Автор: Моисеенко Юлия Юрьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (5) май 2009 г.

Статья просмотрена: 425 раз

Библиографическое описание:

Моисеенко Ю. Ю. Особенности взрослых обучающихся // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 189-191.

Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском образовании. По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.

С.И.Змеев выделяет следующие принципиальные различия между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в частности:

1.        Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый).

2.        Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.

3.        Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.

4.        Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5.        Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6.        Учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

7.        Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции. (4)

Рассматривая предметно-содержательный аспект образования взрослых, его особенности по сравнению со средним и вузовским образованием, можно выделить некоторые, характерные для образования взрослых, черты. Так, М.Д. Матюшкина выделяет следующие особенности:

1. Актуальность предметного содержания образования, которую можно понимать в двух смыслах: а) актуальность, как приоритетность в содержании образования взрослых, самых новейших знаний в эпоху беспрецедентного информационного роста (известно, что «период полураспада» знаний специалиста оценивается в 5 лет, т.е. за это время знания, полученные в вузе или при предыдущем повышении квалификации, устаревают; возможно, в последнее время этот период еще сокращается); б) актуальность знания для личности конкретного взрослого, для решения его личностных, жизненных проблем. Очевидно, образование взрослых будет выполнять свою функцию, если совместит эти два типа актуальности.

2. Системность в подаче содержания, что подразумевает, с одной стороны, системный анализ конкретного изучаемого предмета, т.е. выделение его элементов, изучение их функциональных связей и «обратный» синтез полученных знаний с целью выявления системного качества изучаемого предмета, не сводимого к сумме его элементов, С другой стороны, системность подразумевает рассмотрение изучаемого предмета как элемента систем более высокого порядка, вплоть до включения его в общую проблематику основных сфер жизни «человек - общество», «человек – природа», «человек — человек».

3. Проблемность содержания образования взрослых, которая может быть рассмотрена в трех аспектах: 1) образование как способ решения жизненных проблем взрослого человека; 2) проблемностъ как характеристика подачи материала, при которой знания передаются не в виде готового итога, рецепта, а сами обучающиеся вовлекаются в эвристический поиск решений, при этом актуализируются их знания, опыт, аналитические умения, осознается недостаточность знаний и тем самым стимулируется познавательный процесс; 3) проблемность как выход за рамки конкретной рассматриваемой области в более широкие сферы науки, общественной жизни, искусства; связь изучаемого с глобальными проблемами человека и человечества.

4. Контекстность образования. В соответствии с этой особенностью,  обучение, с одной стороны, преследует жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности общающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий). Концепция контекстного подхода к содержанию образования как проектируемого опыта личности предложена А. А. Вербицким.

5. Практикоориентированность - подход к отбору содержания образования взрослых с приоритетом тех знаний и умений, которые находят непосредственное прямое применение в практике.

6. Вариативность (учебных программ, форм занятий и пр.) - необходимое качество образования, основанное на естественных различиях личностей обучающихся и на вариативности их образовательных запросов. Необходимость вариативности в образовании взрослых обусловлена обычно более широким разбросом как исходного уровня подготовки обучающихся, так и их неоднородностью в плане социального статуса, опыта и т.д.

7. Информативность в содержании образования взрослых подразумевает высокую информационную насыщенность учебного материала, что связано с дефицитом времени работающих взрослых и с их уже достаточно развитыми познавательными способностями, позволяющими им воспринимать и усваивать учебный материал в высоком темпе.

8. Мобильность. Образование взрослых представляет собой наиболее мобильную сферу образования, требование мобильности вытекает из вышеперечисленных требований актуальности и вариативности. Для обеспечения мобильности содержания образования оно должно обладать свойством открытости, а организационные формы должны допускать практически непрерывные корректировки учебных программ, планов с учетом: а) запросов обучающихся, б) изменившихся научных знаний, в) изменений социально-экономической и политической ситуации [4, с.63-66].

Содержание образования взрослых должно отвечать их потребностям и охватывать все аспекты жизнедеятельности: профессию, жизнь в семье и обществе. Условно оно может быть подразделено на два основных блока: социально-ролевое и общекультурное.

Образование взрослых, связанное с удовлетворением образовательных потребностей в рамках первого содержательного блока, можно подразделить на три группы: 1) профессиональное, связанное с удовлетворением потребностей становления и совершенствования личности как работника, участника производственной сферы; 2) семейно-бытовое, удовлетворяющее потребности в становлении и развитии умений, навыков, знаний и личностных качеств, необходимых для эффективного функционирования как члена семьи; 3) социальное, ориентированное на развитие и совершенствование функций человека как члена общества, социальной группы[4].

Социально-ролевое образование взрослых, способствующее самоопределению человека в разных сферах деятельности, призвано дать возможность человеку приобрести либо усовершенствовать его профессиональные знания, умения, навыки, необходимые в сфере производственной жизни; знания, умения, навыки и качества, необходимые ему в общественной и личной жизни. [4].

Общекультурное образование взрослых, призванное удовлетворить потребности личности в развитии собственной личности, в поддержании его здоровья, в проведении досуга, ориентировано на:

·           приобщение человека к общечеловеческим ценностям;

·           познание собственной личности, развитие нравственности, приобретение умений и навыков управления собственной личностью;

·           приобретение знаний и навыков, необходимых для поддержания своего здоровья;

·           овладение информацией, умениями и навыками содержательного проведения досуга.

В целом, методология и методы аналитической, исследовательской и проектной деятельности, являются содержанием тех ключевых компетентностей, которое должно обеспечить высшее профессиональное образование. В дальнейшем умения в этой сфере позволят личности получать и структурировать новое знание.

Литература

1.        Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. [Текст] / К.А.Абульханова-Славская, — М., 1991.

2.        Адакин, Е.Е. Формирование творческого потенциала студентов вуза в условиях системы заочного обучения: Монография. [Текст]  /Ред. Н.Э.Касаткина. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2005. – 328 с.

3.        Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. [Текст] / С.И.Змеев. М.: ПЕР СЭ, 2003 г.

4.        Змеев, С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. [Текст]  / С.И.Змеев. - М.: Флинта: Наука,1999 г.

5.        Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. [Текст]  / М.В.Кларин. - М.: Наука, 1997. - 223 с.

6.        Колесникова, И.А. Основы андрагогики [Текст]  / И.А.Колесникова. - М.: Академия, 2003 г.

 

Основные термины (генерируются автоматически): образования взрослых, образования взрослых, содержания образования, содержании образования взрослых, содержания образования, содержания образования взрослых, образование взрослых, содержания образования взрослых, содержании образования взрослых, образование взрослых, Похожая статья, обучения взрослых, изучаемого предмета, образовании взрослых, значимость образования взрослых, Образование взрослых, Похожая статья, обучения взрослых, образовании взрослых, задача образования взрослых.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос