Библиографическое описание:

Макеева И. А. Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей и подростков [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 92-95.

На современном этапе развития нашей страны, в условиях построения правового государства и становления гражданского общества возрастает актуальность осуществления гражданского воспитания подрастающего поколения. Демократическому государству необходимы разносторонне образованные, нравственно и социально ответственные граждане, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии ее экономической, политической и культурно-духовной сфер.

В условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема гражданского воспитания является одной из приоритетных. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах, определяющих социальный заказ общества в области образования и воспитания: Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и «Гражданское образование в Российской Федерации на 2011-2015 годы и др.

Основная цель гражданского воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательного совершенствования системы социального воспитания. Основным стимулом социальных нововведений является культура, которой отводится определяющая роль в развитии системы воспитания и образования, в духовной самоидентификации личности. В настоящее время значительно активизируется роль музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания, которые представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, так и социально-педагогическую, культурно-просветительную.

Историко-теоретический анализ развития деятельности российских и зарубежных музеев подтверждает, что социально-воспитательные функции были изначально заложены в содержании их многоплановой деятельности.

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. Школьный музей создается как неотъемлемая и органическая часть школы. По мнению Ю.Б. Яхно, целью создания и деятельности школьного музея, является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства образовательного учреждения [1].

Несмотря на то, что школьный музей, безусловно, значительно отличается от стационарных музейных учреждений, научно-педагогические подходы к организации и содержанию его деятельности предполагают учет целого ряда позиций (признаков, принципов, задач и др.), обеспечивающих его эффективность в образовательном процессе, следует учитывать специфические, отражающие особенности организации и функционирования музейной работы.

Важнейшей категорией классификации музеев является профиль музея, подразумевающий специализацию собрания и деятельности музея, обусловленных его связью с конкретной наукой, техникой, производством, различными видами искусства и культуры. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, технические и др. Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея [2, 3].

Деятельность музея исторического профиля может быть посвящена какой-либо историко-краеведческой проблеме региона, либо отдельному событию, также изучению истории учреждения. Специфичность воспитательного потенциала музеев историко-краеведческого профиля заложена в использовании непосредственных исторических свидетельств, памятников-подлинников, отражающих всю многостороннюю историю народа, трудовые и военные подвиги.

Школьные музеи исторического профиля могут заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края, либо определенному историческому периоду и даже отдельному событию, поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историюшколы.

Музей военно-патриотической направленности (боевой славы) способствует приобщению детей и подростков к событиям Великой Отечественной войны, знакомит с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений.

Музеи этнографии и декоративно-прикладного искусства вводят посетителей в мир народной культуры, знакомят с народными обычаями, традициями, ремеслами и промыслами своего региона, учат уважать человека труда, помогают выбрать ремесло по душе, способствуют дальнейшему профессиональному выбору.

Музеи музыкального, литературного и иных подобных профилей знакомят с историей жизни и творчеством музыкантов, писателей, художников, которые были учащимися школы или родившихся и живших в данной местности; способствуют привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивают творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации (на примере жизни и творчества известных людей).

Школьный литературный музей может изучать жизнь и творчество не только знаменитых писателей, родившихся и живших в данной местности, но и тех местных писателей, которые не получили общественного признания, может быть, даже и никогда не публиковались. Одним из возможных направлений краеведческих исследований школьного литературного музея может быть выявление лиц, а также природных, исторических и технических объектов, которые описаны в литературных произведениях.

Подобные рекомендации по организации деятельности могут быть отнесены и к школьным музеям других профилей: художественным, музыкальным, театральным и т.п. Поэтому, например, деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т.п.

Следует отметить, что специфической особенностью большинства школьных музеев является краеведческий характер их деятельности, поскольку независимо от профиля музея изучаются преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Изучение истории государства и привитие любви к ее, порой нелегкому, ходу событий должно начинаться с изучения своей малой Родины – города и края, в котором живет ребенок, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест, людей.

Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея. Вместе с тем не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьных музеев заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

Школьный музей не является музейным учреждением в традиционном смысле, однако ему присущ ряд признаков, как общих для музея, так и специфических для его школьного аналога:наличие фонда музейных предметов (экспонатов), экспозиции, необходимых помещений и оборудования, актива музея, элементов социального партнерства [4, 5].

Деятельность школьного музея должна опираться на следующие принципы:

- систематическая связь с учебно-воспитательным процессом;

- проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

- использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеучебной работы, музейных уроков, семинаров, научно-практических конференций;

- опора музейной деятельности на предметные кружки, факультативы;

- самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;

- связь с общественностью, ветеранами войны и труда;

- обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

- организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям;

- строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов [6].

Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Следовательно, музей становится средой общения и взаимодействия различных субъектов социального воспитания (ребенок – ребенок, ребенок – педагог, группа – педагог и др.) задающей определенную социальную направленность, положительные ценностные ориентации, оказывающей помощь детям и подросткам в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.

Необходимо создавать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. По мнению А.У. Зеленко, детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками [7]. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения.

Школьный музей выполняет многообразные социально-воспитательные функции, обладает практически неограниченным потенциалом в гражданском воспитании детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Все это способствует формированию уважения к памяти прошлых поколений, бережного отношения к культурному и природному наследию, без чего невозможно воспитать граждан и патриотов своего Отечества.

Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников. Функция документирования общественных явлений осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций. Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах. Следовательно, школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается, практически ни одно государственное учреждение. Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения, описания, реставрации собранных документов и предметов.

Таким образом, школьные музеи могут осуществлять свою деятельность по всем основным направлениям: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика, что позитивно сказывается на развитии интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер жизнедеятельности детей и подростков.

Так, участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга социально-значимыми делами. В процессе научно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности;постигают основы научного исследования: учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ проблемы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. Осуществляя краеведческие изыскания, дети и подростки пополняют познавательный багаж знаниями, не предусмотренными школьной программой – в зависимости от профильной тематики школьного музея они знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и др. В результате у детей и подростков формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного.

Таким образом, школьный музей – это структурная единица образовательного учреждения, участвующая в реализации образовательных задач, стоящих перед школой: обучение, воспитание, развитие, социализация подрастающего поколения; центр поисковой и исследовательской, творческой деятельности; просветительская, культурная площадка; центр патриотического воспитания подрастающего поколения; место хранения и демонстрации результатов поисково-исследовательской, творческой деятельности учащихся, учителей, родителей.

Все это ставит школьные музеи на особое место в ряду социально-культурных институтов современности. Школьный музей всегда должен быть в движении, в перечне традиционных школьных дел: работа по комплектованию коллекций, создание новых экспозиций и оформление временных выставок, музейные праздники, работа поискового отряда и совета музея, встречи с создателями и ветеранами своего школьного музея и многое другое, что позволяет поддерживать, у детей постоянный интерес к школьному музею. Одним из наиболее действенных средств решения проблемы приобщения учащихся к истории и культуре является включение ребенка в процесс самостоятельного поисково-творческого их изучения, а эффективными формами такой деятельности можно назвать музейную работу.

Обобщение научных исследований и практического опыта, позволяет выделить следующие особенности школьного музея:

- наличие постоянной аудитории;

- возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных, воспитательных, досуговых мероприятий;

- участие детей в ответственном деле поиска и сохранения музейных коллекций;

- большая, чем в других музеях доступность музейных коллекций;

- комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом).

Суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что школьный музей располагает богатым социально-воспитательным потенциалом и позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность учащихся. Музей создает благоприятные условия для осуществления гражданского воспитания детей и подростков: способствует формированию чувства патриотизма, активной гражданской позиции, политической культуры, критического мышления, способности самостоятельно делать свой выбор; помогает в воспитании гражданина, обладающего позитивными ценностями и качествами, способного реализовать их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.


Литература:

1.Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства. // Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. Б\м, 2006.

2.Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972. – 112 с.

3.Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы / Сборник нормативно-правовых и методических материалов. Новосибирск: НИПК и ПРО, 2004. – 340 с.

4. Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. М.: Наука, 1990. – 261 с.

5. Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2004. –560 с.

6. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.

7. Зеленко А.У. Школьный музей. М.: Работник просвещения, 1927. –104 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школьного музея, деятельности школьного музея, Школьный музей, деятельности музея, профиля музея, Выбор профиля музея, школьный музей, основу концепции музея, гражданского воспитания, профиль музея, Возможности школьного музея, школьного музея должна, школьного литературного музея, деятельность школьного музея, школьного музыкального музея, гражданском воспитании детей, Феномен школьного музея, музейной деятельности, Российской Федерации, тематики школьного музея.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle