Библиографическое описание:

Пунин А. В. Обоснование требований к дисциплинированности курсантов внутренних войск МВД России [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 46-47.

Процесс изучения проблемы воспитания у курсантов военного института внутренних войск МВД России дисциплинированности как нравственного отношения к человеку позволяет утверждать, что в настоящее время уровень данного личностного образования будущих офицеров чрезвычайно низок.

Одной из составляющих дисциплины является служебная дисциплина. Особую значимость служебная дисциплина имеет во внутренних войсках, которые в силу специфики профессиональной деятельности призваны осуществлять контроль за соблюдением общественной дисциплины в рамках правового регулирования поведения субъекта.

Служебная дисциплина во внутренних войсках, являясь одной из форм общественной дисциплины, выступает «как средство обеспечения в государстве законности, конституционных гарантий, прав и интересов граждан» [1].

Демонтаж старой системы ценностей создал в силовых ведомствах, а также в образовательных учреждениях внутренних войск МВД России духовный вакуум, который стал быстро заполняться антисоциальными идеями. Нарастают безнравственность и бездуховность, а традиционные ценности подвергаются эрозии. Все это негативно отражается, прежде всего, на жизненных ориентациях молодежи, то есть социальной группы, за счет которой формируются внутренние войска МВД России. Как следствие, растет число правонарушений и дисциплинарных проступков, не удается остановить рост случаев суицида, фактов нарушения законности командирами и начальниками, курсантами при выполнении служебных обязанностей. Высокий процент от количества всех преступлений составляют уклонения от службы. Множество преступлений связано с катастрофами и авариями, с утратами и хищениями оружия, государственного имущества. Имеют место нарушения правил несения дежурства, в том числе и боевого. В курсантских коллективах ухудшается морально-психологическая обстановка, ибо низким остается уровень воспитательной работы. Все эти проблемы носят хронический характер. Они не обошли стороной и курсантские коллективы военных институтов внутренних войск МВД России. Анализ состояния дисциплины позволило определить причины, которыми порождается недисциплинированное поведение курсантов.Это:

  • упадок, в целом, морального состояния общества;

  • ухудшение экономической ситуации и, как следствие, обострение криминогенной обстановки в стране;

  • - упущения руководящего и профессорско-преподавательского состава военных институтов внутренних войск МВД России в работе по воспитанию подчиненных и курсантов;

  • низкий педагогический офицерских кадров: многие преподаватели и командиры подразделений не знакомы с основами научного управления курсантским коллективом и имеют слабую психолого-педагогическую подготовку;

  • неудовлетворительное знание и выполнение курсантами уставных требований;

  • недостаточная практика использования педагогического опыта, выработанного предшествующими поколениями;

  • педагогические задачи решаются авторитарными методами: в центр воспитательной работы не поставлен человек с его переживаниями, стремлениями и индивидуальными характеристиками;

  • отсутствие системы общественного воздействия на процесс сплочения коллективов курсантов, принижение роли офицерских собраний, прекращение работы судов чести;

Анализируя опыт педагогической деятельности офицеров, представляется возможным определить конкретный перечень задач решение которых будет способствовать эффективному воспитанию у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности:

  • постоянное изучение истинного состояния дисциплины в коллективе курсантов, анализ и оценка уровня дисциплинированности будущих офицеров (т.е. развитие диагностического мышления и диагностического мастерства);

  • способствовать развитию у офицеров интереса к личности курсанта, уважения к его неповторимости, формированию субъект-субъектных отношений в системе «командир-подчиненный»;

  • преподавательскому корпусу гуманизировать процесс обучения на основе гуманитаризации содержания образования, снижение трудностей в учении за счет совершенствования методов обучения и формирования у учащихся рациональных приемов учения, а также эффективной организации учебного процесса и оценки эмоций способствующей воспитанию достоинства личности курсанта;

  • командирам-воспитателям развивать свои педагогические способности (организаторские, коммуникативные, конструктивные, информационные, рефлексивные, управленческие и др.); стремиться к поиску нового, к творческому, новаторскому, профессиональному уровню; стремиться к тому чтобы быть образцом для курсанта, четко осознавать и развивать у себя те качества, которые присущи авторитетному воспитателю: верность присяге, сознательность при выполнении служебных обязанностей и п повседневной жизни, мужество, решительность, взаимовыручка и т.д.;

  • учебно-воспитательная работа с курсантами должна основываться на формировании у будущих офицеров эмоционально-ценностных отношений к действительности, зрелости и устойчивости потребностно-мотивационной сферы, ориентированной на общечеловеческие ценности;

Современные требования к будущим офицерам ВВ МВД России, их актуальность обусловлены тем, что в настоящее время изменяется содержание воспитания курсанта. Это можно объяснить следующими обстоятельствами:

  • дальнейшим совершенствованием вооружения, специальной техники, изменением в способах их применения;

  • усложняющимися задачами воспитания будущих офицеров, вытекающих из характера изменений, происходящих в структурах ВВ МВД России и обществе в целом;

  • недостаточным исследованием рассматриваемой проблемы в российской научной и военно-педагогической литературе.

Современные требования к курсанту носят комплексный (общий и частный) характер. Общий характер требований проявляется в том, что курсант, с одной стороны, является гражданином РФ, а, с другой, - в повседневной деятельности при выполнении служебных обязанностей он выполняет роль субъекта, реализующего общие требования к дисциплине, стоящего на страже общественного порядка и требующего от граждан соблюдения социальных и правовых норм поведения.

Военным теоретиком и полководцем М.В. Фрунзе была разработана система требований к воинской дисциплине и дисциплинированности военнослужащих, которая представляет собой совокупность следующих элементов:

  • правильное разделение деятельности, ответственности и руководства;

  • высокое интеллектуально-нравственное развитие воина и опора на мотивы воинского долга;

  • единство внутренней и внешней дисциплины при ведущей роли первой;

  • опора дисциплины на внутреннюю спайку личного состава, его сплоченность, близость командиров к подчиненным;

  • авторитет командного состава и личный пример дисциплинированности;

  • дисциплина власти, законность и готовность при необходимости разъяснить их существо [2].

Такая система требований к дисциплине и дисциплинированности является актуальной и сейчас.

Командованием и преподавательским составом военного института ВВ МВД России предъявляются высокие требования к воспитанию сознательной дисциплины, мужества, решительности, взаимовыручки, готовности выполнить приказ.

Особое значение в современных условиях приобретают такие качества, как верность присяге, беспрекословное подчинение приказу, высокая сознательность при выполнении служебных обязанностей и в повседневной жизни. В условиях возрастания боевых возможностей вооружения, техники и специальных средств особую актуальность приобрели требования организованности, четкости и слаженности и, как следствие, высокой боевой готовности подразделений ВВ МВД России, что особенно актуально для курсантов как будущих офицеров.

«Воинская дисциплина, - как говорил военный теоретик и генерал М.И. Драгомиров,

- есть совокупность нравственных, физических навыков, нужд для того, чтобы офицеры всех степеней отвечали своему предназначению. Она предполагает добровольное подчинение личности требованиям норм, закрепленных в присяге, уставах, приказах командиров» [3].

Помимо прямых дисциплинарных обязанностей командиры и преподаватели оказывают существенное влияние на курсантов примером личной дисциплинированности.

Высшей формой дисциплинарной подготовленности курсанта является его самодисциплина. Соблюдение нравственных норм только под влиянием внешних требований еще не говорит о подлинной дисциплинированности курсанта. Зачастую точно выполняет определенные предписания командиров, чтобы избежать дисциплинарных воздействий. Такое исполнение обязанностей еще не означает, что в сложной или критической ситуации курсант обеспечит надежность в своей деятельности.

Смысл самодисциплины выражается вличностнойсамоустановке «Я должен - значит, я могу» и предполагает умение курсанта давать оценку своим поступкам и действиям.

Сегодня меняется образ жизни людей. И это не может не вести к изменению ценностных ориентаций, мотивации поведения и всего процесса социализации личности курсанта вузов ВВ МВД России.

Мы понимаем, что обоснованная выше система требований к воспитанию у курсантов дисциплинированности как нравственного отношения к человеку соответствует современным условиям.


Литература:

  1. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Советская

педагогика,1982. – 290 с.

  1. Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М.: ВПА, 1973. – 160 с.

  2. Городов П.Н. Педагогические основы оценки и учетов результатов воспитания курсантов военных училищ. – М.: ВПА, 1973. – 160 с.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle