Автор: Каргополова Ольга Александровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)

Библиографическое описание:

Каргополова О. А. Рефлексивный тренинг как условие формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 130-133.

Необходимость совершенствования коммуникативной сферы в человеческих отношениях и преодоление конфронтационных процессов, охвативших российское общество и систему образования – насилие, ксенофобия, экстремизм в молодежной среде инициируют важность формирования толерантности у подрастающего поколения. Анализ философской, психологической и педагогической литературы показал, что изучению проблемы толерантности посвящено достаточно много работ. Категория же «межличностная толерантность» исследована не в полной мере. На данный момент существует ряд исследований по формированию межличностной толерантности. Психологические аспекты толерантности в межличностном общении рассматриваются Г.С. Кожухарь, вопросы формирования межличностной толерантности младших школьников изучаются в работах А.С. Ковалевой, О.А. Спицыной, Е.А. Суховой, старшеклассников – в диссертациях О.Г. Шавриной, Н.В. Недорезовой, студентов вузов – в исследованиях О.С. Батуриной, П.Ф. Комогорова.

Вместе с тем, недостаточно рассмотрен аспект формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа – будущих педагогов в условиях становления субъектности как «потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению» [7, с. 26]. Обретение субъектности, подлинное личностное самоопределение, по мнению В.И. Слободчикова, возможно только в «пространстве совместно-распределенной деятельности, пространстве со-бытийной общности, в пространстве рефлексивного сознания» [7, с. 31]. Необходимы такие формы педагогического взаимодействия, которые обеспечивают не программирование и навязывание идеи межличностной толерантности, а осознанный, личностно значимый выбор будущими педагогами межличностной толерантности как нравственного принципа профессионального общения, предполагающего понимание и уважение педагогом другого человека, осознанное стремление к рефлексивному диалогу на основе эмоционально-эмпатийной близости и ценностного отношения к нему при сохранении своей самоидентичности. Формой педагогического взаимодействия, организующей равновесие между педагогическим управлением, внешними педагогическими влияниями, моральным «долженствованием», совместной коллективной деятельностью, с одной стороны, и самоуправлением, индивидуальной свободой, нравственным выбором, рефлексивной деятельностью самой личности, с другой, может стать рефлексивный тренинг.

Под рефлексивным тренингом межличностной толерантности понимается форма субъектно-ориентированного педагогического взаимодействия со студентами, позволяющая будущим педагогам осознанно принять межличностную толерантность как нравственный принцип профессионального педагогического общения и занять активную позицию в формировании готовности к его реализации через организацию рефлексивной деятельности.

Именно целенаправленно организованная рефлексивная деятельность способствует формированию у студентов целостного устойчивого осознаваемого (осмысленного) образа отношений к себе и другому на уровне чувств, ценностных ориентаций и действий. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) по своей сущности и есть осознание. Процесс осознания (рефлексии) меняет внутренний образ человека. Рефлексия как деятельность позволит осмысленно принять межличностную толерантность как нравственный принцип профессионального педагогического общения и занять активную позицию в формировании готовности к его реализации.

Методологически значимыми для разработки рефлексивного тренинга как формы несилового управления процессом формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа стали следующие положения синергетического подхода, возможности педагогической интерпретации которого доказаны в исследованиях М. В. Богуславского, М. Т. Громковой, С. А. Днепрова, М. С. Ковалевич и др.:

- формирование как процесс представляет собой единство организованных и неорганизованных (случайных, стихийных) влияний. Но именно организованные влияния оказывают управляющее воздействие на стихийные процессы самоорганизации и саморазвития, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования;

- организованные влияния должны быть направлены, прежде всего, на «запуск» механизмов самоорганизации межличностной толерантности, потенциально заложенных в личностной системе индивида. Целью организованных педагогических влияний с точки зрения синергетических законов должно стать обеспечение возможностей для самоопределения личности и помощь в этом;

- образование новых структурных взаимосвязей происходит всегда через приближение к хаосу, когда старая структура разрушается, а новая еще не сформировалась. В этот переломный момент, называемый в синергетике точкой бифуркации, дальнейшее развитие системы может происходить в двух направлениях: либо ее состояние станет еще более хаотическим, либо она перейдет на новый, более высокий уровень организации. Здесь многое зависит от управляющих параметров – педагогических влияний, зададут ли они нужное направление развития системы;

- целенаправленное инициирование хаоса в главных структурных блоках межличностной толерантности с целью изменения поведения системы в нужном направлении зависит не от силы и длительности действия управляющих параметров, а от верно выбранных главных точек воздействия – точечных микровоздействий. Следует подчеркнуть, что в момент бифуркации самые малые воздействия на систему могут вызвать качественно новый уровень ее развития. Выбор микровоздействий должен осуществляться в соответствии с внутренней структурой развиваемой системы (в нашем случае, межличностной толерантности). Педагогическое управление при этом рассматривается как нелинейная ситуация открытого диалога (стимулирующего и побуждающего) в педагогических подсистемах «преподаватель-студент», «студент-студент», в результате которого и происходит «рождение» нового для студента, выбор собственного пути дальнейшего развития.

Рефлексивный тренинг представляет собой ряд последовательных, взаимосвязанных этапов: аналитико-подготовительный, процедурно-тренировочный, рефлексивно-оценочный. Основными видами деятельности в процессе рефлексивного тренинга являются: на аналитико-подготовительном этапе – эмоционально-оценочная, мотивационная деятельность, самодиагностика; на процедурно-тренировочном этапе: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самосовершенствование; на рефлексивно-оценочном – смыслообразующая деятельность, самопроектирование. Процедурно-тренировочный этап выстраивается в логике рефлексивной деятельности, обоснованной О.С. Анисимовым и В.А. Метаевой: 1) анализ осуществленного участниками взаимодействия, направленный на осознание нравственно-этической нормы, лежащей в его основе (стадия самопознания) – на этой стадии происходит инициирование хаоса; 2) критика предшествующего взаимодействия на основе анализа, обеспечивающая поиск оснований для изменения данной нормы (стадия самоактуализации) – точка бифуркации; 3) поиск новой нормы взаимодействия, который позволяет перевести личность с одного уровня самоорганизации межличностной толерантности на другой (стадия саморазвития). Ведущие методы организации работы в тренинге – групповая рефлексия, индивидуальная рефлексия, имитационная и ролевая игра, групповая дискуссия, обмен личностным опытом, групповое решение проблем, символическое самовыражение, тренинговые упражнения. Содержание рефлексивного тренинга выстраивается вокруг системообразующих структурных компонентов межличностной толерантности – индивидуально-психологического (сохранение своей самоидентичности) и социально-педагогического (стремление к объединению с другими в процессе профессионального педагогического общения) и включает следующие темы: «Введение. Что такое межличностная толерантность и нужна ли она педагогу?», «Я и другой: как достичь взаимопонимания», «Я и другой: как ценить друг друга», «Я и другой: как найти общий язык», «Межличностная толерантность – путь к гуманистической педагогической этике». Тренинг рассчитан на 5 дней по 6 часов.

Рефлексивный тренинг стал важным компонентом системы работы Ирбитского гуманитарного колледжа, направленной на формирование студента как субъекта профессиональной деятельности. Данная система нашла свое выражение в разработанной и реализуемой в колледже программе «АСС» – Абитуриент – Студент – Специалист, целью которой определяется создание условий для формирования личности, способной брать на себя ответственность за собственное профессиональное образование, профессиональную деятельность, личностное и профессиональное самосовершенствование. Программа «АСС», реализуемая в Ирбитском гуманитарном колледже, включает организацию педагогического сопровождения становления субъектности будущего специалиста на трех этапах: этапе адаптации первокурсников к образовательному учреждению, этапе получения профессионального образования и этапе адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности. Адаптация студентов в педагогическом колледже имеет свою специфику. С одной стороны, в юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, «Я-концепции» и возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоидентичности» (аутентичности самовосприятия), являющейся важным компонентом межличностной толерантности. С другой стороны, одной из детерминант, влияющих на развитие студента в адаптационный период, становится формирование профессиональной направленности личности – совокупности мотивов, установок сознания, ценностных ориентаций в области осваиваемой профессиональной педагогической деятельности, которая требует от человека развитой социальной направленности. Процесс осознания целей, идей, смыслов профессии сопрягается с процессом самоопределения. Именно поэтому адаптационный период был выбран как наиболее благоприятный для формирования межличностной толерантности в рефлексивном тренинге.

Формирование межличностной толерантности в различные возрастные периоды развития человека может осуществляться разными способами, но при решении данной задачи относительно студентов – будущих педагогов необходимо, прежде всего, обеспечить условия для осознанного стремления самой личности к принятию межличностной толерантности как нравственного принципа и активизации собственных усилий, направленных на нравственное саморазвитие. Самым главным результатом рефлексивного тренинга становится переход будущего педагога с позиции объекта формирования межличностной толерантности в позицию субъекта ее формирования. Студент сознательно включается в процесс самосовершенствования, который будет продолжаться в последующей его жизнедеятельности и профессиональной работе. Становление субъектности осуществляется не только путем присвоения чего-то извне, но и как самораскрытие, реализация внутреннего потенциала личности, принятие на себя ответственности за самоосуществление. Активизация субъектности обеспечивается таким содержательным наполнением тренинга и формой организации деятельности участников, которое способно поколебать сложившееся мировосприятие личности, иерархию ценностей, систему смыслов и нравственно-этических норм, подвести к их критическому переосмыслению и принятию межличностной толерантности как собственной нравственной нормы. Толерантность как ценность как бы заново рождается в опыте личности и обретает личностный смысл.


Литература:

  1. Анисимов, О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления [Текст]: автореф. дис. … д-ра психол. наук / О.С. Анисимов. – М.: [б.и.], 1994. – 53 с.

  2. Богуславский, М.В. Синергетика и педагогика [Текст] / М.В. Богуславский // Magister. – 1995. – № 2. – С. 89-95.

  3. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

  4. Днепров, С.А. Управлять или руководить?: О педагогическом руководстве общественными объединениями в сфере физического образования молодежи [Текст] / С. А. Днепров, В.Ф. Коротких; Урал. гос. пед. ун-т ; НУДО «Межотраслевой региональный центр». – Екатеринбург, 1999. – 134 с.

  5. Ковалевич, М.С. Педагогическая синергетика [Текст]: учеб.–метод. комплекс / М. С. Ковалевич. – Брест: Изд-во БрГУ, 2009. – 82 с.

  6. Метаева, В.А. Методологические и методические основы рефлексии [Текст]: учеб. пособие / В.А. Метаева ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 99 с.

  7. Слободчиков, В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования [Текст] / В. И. Слободчиков. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle