Автор: Каргополова Ольга Александровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)

Библиографическое описание:

Каргополова О. А. Рефлексивный тренинг как условие формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 130-133.

Необходимость совершенствования коммуникативной сферы в человеческих отношениях и преодоление конфронтационных процессов, охвативших российское общество и систему образования – насилие, ксенофобия, экстремизм в молодежной среде инициируют важность формирования толерантности у подрастающего поколения. Анализ философской, психологической и педагогической литературы показал, что изучению проблемы толерантности посвящено достаточно много работ. Категория же «межличностная толерантность» исследована не в полной мере. На данный момент существует ряд исследований по формированию межличностной толерантности. Психологические аспекты толерантности в межличностном общении рассматриваются Г.С. Кожухарь, вопросы формирования межличностной толерантности младших школьников изучаются в работах А.С. Ковалевой, О.А. Спицыной, Е.А. Суховой, старшеклассников – в диссертациях О.Г. Шавриной, Н.В. Недорезовой, студентов вузов – в исследованиях О.С. Батуриной, П.Ф. Комогорова.

Вместе с тем, недостаточно рассмотрен аспект формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа – будущих педагогов в условиях становления субъектности как «потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению» [7, с. 26]. Обретение субъектности, подлинное личностное самоопределение, по мнению В.И. Слободчикова, возможно только в «пространстве совместно-распределенной деятельности, пространстве со-бытийной общности, в пространстве рефлексивного сознания» [7, с. 31]. Необходимы такие формы педагогического взаимодействия, которые обеспечивают не программирование и навязывание идеи межличностной толерантности, а осознанный, личностно значимый выбор будущими педагогами межличностной толерантности как нравственного принципа профессионального общения, предполагающего понимание и уважение педагогом другого человека, осознанное стремление к рефлексивному диалогу на основе эмоционально-эмпатийной близости и ценностного отношения к нему при сохранении своей самоидентичности. Формой педагогического взаимодействия, организующей равновесие между педагогическим управлением, внешними педагогическими влияниями, моральным «долженствованием», совместной коллективной деятельностью, с одной стороны, и самоуправлением, индивидуальной свободой, нравственным выбором, рефлексивной деятельностью самой личности, с другой, может стать рефлексивный тренинг.

Под рефлексивным тренингом межличностной толерантности понимается форма субъектно-ориентированного педагогического взаимодействия со студентами, позволяющая будущим педагогам осознанно принять межличностную толерантность как нравственный принцип профессионального педагогического общения и занять активную позицию в формировании готовности к его реализации через организацию рефлексивной деятельности.

Именно целенаправленно организованная рефлексивная деятельность способствует формированию у студентов целостного устойчивого осознаваемого (осмысленного) образа отношений к себе и другому на уровне чувств, ценностных ориентаций и действий. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) по своей сущности и есть осознание. Процесс осознания (рефлексии) меняет внутренний образ человека. Рефлексия как деятельность позволит осмысленно принять межличностную толерантность как нравственный принцип профессионального педагогического общения и занять активную позицию в формировании готовности к его реализации.

Методологически значимыми для разработки рефлексивного тренинга как формы несилового управления процессом формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа стали следующие положения синергетического подхода, возможности педагогической интерпретации которого доказаны в исследованиях М. В. Богуславского, М. Т. Громковой, С. А. Днепрова, М. С. Ковалевич и др.:

- формирование как процесс представляет собой единство организованных и неорганизованных (случайных, стихийных) влияний. Но именно организованные влияния оказывают управляющее воздействие на стихийные процессы самоорганизации и саморазвития, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования;

- организованные влияния должны быть направлены, прежде всего, на «запуск» механизмов самоорганизации межличностной толерантности, потенциально заложенных в личностной системе индивида. Целью организованных педагогических влияний с точки зрения синергетических законов должно стать обеспечение возможностей для самоопределения личности и помощь в этом;

- образование новых структурных взаимосвязей происходит всегда через приближение к хаосу, когда старая структура разрушается, а новая еще не сформировалась. В этот переломный момент, называемый в синергетике точкой бифуркации, дальнейшее развитие системы может происходить в двух направлениях: либо ее состояние станет еще более хаотическим, либо она перейдет на новый, более высокий уровень организации. Здесь многое зависит от управляющих параметров – педагогических влияний, зададут ли они нужное направление развития системы;

- целенаправленное инициирование хаоса в главных структурных блоках межличностной толерантности с целью изменения поведения системы в нужном направлении зависит не от силы и длительности действия управляющих параметров, а от верно выбранных главных точек воздействия – точечных микровоздействий. Следует подчеркнуть, что в момент бифуркации самые малые воздействия на систему могут вызвать качественно новый уровень ее развития. Выбор микровоздействий должен осуществляться в соответствии с внутренней структурой развиваемой системы (в нашем случае, межличностной толерантности). Педагогическое управление при этом рассматривается как нелинейная ситуация открытого диалога (стимулирующего и побуждающего) в педагогических подсистемах «преподаватель-студент», «студент-студент», в результате которого и происходит «рождение» нового для студента, выбор собственного пути дальнейшего развития.

Рефлексивный тренинг представляет собой ряд последовательных, взаимосвязанных этапов: аналитико-подготовительный, процедурно-тренировочный, рефлексивно-оценочный. Основными видами деятельности в процессе рефлексивного тренинга являются: на аналитико-подготовительном этапе – эмоционально-оценочная, мотивационная деятельность, самодиагностика; на процедурно-тренировочном этапе: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самосовершенствование; на рефлексивно-оценочном – смыслообразующая деятельность, самопроектирование. Процедурно-тренировочный этап выстраивается в логике рефлексивной деятельности, обоснованной О.С. Анисимовым и В.А. Метаевой: 1) анализ осуществленного участниками взаимодействия, направленный на осознание нравственно-этической нормы, лежащей в его основе (стадия самопознания) – на этой стадии происходит инициирование хаоса; 2) критика предшествующего взаимодействия на основе анализа, обеспечивающая поиск оснований для изменения данной нормы (стадия самоактуализации) – точка бифуркации; 3) поиск новой нормы взаимодействия, который позволяет перевести личность с одного уровня самоорганизации межличностной толерантности на другой (стадия саморазвития). Ведущие методы организации работы в тренинге – групповая рефлексия, индивидуальная рефлексия, имитационная и ролевая игра, групповая дискуссия, обмен личностным опытом, групповое решение проблем, символическое самовыражение, тренинговые упражнения. Содержание рефлексивного тренинга выстраивается вокруг системообразующих структурных компонентов межличностной толерантности – индивидуально-психологического (сохранение своей самоидентичности) и социально-педагогического (стремление к объединению с другими в процессе профессионального педагогического общения) и включает следующие темы: «Введение. Что такое межличностная толерантность и нужна ли она педагогу?», «Я и другой: как достичь взаимопонимания», «Я и другой: как ценить друг друга», «Я и другой: как найти общий язык», «Межличностная толерантность – путь к гуманистической педагогической этике». Тренинг рассчитан на 5 дней по 6 часов.

Рефлексивный тренинг стал важным компонентом системы работы Ирбитского гуманитарного колледжа, направленной на формирование студента как субъекта профессиональной деятельности. Данная система нашла свое выражение в разработанной и реализуемой в колледже программе «АСС» – Абитуриент – Студент – Специалист, целью которой определяется создание условий для формирования личности, способной брать на себя ответственность за собственное профессиональное образование, профессиональную деятельность, личностное и профессиональное самосовершенствование. Программа «АСС», реализуемая в Ирбитском гуманитарном колледже, включает организацию педагогического сопровождения становления субъектности будущего специалиста на трех этапах: этапе адаптации первокурсников к образовательному учреждению, этапе получения профессионального образования и этапе адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности. Адаптация студентов в педагогическом колледже имеет свою специфику. С одной стороны, в юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, «Я-концепции» и возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоидентичности» (аутентичности самовосприятия), являющейся важным компонентом межличностной толерантности. С другой стороны, одной из детерминант, влияющих на развитие студента в адаптационный период, становится формирование профессиональной направленности личности – совокупности мотивов, установок сознания, ценностных ориентаций в области осваиваемой профессиональной педагогической деятельности, которая требует от человека развитой социальной направленности. Процесс осознания целей, идей, смыслов профессии сопрягается с процессом самоопределения. Именно поэтому адаптационный период был выбран как наиболее благоприятный для формирования межличностной толерантности в рефлексивном тренинге.

Формирование межличностной толерантности в различные возрастные периоды развития человека может осуществляться разными способами, но при решении данной задачи относительно студентов – будущих педагогов необходимо, прежде всего, обеспечить условия для осознанного стремления самой личности к принятию межличностной толерантности как нравственного принципа и активизации собственных усилий, направленных на нравственное саморазвитие. Самым главным результатом рефлексивного тренинга становится переход будущего педагога с позиции объекта формирования межличностной толерантности в позицию субъекта ее формирования. Студент сознательно включается в процесс самосовершенствования, который будет продолжаться в последующей его жизнедеятельности и профессиональной работе. Становление субъектности осуществляется не только путем присвоения чего-то извне, но и как самораскрытие, реализация внутреннего потенциала личности, принятие на себя ответственности за самоосуществление. Активизация субъектности обеспечивается таким содержательным наполнением тренинга и формой организации деятельности участников, которое способно поколебать сложившееся мировосприятие личности, иерархию ценностей, систему смыслов и нравственно-этических норм, подвести к их критическому переосмыслению и принятию межличностной толерантности как собственной нравственной нормы. Толерантность как ценность как бы заново рождается в опыте личности и обретает личностный смысл.


Литература:

  1. Анисимов, О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления [Текст]: автореф. дис. … д-ра психол. наук / О.С. Анисимов. – М.: [б.и.], 1994. – 53 с.

  2. Богуславский, М.В. Синергетика и педагогика [Текст] / М.В. Богуславский // Magister. – 1995. – № 2. – С. 89-95.

  3. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

  4. Днепров, С.А. Управлять или руководить?: О педагогическом руководстве общественными объединениями в сфере физического образования молодежи [Текст] / С. А. Днепров, В.Ф. Коротких; Урал. гос. пед. ун-т ; НУДО «Межотраслевой региональный центр». – Екатеринбург, 1999. – 134 с.

  5. Ковалевич, М.С. Педагогическая синергетика [Текст]: учеб.–метод. комплекс / М. С. Ковалевич. – Брест: Изд-во БрГУ, 2009. – 82 с.

  6. Метаева, В.А. Методологические и методические основы рефлексии [Текст]: учеб. пособие / В.А. Метаева ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 99 с.

  7. Слободчиков, В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования [Текст] / В. И. Слободчиков. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.

Основные термины (генерируются автоматически): межличностной толерантности, формирования межличностной толерантности, студентов педагогического колледжа, межличностной толерантности студентов, толерантности студентов педагогического, самоорганизации межличностной толерантности, принятию межличностной толерантности, профессионального педагогического общения, Проблема формирования межличностной, рефлексивного тренинга, межличностной толерантности младших, формированию межличностной толерантности, педагогами межличностной толерантности, тренингом межличностной толерантности, идеи межличностной толерантности, блоках межличностной толерантности, компонентов межличностной толерантности, компонентом межличностной толерантности, Формирование межличностной толерантности, педагогического взаимодействия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle