Библиографическое описание:

Огурцова Т. М., Куликова Е. В., Козырева О. А., Шишкарева Т. А. Возможности социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Социальное взаимодействие предполагает в своей основе изменение социального опыта, несущее в себе позитивное обогащение в эмоционально-нравственной, интеллектуально-волевой, действенно-практической сферах жизнедеятельности субъектов социального пространства. Множество социальных проблем обрушивается на классных руководителей, психологов, социальных педагогов, родителей, да и самих обучающихся, стремящихся стать полноправными гражданами, тружениками, семьянинами. Так кураторами, классными руководителями, педагогами по физической культуре, педагогами по изобразительному искусству и другими учителями-предметниками, педагогами-психологами, социальными педагогами в процессе организации учебно-воспитатель­ной и коррекционно-развивающей работы уделяется большое внимание организации занятий, на которых осуществляется развитие интереса к самостоятельной жизни, формирование мотивации учебной и производственной деятельности, необходимого уровня притязаний, позитивной, адекватной самооценки, развитие креативных способностей, стимулирование механизмов самопознания, самосовершенствования и самореализа­ции в процессе социально и профессионально обусловленных субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.
Несомненна красота природы и человека. Спорт и физическая культура помогают человеку на разных уровнях и разных этапах жизни найти направление социализации и самореализации. Под социализацией будем понимать – процесс объективного восприятия социальных ролей и функций субъектом деятельности и общения в контексте его социально и личностно обусловленного познания, преобразования и реконструкции социального опыта, фасилитирующего включение в микро-, мезо-, макро- и мегагруппы, обеспечивающего востребованность и состоятельность на поле различных видов деятельности (профессиональной, социальной, педагогической, досуговой и пр.) в системе решения противоречий субъектного, средового, пространственно-временного генеза. Под самореализацией будем понимать – процесс и результат постановки и достижения цели ведущей деятельности и общения в системе антрополого обусловленных противоречий, задач, дилемм, проблем, системно выявляющих, трансформирующих и конденсирующих достижения как одного единственного человека, так и культуры в различных ее уникальных единицах и целом конгломерате явлений, функций, процессов, тенденций, закономерностей, законов, положений, теорий, практик и прочих феноменологических аспектов познания и преобразования среды и человека в среде микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Движущими силами социализации являются противоречия, определяемые между:
  • материальным обеспечением социальной среды и возможностью решения социальных и социально-педагогических проблем и задач;
  • разрывом теории и практики социальной педагогики, в совокупности реализуемых идей и постановки и решения проблем современной социальной педагогики;
  • качеством жизни населения и системой социально-педагогической и социально-психологической помощи населению страны;
  • индивидуальными особенностями (возраст, пол, образование, социальный статус, уровень здоровья и пр.) и потребностями, склонностями, предпочтениями в системе ограничений и возможностей реального пространства и времени, социальной среды и развития каждого субъекта;
  • потребностью общества и особенностями субъектов микро-, мезо-, макро-, и мега­групп;
  • уровнем культуры, образованности, воспитанности субъектов среды и процессами, протекающими в обществе;
  • дихотомическим сочетанием инновационного и традиционного в различных областях педагогической науки, фасилитирующей становление, формирование, развитие, адаптацию и социализацию субъектов среды, деятельности и культуры в различных средах (микро-, мезо- и макро-) и пр.
В различных аспектах межличностных, межполовых взаимоотношений субъектами общества решаются дилеммы дихотомического генеза (проблема принятия-непринятия, нравственности-безнравственности, традиционного-инновационного, эстетичного-безобразного (безвкусного), приемлемого-недопустимого, морального-аморального, доступного-недоступного и пр.), где моделирование поведения, отношений и результата социального взаимодействия отражают становление субъекта среды, в определенный момент развития называющегося личностью (здесь феномен личности определяется через деятельность и значимость ее для государства, народа, всего мегапространства), как следствие данных явлений выступает на арену преобразований система гуманно-личностных идей, трансформирующих опыт деятельности обучающихся согласно выбранным ими моделям социализации и самореализации.
Одной из возможностей социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре является спортивная школа. Материальное положение ДЮСШ в структуре распределения материального обеспечения (государственного финансирования) не так высоко, как хотелось бы. В условиях различных преобразований и кризисов наша система социально-педагогичес­ких и досуговых, спортивно-оздоровительных и культурно-массовых институтов (учреждений) поставлена в жесткие рамки выживания, где ретрансляция основ культуры здорового образа жизни, фасилитирующего неустанный поиск продуктивного как мерила сформированности культуры самостоятельной работы, социально-профессиональной культуры, коммуникативной и информационной культуры у субъекта деятельности в поле антропологического преобразования является функцией решения основных противоречий дидактики, профориентологии, теории и методики воспитания и других социально-педагогических дисциплин, где социализация и самореализация как функции социальной среды и субъекта культуры предопределяют выбор и построения вектора саморазвития и самосовершенствования, ситуативно раскрывающих возможности субъекта в деятельности и общении той или иной социальной или социально-профессиональной группы.
Основными направлениями целеполагания, реализуемыми в детско-юношеской спортивной школе, являются процессы и условия формирования разносторонней личности, положительного отношения к здоровому образу жизни, спорту и физической культуре, а также достижение высоких спортивных результатов. Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ №5) осуществляет деятельность в двух направлениях: спортивно-оздоровительном и в направлении массового спорта. В 1980 году в Кузнецкой районе г. Новокузнецка Кемеровской области была открыта ДЮСШ №5. Образовательная деятельность осуществлялась по следующим видам спорта: настольный теннис, футбол, греко-римская борьба, киокушинкай каратэ-до, общая физическая подготовка (ОФП). В настоящий момент в детско-юношеской спортивной школе занимаются более 800 человек, это 20% от всех учеников школ Кузнецкого района г. Новокузнецка. Особое внимание уделяется работе с детьми из Детского дома №1 и школ-интернатов № 68, 88 г. Новокузнецка. Для них проводятся учебно-тренировочные занятия, спортивно-массовые мероприятия, праздники, соревнования, без которых жизнь обучающихся не мыслима, т.к. питание ребенка осуществляется не только на биологическом уровне, но и на уровне психоэмоциональном. Если ребенок обделен не только заботой взрослых, но еще испытывает негативные, а не позитивные чувства – это дорога тотального истребления этой категории наших маленьких граждан не виноватых в том, что по случайному стечению обстоятельств они вынуждены жить не в семье, а в учреждении, замещающем все его функции и обязанности. Известно, что направление социализации через спорт является самым для них доступным с точки зрения биологии и социального устройства общества и общественных отношений, т.к. на раннем периоде развития личности уже можно получить достаточно высокие результаты, системно характеризующие результат выявления проблем и их решения в ракурсе выявления ограничений и возможностей потребностей и возможностей общества и его субъектов.
Привлечение детей из детских домов и школ-интернатов к занятиям спортом помогает решать большое количество проблем, связанных с формированием положительного отношения к своему здоровью, организация досуга, профилактики вредных привычек, социализация ребенка в обществе, общении с другими детьми, формированию потребностей, склонностей, предпочтений, мотивов деятельности и общения, дисциплины, самооценки и уровня притязаний, выбора модели профориентации и профессионального самоопределения, системного вычленения потребностей в здоровом образе жизни и формирования навыков гигиены и самообслуживания. В ДЮСШ №5 г. Новокузнецка имеется положительней опыт организации учебно-тренировочных сборов в летний период на базе ДОЛ «КЕДР» (п. Каз), где ребята продолжают тренировочный процесс в каникулярное время, используют элементы, среду и средства природы для закаливания, проводят коллективные мероприятия, соревнования. Работа в ДЮСШ №5 г. Новокузнецка осуществляется не только с обучающимися, но и с их родителями. Данная работа осуществляется в трех основных направлениях: 1) родительские собрания, 2) тематические лектории, 3) совместные мероприятия родителей и детей (конкурсы, соревнования, праздники).
Семья закладывает основы формирования нравственности человека, формирует нормы поведения, раскрывает внутренние резервы и индивидуальные качества личности, способствует выбору в различных направлениях социализации и самореализации. Совместная деятельность тренера-преподавателя и родителей способствует развитию гармонично развитой личности, ценность которой во все времена была уникальной и единственной, сохраняющей антропологическое пространство в системе гуманно-личностных единиц преобразования и условий самосохранения.
В ДЮСШ № 5 работа осуществляется с детьми разного школьного возраста и разного социального положения. В МБОУ ООШ №24 большая часть обучающихся – дети из малообеспеченных и многодетных семей, так как большого выбора досуга у них нет, цель педагога и тренера-преподавателя привлечь обучающихся к культуре здорового образа жизни. В секции «Баскетбол», организуемой тренером-преподавателем Е.В. Куликовой, занимаются дети из разных социальных групп. Основное направление работы, организуемое в рамках социально-педагогических концепций – это распределение и грамотное использование свободного времени, т.е. чтобы обучающиеся не остались на улице, где можно по меркам современных подростков и пить, и курить, и «баловаться» наркотическими средствами, педагоги создают условия для занятий баскетболом, который способствует формированию у школьников позиции выбора здорового образа жизни и достижения вершин спортивных соревнований различного уровня. В процессе занятий баскетболом у обучающихся разных возрастных групп формируется ловкость, координация движений, чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимопонимания и прочих качеств и чувств, фасилитирующих становление личности на позициях гуманно-личностной педагогики и психологии. В решении проблем распределения свободного времени у школьников из многодетных семей в спортивных секциях происходит деление по возрастным группам, т.е. группу старшего школьного возраста секции «Баскетбол» посещают старшие дети из многодетных семей, среднего школьного возраста – средние, а младшего школьного возраста – младшие.
Особенности педагогической деятельности в спортивной школе и спортивной секции заключается в следующих направлениях:
- занять досуг развивающегося школьника, подростка, юноши или девушки, чтобы свободное время было использовано во благо становления и развития личности, а не во вред;
- приобщить к культуре здорового образа жизни, т.к. ценность здоровья в тотально больном обществе (с точки зрения количества и качества выявляемых и решаемых проблем) становится мифических идеалом, недостижимым ни средствами и методами традиционной педагогики, ни средствами и методами инновационной педагогики, неустанно осуществляющей личностный и групповой поиск решения основных противоречий социально-педагогического генеза;
- создать условия для личностного, социального и профессионального самоопределения;
- выделить основу гуманистический идей современной педагогики и психологии как базовых ценностей и принципов социально-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегасредах;
- научить игре в баскетбол или другим видам спортивных игр или направлений массового спорта, предопределяющих реализацию модели социализации и самореализации в контексте востребованности личности в среде и ее неустанного поиска высших достижений в спорте и других направлениях социализации и самореализации (наука, искусство и пр.).
XXI век, как наверное и последующие, не явится итогом решения всех социальных и социально-педагогических проблем, но быть может именно он положит начало отсчета гуманных и толерантных взаимоотношений, соблюдая социальные, биологические, физические, интеллектуальные, экономические, синергетические и прочие закономерности, обеспечивающие сохранение и преумножение духовной и материальной культуры.

Литература:
1. kuzspa.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle