Библиографическое описание:

Рукавишникова Е. Л. Некоторые аспекты обучения взрослых [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 156-158.

Сегодня востребовано все, что может повысить уровень и качество жизни. Один из вариантов повышения уровня жизни – получение достойного образования в вузе. Конкретнее рассмотрим обучение взрослых, получающих образование гомологичное выбранной профессии.

Обучение взрослых осуществляется по законам и принципам андрагогики (с гр. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду). Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким ученым А. Каппом. Сегодня в Европе существует в основном три толкования термина. Во-первых, как научного подхода к процессу учения взрослых и изучения методов обучения взрослых на протяжении всей жизни. Во-вторых, андрагогикой называют теоретический и практический подход, основанный на гуманистической концепции обучающихся и преподавателей-фасилитаторов. В-третьих, андрагогику рассматривают как «практику образования взрослых», «специфические методы преподавания» и даже как «противоположность детской педагогике» [1].

Американский ученый М.Ш. Ноулз издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики", затем переименовав его «От педагогики к андрагогике». Главной задачей, по мнению М.Ш. Ноулза, стала "подготовка компетентных людей, таких, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни"[2].

В Российском педагогическом энциклопедическом словаре дано следующее определение андрагогики: «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых». Наряду с термином андрогогика в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др. [4].

В России, несмотря на то, что уже в трудах выдающихся педагогов конца XIX – начала XX века К.Д.Ушинского, В.П.Бахтерова, Е.Н.Медынского было сформулировано теоретическое образование взрослых, оно не получили должного развития. Недостаточно соответствующих исследований в этой области и сегодня.

Ознакомимся с основными принципами андрагогики, обозначенными В.А.Дресвянниковым и их реализацией в вузе:

Принцип приоритетности самостоятельного обучения, реализуется через подготовку преподавателя вуза к составлению программ обучения, подбору и тиражированию учебного материала, для неспешного ознакомления с ними студентов, что способствует запоминанию терминов, понятий, классификаций, осмыслению процессов и технологий их выполнения.

Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем организуется включением активных методов обучения, стимулирующих самообучение студентов.

Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта обучающегося в качестве базы обучения и Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью осуществляются посредством выявления педагогом потребности обучающихся, производственных потребностей и соотнесение их с изучаемой дисциплиной.

Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний, воплощается с помощью воспитательных мероприятий: бесед, убеждений в несостоятельности привычного, демонстрации новых точек зрения, новых перспектив.

Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, реализуется с учетом социально-психологических характеристик личности, ее деятельности, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода педагогом выявляются характерные особенности индивида: уровень мышления, анализ его профессиональной деятельности, социальный статус и характер взаимоотношений в коллективе.

Принцип элективности обучения осуществляется с помощью предоставления студентам свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, оценивания результатов обучения.

Принцип системности обучения реализуется в соответствии с целью и содержанием обучения его формами, методами, средствами обучения и оценкой результатов.

Принцип актуализации результатов обучения способствует достижению целей усвоения программы наиболее коротким путем и скорейшим использованием знаний на практике.

Принцип развития обучающегося обеспечивает создание условий к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности и в этом смысле обучение взрослых следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей жизни [2].

Образование взрослых в настоящее время становится важным направлением педагогической деятельности в вузе, так как оно касается всех лиц, обучающихся по заочной, вечерней, дистанционной формам обучения.

Студентов вузов не дневной формы обучения делят по трем возрастным категориям: до 25 лет, от 25 до 45 лет, свыше 45 лет. Все категории делятся на две группы: имеющие и не имеющие профессионального образования. Некоторая часть студентов имеет убедительный опыт работы. Учитывая то, что знания в любой области науки и производства имеет тенденцию к обновлению, то у каждой категории по прошествии нескольких лет возникнет необходимость в обучении, то есть обучение становится непрерывным. На основании этого можно сделать вывод о постоянно растущей потребности взрослых в обучении.

Отношение к заочному, вечернему, дистанционному образованию в обществе неоднозначно, чаще оно оценивается как недостаточно качественное. Это ошибочное мнение.

Проанализируем контингент студентов, выбравших заочное, вечернее, дистанционное образование. С одной стороны – это студенты, не усвоившие программу дневного отделения и восстановившиеся на другую форму обучения, или вынужденные работать и содержать себя, а иногда и семью. С другой стороны – это студенты, которые привыкли развиваться более быстрыми темпами, за счет самообразования и подготовленности к самостоятельному открытию знаний. Таким студентам тесно в вузе, их не устраивает зависимость от родителей, они хотят утвердиться в выборе будущей профессии. Именно эта категория студентов обладает всеми характеристиками взрослого человека, их учебная деятельность в большей мере определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами, которые в ряде случаев способствуют обучению, но в большинстве случаев существенно затрудняют учебную деятельность.

Обучение взрослых – трудная задача и для педагогов. Процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека происходят не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные модели входят в противоречие с общими целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого [3].

Основное отличие андрагогики от традиционной педагогики в том, что обучаемый становится обучающимся. Перенос акцента требует методологической подготовки преподавателей высшей школы, так как курс «овладения системой знаний» меняется на «активизацию познавательной деятельности студентов».

Если раньше задача преподавания состояла в том, чтобы передать информацию (а учащиеся должны были ее усвоить), то функция современного педагога высшей школы, работающего со взрослыми студентами, изменилась. На первый план, кроме научно-профессиональной подготовки, выдвинулись задачи организации и управления образовательной деятельностью учащихся, формирование их познавательной активности. В связи с чем меняется подход к получению теоретических знаний. Вместо лекций предусматриваются практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, решение конкретных производственных задач и проблем. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний. Материал дается в сравнении. Практические и творческие задания преподаватель снабжает методическими указаниями, которые не только приучают студента действовать по алгоритму, но и всю свою дальнейшую деятельность планировать, разделять на этапы и понимать критерии ее оценивания. То есть речь идет об усовершенствовании технологии обучения взрослых, доминирующее положение в которой занимает обучающийся.

В ходе реализации усовершенствованной технологии обучения нагрузка на преподавателя увеличивается, так как именно педагог высшей школы определяет все параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения, создает дружескую атмосферу обучения, неформальную, основанную на взаимном уважении всех участников учебной деятельности.

Преподавателю, работающему с взрослыми учениками, приходится также учитывать разнообразие мотиваций к получению высшего образования студентами. Одни студенты стремятся получить зачет или экзамен формально, другие – стремятся усвоить как можно больше информации. Благодаря интернету в информации недостатка нет, но именно преподаватель задает наиболее оптимальную траекторию и наиболее интенсивные формы ее усвоения, обучая поиску информации по значимости, научности, применяемости в реальных условиях.

Нельзя не отметить воспитательные моменты общения преподавателя и обучающихся. Педагог, путем общения со студентами, начинает лучше понимать роль дисциплины в области ее практического применения. Студенты благодаря общению с педагогом, имеющим научную подготовку, восполняют пробелы в знаниях, планируют перспективу своего дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения для перехода на новый качественный уровень, тем самым, обеспечивая себе профессиональный рост.

В заключение можно сделать вывод о том, что вечернее, заочное, дистанционное обучение – это путь самосовершенствования индивида, его стремление с помощью обучения достичь определенной конкретной цели, определенного социального и профессионального статуса, посвятить себя любимой профессии. Роль преподавателя в этом процессе – создать обучающемуся благоприятные условия, усовершенствуя технологию обучения, опирающуюся на законы и принципы андрагогики.


Литература:

  1. Золотарев В.В. Андрагогика и организация корпоративного обучения. Доклад с конференции "Тренинг и развитие персонала 2009", г. Воронеж, 12.02.2009г. http://www.ct-v.ru/statji_andragogika.htm

  2. Дресвянников В.А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых. http://www.elitarium.ru/2007/02/09/andragogika.html

  3. Колесникова И.А. Основы андрагогики.— М.: «Академия», 2003.— С.5.— 240с.— ISBN 5-7695-0978-3

  4. Российский педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. Педагогический Энциклопедический словарь.— М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.— 528с.— ISBN 5-7107-7304-2

  5. http://www.fos.ru/pedagog/9501_1.html

Основные термины: обучения взрослых, результатов обучения, методов обучения, Похожая статья, аспекты обучения взрослых, Принцип элективности обучения, Принцип системности обучения, методов обучения взрослых, профессионального обучения взрослых, технологии обучения, проблем обучения взрослых, технологии обучения взрослых, обучение взрослых, взрослого человека, Обучение взрослых, результатов обучения практической, оценивания результатов обучения, актуализации результатов обучения, высшей школы, приоритетности самостоятельного обучения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle