания – исходя из планирования урока и замысла прослушивания: ориентация на личности исполнителей, постановку или прежде всего на впечатление от музыки);

в) объяснение принципа написания статьи, отзыва.

а) наличие монографий (больше подходят для изучения студентами, по причине сложности изучения), учебников, учебных пособий, альбомов о композиторах, энциклопедий, доступа к сетям Internet и пр, б) объяснение принципа написания «творческого портрета».

а) наличие аудиозаписей, учебников, учебных пособий, альбомов по искусству, энциклопедий, доступа к сетям Internet, инструмента (для выполнения сочинения в духе…); б) составление на уроке, либо в качестве домашнего задания следующей таблицы (по типу: эпоха-представители-произведения-особенности).

а) наличие нотного материала (клавиры, партитуры), б) наличие монографий (для некоторых домашних заданий, больше подходят для изучения студентами, по причине сложности изучения), учебников, учебных пособий, альбомов о композиторах, энциклопедий, доступа к сетям Internet и пр., в) объяснение принципа составление схем формы произведений; г) изготовление пособий с основными темами произведений;

а) объяснение составления тестовых заданий, формулирования вопросов; б) обращение при подготовке к заключительному уроку к монографиям, учебникам, учебным пособиям, альбомам о композиторах, энциклопедиям, доступа к сетям Internet и пр., в) изготовление пособий с основными датами и событиями в творчестве композиторов; г) изготовление словарей основных терминов из пройденного материала;

а) качественные аудио, видео записи с муз. произведениями в различных интерпретациях, постановках, обработке;

б) разработка планов анализа муз.произведений и требований к определению (например эпоха-композитор-произведение-часть, действие-партия-номер-средства выразительности и пр. по усмотрению преподавателя и учащихся).









Литература:
  1. Абдулин, Э.Б. Методика музыкального образования: учеб. для студ. педвузов / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.

  2. Аверьянова, О. Русская музыка до середины XIX века: М.Глинка, А.Даргомыжский / О. Аверьянова. – Пара Ла Оро, 2009. – 150 с. + СD.

  3. Аверьянова, О. Русская музыка второй половины XX века: Э. Денисов, А. Шнитке, Р. Щедрин / О. Аверьянова. – Минск: Пара Ла Оро, 2009. – 150 с. + СD.

  4. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособ. / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

  5. Белоусова, С. Романтизм. Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен: учеб. пособ по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ / С. Белоусова. – Минск: Пара Ла Оро, 2009. – 112 с. + СD.

  6. Белоусова, С.С. Русская музыка второй половины XIX века: А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков / С.С. Белоусова. – Минск: Пара Ла Оро, 2009. – 124 с. + СD.

  7. Бокщанина, Е. Методика преподавания музыкальной литературы в училище: учеб. для заочн., очн. И вечерних отделений муз. вузов / Е. Бокщанина. – М.: Музгиз, 1961. – 72 с.

  8. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: кн. для учителя / Л.С. Выготский., послесл. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1991. – 3-е изд. – 90 с.

  9. Гивенталь, И.А. Методика обучения музыкальной литературе в училище: учеб. пособ. / И.А. Гивенталь. – ГМПИ им. Гнесиных, М., 1987. – 72 с.

  10. Дмитриева, Л.Г. Виды музыкальной деятельности на школьном уроке музыки // Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для студентов средн. пед. завед. /Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия, 2000. – 3-е изд. – Гл.2. – С. 53-190.

  11. Дойкина, Е.Р. Творческая форма контроля знаний в выпускном классе по предмету «Музыкальная литература» // Творческие формы работы на предметах теоретического цикла в ДШИ: метод. реком. / Е.Р. Дойкина. – Челябинск: ДПО УМЦ, 2012. – С. 53-74.

  12. Доломанова, Н.Н. Беседы о музыке, музыкантах // Музыкальное воспитание детей 9-12 лет / Н.Н. Доломанова. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – С. 61-110.

  13. Дымова, И.Г. Значение музыкальных олимпиад в творческом становлении музыканта // Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы / И.Г. Дымова, Н.П. Наумова. – Челябинск: ЧГИМ им. П.И. Чайковского. – Вып.1. – С. 100-102.

  14. Знаете ли вы музыку: занимательные задачи-головоломки, ребусы, кроссворды для школьников / сост. М. Батицкий. – М.:Музыка, 1987. – изд. 3-е. – 63 с.
  15. Енукидзе, Н.И. Русская музыка конца XIX-начала XX века: П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов: учеб. пособ. по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ / Н.И. Енукидзе. – М.: Росмен-пресс, 2002. –106 с.

  16. Иванова, О.Ю. Интеллектуальная игра как форма активизации учебного процесса // Вопросы теории и истории музыки: из опыта работы кафедры истории и теории музыки / О.Ю. Иванова. – Челябинск: ЧВМУ им. П.И. Чайковского, 1998. – С. 140-155.

  17. Ильичева, А.В. Европейская музыка XX века. Группа «Шести». Новая венская школа. Б. Барток, П. Хиндемит: учеб. пособ. по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ / А.В. Ильичева, Б.Р. Иофис. – М.: Росмен-пресс, 2004. – 139 с.

  18. Калинина, Г.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы / Г.Ф. Калинина. – М.: , 2003. – Вып.1. – 16 с., – Вып. 2. – 16 с., – Вып.3. – 16 с. (соответственно Вводный курс; Зарубежная музыка; Русская музыка).

  19. Калинина, Г.Ф. Музыкальная литература: тесты / Г.Ф. Калинина. – М.: , 2000. – Вып.1. – 32 с., Вып.2. – 30 с., Вып.3. – 33 с., – Вып. 4. – 34 с. (соответственно: вводный курс, зарубежная музыка; русская музыка; отечественная музыка XX века).

  20. Контрольные задания по курсу русской музыкальной литературы для учащихся 6-7 классов ДМШ и ДШИ / сост. Н.Г. Тимакова. – Челябинск: ЧИМ им. П.И. Чайковского, 2006. – 34 с.

  21. Кирнарская, Д.К. Классицизм. Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен: учеб. пособ. по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ /Д.К. Кирнарская. – М.: Росмен-пресс, 2002. – 107 с.

  22. Курышева, Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие /Т.А. Курышева. –М.: Владос-Пресс, 2007. – 296 с.

  23. Лагутин, А. Подготовка учащихся к педагогической работе по музыкальной литературе / А. Лагутин // Вопросы музыкальной педагогики / ред.-сост. Е.М. Царева. – М.:Музыка, 1981. – Вып.3. – С. 168-192.

  24. Лашова, О.Н. Русская музыкальная литература: учеб. пособ. для учащихся 7 кл. ДМШ и ДШИ / О.Н. Лашова, Е.В. Рязанская. – Челябинск: УМЦ ДПО, 2009. – 86 с. + CD.

  25. Панова, Г.Г. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки / Г.Г. Панова // Музыка в школе, 2001. – №4. – С.57-63.

  26. Ражников, В.Г. Словарь признаков характера звучания // Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. – М.: Классика-XXI, 2004. – С. 136-140.

  27. Смолина, Л. Музыка разных эпох: экспериментальное учеб. пособ. / Л.Смолина. – Челябинск, 1999. – 57 с.

  28. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. – М.: Музыка, 1989. – 444 с.

  29. Титова, С.С. Систематизация теоретического материала в рамках дисциплины «Музыкальная литература» на примере темы «Симфоническое творчество Й. Гайдна» / С.С. Титова, рук. Л.А. Иванова // Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе школа-колледж-ВУЗ. – Челябинск: ЧГИМ им. П.И. Чайковского, 2009. – С. 47-74.

  30. Титова, С.С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий / С.С. Титова // данный сборник материалов.

  31. Тихонова, А.И. Возрождение и барокко. К. Монтеверди, Г. Перселл, Ф. Куперен, А. Вивальди, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель: учеб. пособ. по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ / А.И. Тихонова. – Минск: Пара Ла Оро, 2009 г. 120 с.

  32. Финкельштейн, Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями / Э. Финкельштейн. – СПб.: Композитор, 1992. – 120 с.

  33. Хопрова, Т. Очерки по истории русской музыки XIX века: для учащихся ст. кл. / Т.Хопрова, А. Крюков, С. Василенко. – М.-Л.: Просвещение, 1965. – изд. 2-е. 360 с.

  34. Царева, Н.А. Слушание музыки: метод. пособ. / Н.А. Царева. – М.:РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. – 91 с.

  35. Шафоростова, О.В. Музыкальная литература. Сценарии праздничных итоговых уроков для 6 класса: метод. пособ. / О.В. Шафоростова. – Челябинск: ЧИМ, 2006. – 26 с.

  36. Экерт, Я. 500 музыкальных загадок / Я. Экерт. – М.: Сов. композитор, 1972. – 124 с.

  37. Элькомин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Элькомин. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.

  38. Яблонская, О.А. Развитие творческих способностей в процессе изучения музыкальной литературы // Вопросы теории и истории музыки: из опыта работы кафедры истории и теории музыки / О.А. Яблонская. – Челябинск: ЧВМУ им. П.И. Чайковского, 1998. –С. 181-186.

  39. Яшина, Е. Урок-игра. 50 игровых сюжетов / Е. Яшина. – Челябинск: ЧОИУУ, 1992. – 94 с.

1 Креативность – (лат. creatio — созидание, сотворение), творческая, созидательная, новаторская деятельность.

2 Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Основные термины (генерируются автоматически): предмету «Музыкальная литература», качестве домашнего задания, Русская музыка, учащихся старшего возраста, XX века, музыкальной литературы, сетям internet, дисциплины «Музыкальная литература», XIX века, рамках дисциплины, рамках дисциплины «Музыкальная, дополнений рассказа преподавателя, Методика музыкального воспитания, предварительной подготовкой учащимися, Музыкальная литература, музыка xx века, формы работы, причине сложности изучения, опыта работы кафедры, учебных пособий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle