Библиографическое описание:

Мандриков В. Б., Прыткова Е. Г. Представительство Волгоградского студенчества в группах по тяжести трудового процесса будущей профессиональной деятельности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 354-357.

Обновление всех сторон общественной жизни выдвинуло принципиально новые требования к личности специалиста. На первый план выходит потребность общества в конкурентоспособных работниках, которые должны принимать и решать сложные профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях производства. Интеллектуальный потенциал страны, напрямую определяющийся качеством высшего образования, становится важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и экономической и политической самостоятельности общества, фактором её выживания [1, 5, 6].

В связи с этим популярность высшего образования остается на достаточно высоком уровне, что подтверждается анализом поступления абитуриентов в Волгоградские вузы. Так согласно сведениям «Обобщенных данных о высших учебных заведениях Волгоградской области» отмечается, что на 01.10.2010 учебный год, в государственных и негосударственных вузах и филиалах обучается свыше 120000 человек. Количество абитуриентов отдавших предпочтение тем или иным государственным вузам представлено на рис.1.

Рис.1. Количество абитуриентов поступивших в Волгоградские государственные вузы в 2010-2011 учебном году

При анализе подачи документов молодежи в вузы отмечается, что наибольшее количество абитуриентов отдало предпочтение ВолгГТУ – 24,1% от общего числа студентов.

Бурный научно-технический прогресс в современной жизни формирует такие факторы условий труда и жизни людей, которые превышают адаптационные, физиологические и психофизиологические возможности организма человека. В связи с этим, проблемы, связанные с обеспечением безопасности на производстве, выявление опасных и вредных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека и развитие профессиональных заболеваний, а вместе с тем и разработка мероприятий которые способствовали бы повышению адаптационных резервов организма человека, является актуальным на сегодняшний день.

В связи с данной проблемой нами был проанализирован характер распределения абитуриентов более 120 профессий, по которым готовят специалистов в Волгоградских вузах.

Для оценки воздействия трудового процесса на организм работников мы воспользовались классификацией используемой в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» («Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05). Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Анализ классификации профессий по степени тяжести трудового процесса показ, что к первой категории тяжести труда относятся 12,5% от общего числа рассмотренных специальностей (рис.2).

Рис.2. Распределение профессий по степени тяжести трудового процесса


Характеризующиеся выполнением работы в комфортных условиях внешней производственной среды при благоприятных величинах физической нагрузки. Основную группу данной категории профессий составляет инженеры – экологи, озеленители, физики (если только не надо испытывать какие-либо приборы), биологи, архитекторы, агрономы, специалисты по экологическим проблемам, зоологи. Ко второму классу относятся 41,6% проанализированных профессий. Для данной группы характерно выполнение работы в условиях, не превышающих предельно допустимых значений производственных факторов, установленных действующими санитарными правилами, нормами и эргономическими рекомендациями.

При более детальном рассмотрении данной группы специальностей отмечается, что 20% профессий относятся к направлению экономика и управление; 17,5% специальностей связанных с электронной и вычислительной техникой; 35% - профессии технической направленности и 15% - пищевой индустрии, и около 9% специалистов медицинского направления и специалистов искусства (рис.3).

Рис.3. Распределение профессий отнесенных ко 2 классу по тяжести трудового процесса

Из анализа профессий видно, что основная масса специальностей принадлежит к допустимым условиям труда, которые характеризуются отсутствием большой физической динамической нагрузки, подниманием и перемещением груза вручную, но присутствует большой объем стереотипных рабочих движений и проведение значительного рабочего времени в неудобной рабочей позе.

Данная группа специалистов основное время проводит за компьютером или за наблюдением производственного процесса, поэтому многие находятся в вынужденной, неудобной позе до 60-75% рабочего времени. Такая вынужденная рабочая поза вызывает у данной категории специалистов статическое перенапряжение мышц шейно-плечевой области и спины, создающие предпосылки для быстрой утомляемости и развития патологии опорно-двигательного аппарата.

У специалистов строительных специальностей условия труда характеризуются: незначительными или возможными перемещениями до 4-7 км; свободной позой или вынужденной рабочей позой до 50% рабочего времени (т.к. работа может, проходит и сидя за компьютером).

Следует отметить, что многие специалисты данной группы (экономического направления, специалисты по электронно-вычислительной технике, строительных специальностей и др.) по напряженности трудового процесса относятся к подклассу 3.2., т.к. характеризуются достаточно длительной по времени сосредоточенностью внимания от 50% до 75% времени смены. Большой объем информации перерабатывается ими зачастую при наличии дефицита времени и монотонности трудового процесса. Отмечается высокая эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, т.к. приходится решать сложные задачи в условиях дефицита времени и в условиях повышенной ответственности.

Третий класс в классификации трудового процесса по степени тяжести в свою очередь подразделяется на 3 подкласса:

К подклассу 3.1. данной категории относятся работы, при выполнении которых вследствие не вполне благоприятных условий труда у практически здоровых людей формируются реакции, характерные для пограничного состояния организма. К данной подгруппе относиться 34,4 % рассмотренных профессий (рис.2). Основную часть подкласса 3.1. составляют специалисты технического профиля: техники-технологи по специальностям, техники-механики по оборудованию, инженеры – технологи, слесари по специальностям, токари, инженеры – строители, кровельщики, врачи различного направления. Для данной группы специалистов характерно восприятие и переработка большого объема зрительной и слуховой информации, разнообразных двигательных действий, требующих тотальных мышечных усилий и отличающихся частой изменчивостью двигательных задач и вариативностью состава действий, вынужденными позами стоя, сидя, присев.

К работам, входящие в подкласс 3.2., и характеризующиеся неблагоприятными условиями труда приводящие к реакциям, характерным для более глубокого пограничного (предпатологического) состояния у практически здоровых людей, относятся 8,3% проанализированных профессий. В данной подгруппе в основном встречаются профессии технической направленности: техники-монтажники, техники по автомобилестроению, ремонту и обслуживания транспорта, специалисты по двигателям и т.д. Условия труда, которых характеризуются достаточным объемом физической нагрузки, выполнением работ на высоте и в очень неудобных и опасных позах, что оказывает значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Работа может проходить в различных природно-климатических условиях труда. К данному подклассу относятся и некоторые специальности медицинского направления.

К подклассу 3.3. относятся 5,2% рассмотренных профессий в основном металлургической направленности, связанные с систематическими физическими нагрузками, в частности с постоянными передвижениями, переноской значительных по тяжести предметов и оборудования.

Таким образом, из проведенного анализа видно, что в настоящее время в Волгоградских вузах наиболее популярные профессии, на которых отмечается и наибольший конкурс при поступлении молодежи, в основном технической направленности, специальности экономики и управления, сельскохозяйственные и строительные, пищевые специальности.

Рассмотрение условий труда по степени тяжести трудового процесса показало, что большая часть популярных и востребованных профессий относятся ко второму классу (41,6%) и подклассу 3.1 (34,4%) (рис.2), характеризующиеся продолжительным сохранением вынужденной рабочей позы, высоким удельным весом статических физических нагрузок, высокой координационной точностью верхних конечностей, быстротой двигательных реакций, сопряженных с повышенным вниманием, лабильным мышлением и оперативной памятью.

Сравнивая трудовую деятельность на современном этапе развития общества с недавним прошлым, видно, что характер труда изменяется не просто сокращением тяжелых физических нагрузок, но и расширением диапазона сложных движений, требующих высокой точности, хорошей координации, быстроты реакции и точности мышечных усилий работника.

Современное производство переходит на качественно новую техническую, автоматизированную основу. Однако какого бы высокого технического уровня нынешнее производство ни достигло, человек остается элементом этого производства и роль его еще более возрастает. Техника берет на себя энергетически обеспечивающие функции, тем самым освобождая человека от тяжелой, изнуряющей работы [1, 2, 3, 5].

При этом резко снижается использование мускульной силы, а стало быть, происходит детренированность организма из-за недостатка двигательной активности. Во многих видах высокопроизводительного труда уменьшается число движений, либо движения составляют однообразную картину, так как задействуют одни и те же мышечные группы. В связи с тем, что мышцы являются необычайно деятельной активной тканью и составляют в среднем 40% веса нашего тела, то понятно, что резкое снижение их работоспособности может привести к возникновению заболеваний [4, 6].

В настоящее время в различных видах труда насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей - десятки тысяч. И все они имеют свою специфику, свои отличительные особенности трудовой деятельности, свои требования к функциональным возможностям, к физическим и психическим качествам людей, занимающихся тем или иным видом труда. А постоянное преобразование технико-технологической основы производства, как правило, влечет за собой и необходимость в переквалификации, переподготовке и смене специальностей. Между тем такая смена деятельности требует как разносторонних способностей, так и физического совершенства, которого можно достичь в процессе специализированной подготовки. Объясняется данный факт тем, что разносторонняя и специальная физическая подготовка способствует более быстрому освоению смежных профессий и свободной перемены труда.

Таким образом, роль профессионально-прикладной физической культуры в подготовке молодежи, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает.

Данная проблема продиктована и тем, что время, необходимое на освоение современных профессий, и достижение профессионального мастерства в них, в большей степени зависит от уровня функциональных возможностей организма, от степени развития физических способностей специалиста.


Литература:
  1. Давыденко А.И. Организация и содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Краснодар, 2005 – 23с.

  2. Каравашкина О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 25с.

  3. Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1997. – 50с.

  4. Панарин А.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов металлургического вуза как средство формирования их готовности к профессиональному самоопределению: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2006. – 25с.

  5. Суворов Ю.А., Платонова В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов / Учебно-метод. пособие - СПб.: СПбГУИТМО, 2006. – 90с.

  6. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2005. – 448с.

Основные термины (генерируются автоматически): трудового процесса, тяжести трудового процесса, степени тяжести трудового, условий труда, будущей профессиональной деятельности, Профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая подготовка студентов, Распределение профессий, Похожая статья, технической направленности, трудового процесса будущей, стереотипных рабочих движений, профессии технической направленности, категории тяжести труда, напряженности трудового, специальностей условия труда, трудового процесса показ, Анализ классификации профессий, напряженности трудового процесса, воздействия трудового процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle