Библиографическое описание:

Балунова С. А. Современные педагогические технологии подготовки мастеров производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 275-278.

В нынешней экономической ситуации актуальна проблема профессиональной подготовки рабочих кадров, которая требует разработки новой модели развития средней профессиональной школы, ее серьезного реформирования на основе прогрессивных образовательных технологий. Основой профессионального образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности, важна неотрывность теоретического обучения от производственного. Современные педагогические технологии помогут эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих выпускников, повышать уровень их социально-профессионального развития личности в целом.

В современном профессиональном образовании выделяются следующие средства, повышающие качество образования:

  • дуальная целевая профессиональная форма подготовки студентов;

  • персонализированные модели подготовки;

  • развитие блочно-модульного обучения;

  • информационно-коммуникационное обеспечение профобразования;

  • научно-методическое обеспечение;

  • психологическое обеспечение [1 с.18].

Сегодня в условиях современного информационного общества необходимо использовать в учебном процессе более продуктивные методы с использованием ИКТ и возможностями сети Internet, позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения в рамках информационно-образовательного пространства, с ориентацией на личность студента, его интересы, способности и склонности.

Внедрение новых образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения обеспечивается введением интегративно-компетентностного подхода, который реализуется на основе следующих принципов: принцип персонификации, принцип модульно-компетентностной ориентации учебно-воспитательного процесса, принцип психологической комфортности.

Совокупность данных принципов обуславливает развитие кроссдисциплинарных технологий профессионального обучения, которые преодолевают дисциплинарные границы для объяснения одного предмета понятиями другого [5,с.15]. Кроссдисциплинарность – это не простая междисциплинарность. Она исследует проблемы, которые идут вразрез с существующими дисциплинами, изучаются в них с различными акцентами. Особенность данных технологий состоит в том, что в процессе обучения активно используются различные виды проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:

- проектно-кейсовая технология основана на участии студентов в разработке, реализации научно-образовательных и научно-производственных проектов, в комплектовании кейсов, на специально организованных занятиях-практикумах;

- системно ориентированная технология направлена на поэтапное формирование компонентов профессиональной компетенции студентов при решении многофакторных профессионально ориентированных учебных задач;

- в рамках мегапроектной мультиагентной сетевой технологии осуществляется интеграция информационных ресурсов и консолидация агентов профессионального образования, научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий, обеспечивающих участие студентов в создании и реализации учебно-исследовательских и научно-производственных проектов [6,с.5].

Новые требования к организации практико-ориентированного обучения в рамках освоения профессионального модуля по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» в рамках подготовки мастера производственного обучения техника-программиста, используя кроссдисциплинарные технологии, могут осуществляться через создание информационно – образовательной среды (ИОС). Данное ИОС позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий при помощи ИКТ и современных сетевых сервисов, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу студентов, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной познавательной деятельности, профессиональной компетентности.

Проектно-кейсовая технология требует творческого подхода к программе МКД профессионального модуля, интегрирует знания по ряду дисциплин, развивает самостоятельность, инициативу, организаторские способности. Данная технология состоит в том, что по каждому разделу рабочей программы МКД студенты получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийных материалов, тесты, практикумы, задачники, а также электронную рабочую тетрадь, разнообразные другие учебно-методические материалы. Выполняя учебный проект, используя возможности ИОС и кейс с дидактическими материалами, студенты активно используют такие сетевые сервисы, как совместное редактирование различных on-line документов, вики, блоги, фото и видеосервисы, карты знаний, ленты времени, схемы и другие средства визуализации. Будущие специалисты на производственном обучении осваивают по программе Intel «Обучение для будущего» курс «Введение в информационные и педагогические технологии», создают сетевые проекты на вики-сайте. Проектная технология позволяет создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, обеспечивая формирование профессиональных компетенций, развитие информационных и познавательных умений. Проектно-кейсовый метод на базе ИОП развивает у студентов проектировочные, аналитические, практические, коммуникативные, творческие, социальные умения, навыки самоанализа.

Многофакторные профессионально ориентированные учебные задачи, согласно системно ориентированной технологии, могут быть следующего типа: логико-рефлексивные, поисково-рефлексивные, рефлексивно – исследовательские, рефлексивно-творческие – высокопроблемные задачи, решение которых обеспечивает формирование профессионально-творческой личности. Подобный квазипрофессиональный опыт будущие специалисты могут получить при работе с учебным проектом «Фирма», который способствует формированию профессиональных компетенций по рабочей профессии. Оформление документации фирмы, создание логотипа, обработка экономической информации с помощью электронных таблиц и базы данных, создание сайта фирмы, выполнение рекламы в виде буклета и презентации с использованием сложных векторных и растровых изображений, выполнение простейших чертежей в системе автоматизированного проектирования, работа с электронной почтой и с сервисами Google - виды работ, которые студенты выполняют два семестра на производственном обучении, используя потенциал ИОС.

Вики-сайт является мощной творческой и обучающей площадкой для студентов и преподавателей вуза. Студенты в данной мегапроектной мультиагенной сетевой технологии совместно с преподавателями пишут вики-статьи, занимаются проектной и исследовательской деятельностью, обучаются по программам Intel, обсуждают различные проблемы, участвуют в конкурсах. Организация сетевых конкурсов профессионального мастерства, обсуждение творческих работ по компьютерной графике, мультимедиатехнологиям, обмен опытом в процессе производственного обучения превращает Вики-сайт в средство реализации кроссдисциплинарных технологий при подготовке по рабочей профессии «Оператор ЭВМ».

Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» на разных уровнях обучения стал web-портфолио, как альтернативный способ формирования и оценивания профессиональной компетентности.

Определений Web-портфолио существует много, в каждом подчеркиваются свои детали, но в целом можно сказать, что речь идет о персонализованных онлайновых коллекциях работ некоего автора и связанных с ними комментариев и оценок. Web-портфолио основано на гипертекстовых технологиях, позволяющих реализовать связи между компонентами перекрестных ссылок, дающих возможность студенту хранить в Интернете большой объем информации, находящейся в свободном доступе. При создании web-портфолио студент получает навыки работы с Интернет технологиями, осваивает новые для себя программы и приемы, гипертекстовые технологии, что способствует развитию медиакомпетентности. Анализ современных on-line изданий показал, что одним из неотъемлемых преимуществ данного метода можно считать - возможность демонстрации результатов образовательно-профессиональных достижений студентов в виртуальном пространстве перед потенциальным работодателем. Данная технология давно и успешно используется в американских и европейских университетах. В Западной педагогике принято выделять три основных вида «web-портфолио»: развития, размышлений, репрезентационный.

Web-портфолио - современная эффективная форма оценивания, помогающая решать следующие важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

  • поощрять самостоятельность, расширять возможности самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и самооценочной деятельности студентов;

  • формировать умение учиться, строить собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации образования;

  • закладывать предпосылки и возможности для успешной социализации;

  • прослеживать индивидуальный прогресс студента;

  • оценить его образовательные достижения.[4,с.20]

При подготовке по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» метод web-портфолио успешно применяется, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов. На основе портфолио можно формировать рейтинги студентов, проводить анализ активности и контролировать развитие в профессиональной деятельности, защита материалов (индивидуальная, групповая) может быть составной частью экзамена или эффективной формой итоговой аттестации.

Структура электронного портфолио может быть следующей (рекомендуется по рабочей профессии):

- приветствие (фото, несколько слов автора);

- резюме;

- философия образования (профессиональные позиции, обоснование выбора профессии, индивидуальный учебный план, ожидания от предметов спецподготовки);

- личное (жизненные принципы, автобиография, фотоальбом);

- достижения (образовательные, профессиональные, личные);

- рефлексия;

- ресурсы (полезные ссылки), контакты[7, с.12].

При подведении итогов по окончании семестра проводится организованная защита портфолио. Каждый документ портфолио оценивается отдельно на основании качественных характеристик критериев, разработанных для каждого вида документов заранее. Общую оценку портфолио составляют следующие оценки:

  • количественная оценка вариативной и инвариантной частей портфолио, полученная на основе качественных характеристик критериев;

  • количественная оценка по уровню самостоятельности выполнения;

  • качественная оценка за отчет о групповой работе[2,с.37].

Одним из самых распространенных способов оценивания является модель «Итог» [3, с.152], которая может заполняться как индивидуально, так и в группе.

И

Интересные моменты портфолио. Что понравилось в нем особенно?

Т

Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже)

О

Оценка портфолио на основании собственных критериев

Г

Главный вывод по всему портфолио

Безусловно, на преподавателя возлагается большая ответственность за организацию формирования портфолио. Контроль над ведением и своевременностью пополнения материалами, систематическая проверка и оценка, помощь студентам в оформлении – это сложная, требующая времени работа. По мнению самих студентов, технология web-портфолио способствует формированию критического мышления к учебной деятельности, расширяет возможности обучения и исследования, включает студентов в понимание процесса внешней оценки и развивает их заинтересованность во внутренней самооценке, позволяет анализировать индивидуальные затруднения и найти пути их преодоления, мотивирует планирование карьеры. Метод web-портфолио поможет получить новые качественные данные об образовательных и личностных притязаниях студентов по рабочей профессии, усилить их личностную мотивацию на включенность в свое образование и ответственность за образовательный результат, дает новый толчок к развитию проблемы оценки и как нельзя лучше отвечает задачам организации обучения в информационно-образовательном пространстве.

В условиях модернизации системы среднего профессионального образования, опираясь на интегративно-компетентностный подход, необходимо активно использовать кроссдисциплинарные педагогические технологи на основе информационно – образовательной среды курса производственного обучения при подготовке операторов ЭВМ. Рассмотренные современные педагогические технологии расширяют возможности обучения и исследования, способствуют формированию критического мышления, правильной самооценке, усиливают мотивацию к получению знаний, помогают студенту выстраивать свою личностную траекторию обучения, мотивируют планирование карьеры.


Литература:

  1. Грибова Л.Н. Проектирование содержания среднего профессионального образования нового поколения: монография, ВГИПУ, 2011, -18с.

  2. Григорьева О.Ю. Реализация технологии «портфолио» в процессе подготовки мастера профессионального обучения// Среднее Профессиональное Образование, №5, 2010, -С 36-37.

  3. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская.- М.: Просвещение, 2011, -С.132-152

  4. Иванова Л.А. Педагогические возможности WEB-портфолио как форма оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей // Инновации в образовательном пространстве: Сборник научных статей /отв. И научный ред. Проф. В.А. Адольф: Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2010. -С.19 – 23.

  5. Коршунова В.В. Организация исследовательской деятельности по информатике при создании Е-портфолио: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва, 2009. –15с.

  6. Мухаметзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее Профессиональное Образование, №10, 2010, -С. 2-7.

  7. Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио студента //Профессиональное образование, №12, 2010,- С.11-12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle