Авторы: Яцук Константин Васильевич, Тухватуллин Динар Даянович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.06.2016

Статья просмотрена: 1322 раза

Библиографическое описание:

Яцук К. В., Тухватуллин Д. Д. Проведение дисциплинарной практики // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 936-939.



Дисциплина определение есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников) [УВС].

Дисциплинарная практика — это практика использования командирами (начальниками) предоставленной им дисциплинарной власти путём применения средств поощрения и принуждения [5].

Успешная реализация возможностей дисциплинарной практики в решении задач укреплению дисциплины в воинских подразделениях зависит от того, насколько эффективно будут работать командиры и его заместители. В этой работе важная роль принадлежит младшим командирам, которые непосредственно руководят личным составом. Эффективность воспитательного воздействия дисциплинарной практики, ее результативность в укреплении воинской дисциплины, в предупреждении дисциплинарных проступков и иных правонарушений будут основываться от того, насколько правильно, умело и своевременно командиры и начальники будут применять свою дисциплинарную власть.

Главным требованием, предъявляемым в ведении дисциплинарной практики, является соблюдения командирами законности, т. е. соблюдение Конституции РФ, нормативно правовых актов МО РФ, как при применении мер поощрения, так и при наложении дисциплинарных взысканий. Недопустимо даже малейшее отступление командира от уставных норм при применении дисциплинарной власти к подчиненным. Не стоит добиваться высокой воинской дисциплины и обеспечение уставного воинского порядка незаконными методами. Применение незаконных методов не только не способствует укреплению дисциплины, но и может повлечь за собой новые, более тяжкие правонарушения с тяжелым исходом. Да и любое отступление командира от принципа законности подрывает его авторитет и повлечет за собой нарушение дисциплины. И все это отрицательно сказывается на состоянии воинской дисциплины и превышение отдельными начальниками, предоставленной им власти, равно как и применение не предусмотренных уставами поощрений и взысканий.

Немаловажным требованием при проведении дисциплинарной практики является принцип, каждое поощрение и взыскание должно быть справедливым, соответствовать степени заслуг отличившегося, либо тяжести проступка и степени вины совершившего правонарушение. Незаслуженно высокое поощрение случайно отличившегося военнослужащего, без учета его прежнего поведения и отношения к делу, как правило, не только способствует укреплению дисциплины, но и приводит к отрицательным последствиям. Фактически на нет, сводится воспитательная роль поощрений и при неоправданно частом их применении к одним и тем же военнослужащим за одни и те же достижения. Поэтому одним из необходимых условий является единообразный подход к применению поощрений и взысканий всеми командирами в подразделении, начиная от младших до старших.

Важное значение для повышения предупредительной роли дисциплинарной практики имеет участие в ней командиров всех степеней, в том числе сержантов и старшин — непосредственных начальников солдат и матросов.

Воспитательное воздействие при проведении дисциплинарной практики значительно повышается при умелом использовании командирами подразделений различных мер поощрения и взыскания, а также от строгого соблюдения порядка и сроков наложения взыскания. Нарушение установленных сроков наложений взысканий, как и не приведение наложенного взыскания в исполнение, как и любое отступление при его применении от уставных требований, приводит к отрицательным последствиям и предпосылки подрыву дисциплины в подразделении.

Для того чтобы дисциплинарная практика была успешной необходимо вести анализ наиболее эффективных мер для предотвращения дисциплины, и уже следуя из этого применять их в действие. Важной составной частью анализа дисциплины является обработка накопленного материала и его систематизация, как с качественной, так и с количественной стороны. Качественная сторона позволяет классифицировать проступки по их признакам, а количественная — получить табличные или графические зависимости, поясняющие динамику процесса. В войсковой практике наибольшее распространение получили методы сравнения, детализации, комплексного исследования. Метод сравнения используется для анализа однородных по своему содержанию, характеру показателей и конкретных проступков. Например, сравниваются показатели воинской дисциплины среди различных подразделений или ее состояние в подразделениях за отдельные периоды времени и т. д. Метод детализации предполагает деление фактического материала на специфические признаки. Детализация проводится по времени, частоте проявления, характеру, причинам, тяжести проступков, их последствиям, нравственным и материальным издержкам, организационным и воспитательным мероприятиям. Способ детализации предусматривает не только деление, но и последующую группировку однородных показателей, фактов и явлений в таблицах, графиках, диаграммах.

Метод комплексного исследования предполагает выявление связи и взаимодействия определенных сторон дисциплины, организаторской и воспитательной работы, уставного порядка, требовательности командиров (начальников), материально-бытового обеспечения, досуга личного состава. Анализ может быть достаточно продуктивным при том условии, если выявлены все основные связи или по крайней мере те из них, которые приводят либо к позитивным сдвигам, либо к негативным тенденциям в решении задач поддержания правопорядка и воинской дисциплины А также следует вести журнал учета нарушений дисциплины, преступлений и происшествий для выявления наиболее злостных нарушителей дисциплины. Журнал учета преступлений и происшествий ведется в масштабе полка, которая хранится в штабе полка.

Учет грубых дисциплинарных проступков и дисциплинарной практики ведется от роты (батареи) до полка, бригады соответствующими штабами совместно с заместителями командиров по воспитательной работе в журналах учета грубых дисциплинарных проступков.

Учет поощрений и дисциплинарных взысканий ведется в воинских частях в служебных карточках, которые ведутся:

– в роте на солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву;

– в штабе воинской части — на солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, на прапорщиков и офицеров;

Все поощрения и дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок, и каждая запись в ней заверяется вышестоящим начальником.

– на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — командиром роты;

– на военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, — начальником штаба воинской части.

Дисциплинарным уставом определено, что непосредственные начальники докладывают по команде о поощрениях и дисциплинарных взысканиях:

– на солдат, матросов, сержантов и старшин — командирам рот и им соответствующим ежедневно;

– на прапорщиков (мичманов) и офицеров (кроме высших) — командирам воинских частей еженедельно.

Это делается для ведения более точного анализа проведения дисциплинарной практики в подразделениях и для отчетности вышестоящему начальству.

Командиры батальонов (дивизионов) и им соответствующие обязаны периодически просматривать служебные карточки в целях проверки правильности применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий. Каждый военнослужащий 1 раз в год, а также в период перемещения и перевода к новому месту службы должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную роспись. Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении занимает важное место в многогранной деятельности командира подразделения и позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении, вскрыть причины и условия, способствующие правонарушению, грубым дисциплинарным проступкам, определить меры воздействия на нарушителей и пути поддержания уставного порядка, воинской дисциплины.

Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:

а) подготовительный период.

Основой анализа является сбор данных. Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении являются:

– результаты проверок боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;

– отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб;

– личные наблюдения за поведением военнослужащих в ходе служебной деятельности и общение с ними в неформальной обстановке;

– доклады командиров всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и нуждах военнослужащих;

– доклады лиц суточного наряда;

– индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;

– участие командиров в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных и культурно-досуговых, спортивных мероприятий;

– изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных;

– результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояние внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;

– письма, жалобы, заявления личного состава и родителей и др.

Все перечисленные выше и другие источники информации позволяют получить истинные данные, характеризующие состояние воинской дисциплины, уровень организаторской и воспитательной работы командиров, эффективность деятельности различных должностных лиц по предупреждению правонарушений и грубых дисциплинарных проступков.

б) Оценка результатов.

Оценка состояния воинской дисциплины в подразделении представляет немалую трудность, так как ее уровень определяется не только личными качествами солдат, но и сложившимися внутриколлективными нормами и традициями внутри воинского коллектива. В этом случае, оценивая дисциплину, не столь важно добиваться какой-либо статистики, намного важнее определить наличие негативных явлений в повседневной жизни.

Командир подразделения, оценивая дисциплину с личным составом, обстоятельно должен разобрать и допущенные за неделю грубые нарушения, вскрыть их причины, сообщить о принятых мерах, дать оценку дисциплине во взводах, назвать передовые и отстающие подразделения. Отдельно оценивает сержантов, их личное поведение, вклад каждого из них в улучшение дисциплины своего подразделения. В таком же плане проводится работа с офицерами и прапорщиками, как правило, до подведения итогов с личным составом роты. Аналогичную работу проводит командир батальона на служебном совещании офицеров, а при необходимости и на совещании сержантов. Тут оценивается состояние воинской дисциплины в ротах, взводах, определяется личная дисциплина офицеров.

Подведение итогов состояния воинской дисциплины и выработка мер по ее укреплению проводится в один раз в месяц, в роте еженедельно, во взводе и отделении ежедневно.

Командиры подразделений, наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, при подведении итогов отмечают примеры ревностного и нерадивого отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощряют наиболее достойных, дисциплинированных за проявленную разумную инициативу, усердие и отличие по службе, конкретно разбирают каждый допущенный проступок и при необходимости наказывают виновных.

По результатам подведения итогов каждому военнослужащему может выставляться индивидуальная оценка. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а на совещании с сержантами раскрыта практика работы командира этого отделения.

Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне, а также им равных подразделениях необходимо анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, сержантами, старшинами, прапорщиками, офицерами).

С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях или специальных занятиях в присутствии офицеров. При этом командир подразделения анализирует их роль в поддержании уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в поддержание правопорядка и воинской дисциплины, выполнение распорядка дня, соблюдение формы одежды подчиненными. Особое внимание уделяется анализу участия сержантов (старшин) в дисциплинарной практике, создании здоровой морально-нравственной атмосферы в коллективах.

Большое значение имеет подведение итогов состояния воинской дисциплины с офицерским составом в батальоне (роте) и им равных подразделениях. Командир батальона (роты) может при этом заслушать доклады командиров рот (взводов) о состоянии воинской дисциплины и проделанной работе по ее укреплению. Он оценивает положение дел в ротах (взводах) и определяет их места, дает персональную оценку вкладу каждого офицера и оценку их личной дисциплинированности. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдение при этом ими требований законов и общевоинских уставов, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными и дает им настоятельные советы.

В целом можно сказать что, грамотная подготовка и умелое подведение итогов состояния воинской дисциплины (анализ) в подразделении позволяет командирам и начальникам постоянно анализировать ее состояние и влияние на выполнение поставленных задач, выявлять динамику развития процессов в воинских коллективах, своевременно принимать меры по предупреждению правонарушений.

Литература:

  1. Управление подразделениями в мирное время: учебное пособие для курсантов спец.: «Тыловое обеспечение войск» Д. М. Рогунович [и др.].- Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2015.
  2. Зарубин В. А. Обучение курсантов методике использования правовых средств укрепления воинской дисциплины на пограничной заставе (в подразделении) // Информационный бюллетень методического совета института по обобщению передового опыта учебно-методической работы на кафедрах и в подразделениях. — Голицьшо, 1998. — № 14. — С.46–55.
  3. Безуглов А. А. Президент Российской Федерации А. А. Безуглов//Безуглов А. А. Конституционное право России: учебник для юридических вузов (полный курс): в 3-х т. /А. А. Безуглов., С. А. Солдатов.—М.,2001.—Т.1.—С.137–370.
  4. Усов А. К. Управление подразделениями в мирное время: учебно-методическое пособие для курсантов / А. К. Усов; под ред. Н. М. Селивончик. — Минск: БНТУ, 2011. — 370 с
  5. Приказ Министерства обороны Российской Федерации № 166 от 07.04.1998 г. «Об основных направлениях поддержания правопорядка, воинской дисциплины, организации службы войск в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  6. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации — Москва: Эксмо, 2016. — 560 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воинской дисциплины, состояния воинской дисциплины, дисциплинарной практики, состоянии воинской дисциплины, состояние воинской дисциплины, итогов состояния воинской, укреплению дисциплины, укреплении воинской дисциплины, высокой воинской дисциплины, Анализ состояния воинской, показатели воинской дисциплины, дисциплинарных проступков, укрепления воинской дисциплины, Состояние воинской дисциплины, грубых дисциплинарных проступков, воинской части, личным составом, проведении дисциплинарной практики, задач укреплению дисциплины, дисциплинарных взысканий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос