Библиографическое описание:

Романов А. О., Кучко Т. И., Козырева О. А. Модели и проблема саморазвития и социализации в мультисреде [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 48-50.

Современное общество рассматривает систему полисубъектных отношений в различных методико-методологических аспектах постановки и решения проблем моделирования и апробации средств и методов педагогической деятельности, фасилитирующей включение субъектов культуры, деятельности и общения в социально, практико и личностно значимые отношения, предопределяющие получение продукта как результата роста, самоутверждения, саморазвития, самореализации и состоятельности в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах. Под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования. Необходимо отразить в таком контексте дефиниции феномена «саморазвитие». Во-первых, под саморазвитием мы будем понимать механизм социальной среды, индуцирующий и предопределяющий возможность и особенности формирования потребностей в качественно-количественных изменениях в формировании и трансформации склонностей, интересов, способностей, моделей отношений, поведения и преобразования объективной реальности у человека, индивида, субъекта, личности, системно расширяющих свои возможности и результативность в структуре ведущей деятельности и общения согласно противоречиям современной педагогической практики «хочу – могу – надо – есть». Во-вторых, под саморазвитием мы будем понимать средство самореализации, предопределяющее востребованность человека, индивида, субъекта, личности в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах или иными словами – условие и средство социализации личности в полном смысле данного феномена. В-третьих, под саморазвитием мы будем понимать индивидуально, субъектно, личностно и социально ориентированную функцию в антропологической системе, синергетично восстанавливающую баланс в решении проблем и противоречий современной науки и практики в рамках учета закона нормального распределения (распределение Гаусса) всех событий и явлений, характеристик, задач, условий, результатов в социальном пространстве, где определение нормы того или иного изучаемого феномена в педагогической практике есть процесс соотнесения ценностей гуманизма и среднего значения данной характеристики, корректировки педагогических методов и средств, целей и условий, создающих предпосылки для сохранения, трансформации и устойчивости антропосистемы и каждого человека, индивида, субъекта и личности в ней. В-четвертых, под саморазвитием мы будем понимать модель деятельности субъекта и личности, реализующих свой потенциал в формировании культуры самостоятельной работы (КСР), культуры сотрудничества и сотворчества, коммуникативной культуры, профессиональной культуры и общей культуры как итога преобразований всех моделей деятельности и общения в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах. КСР – это совокупность формально-логических, содержательно-ме­то­до­логических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности, способной адекватно строить профессионально-деятель­ност­ные и досуговые модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к получению разнообразных продуктов интеллектуальной собственности и различным благам, создающих предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения. В-пятых, под саморазвитием мы будем понимать биологическую функцию организма, реализующую задачи и условия самосохранения и социализации личности в мультисреде.
В связи с этим можно говорить о постановке проблемы саморазвития в контексте реализации идей методологии современной педагогики.
  • Аксиолого-акмеологическая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Аксиологическая парадигма формирования КСР представляет собой совокупность идей гуманно-личностной педагогики, где ценность человека и его потребностей, возможностей и результатов деятельности является первостепенной в структуре развития государственных отношений и политики в областях, прямо и косвенно связанных с человеком (образование, медицина, просвещение, досуг и пр.). В соответствии с законом «Об образовании», Концепцией модернизации образования, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка – каждый человек имеет право на образование. Образование как ценность в феноменологическом ракурсе рассмотрено Б. С. Гершунским, а в процессе обучения в сузах и вузах ценность формируемой самостоятельности как качества и самостоятельной работы как психодидактического феномена первостепенны. Акмеологическая парадигма формирования КСР базируется на положении, что у каждого субъекта социального пространства как единицы мультисредового конгломерата имеется своя вершина в различных областях деятельности, социализации, самореализации, самосовершенствования, взаимодействия, где можно условно выделить модель данного явления и условия ее функционирования в различных пространственно-временных ограничениях и специфических стимулах-направ­ле­ниях, фасилитирующих получение социально значимого и личностно допустимого варианта решения поставленной проблемы или задачи, связанной с тремя основными направлениями развития субъекта, личности, уникума в обществе (гражданское, трудовое, семейное) и общества в целом как среды, создающей условия для сохранения и преумножения культурно-исторических, национально-гражданских, общечеловеческих ценностей и стереотипов взаимодействия (моделей взаимоотношений) ее единиц. КСР в аксиолого-акмео­ло­ги­чес­ком рассмотрении феномена – это явление социальное и личностное, где общество создает условия для рождения, становления, формирования, развития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия и социализации личности, сохраняющей и трансформирующей внутреннее и внешнее согласно законам и положениям акмеологии как современной науки, трактующей высшие ценности – первостепенными и базовыми в структуре педагогического знания, позволяющего осуществлять все процессы, связанные с уникальным рождением личности в полном смысле этого феномена и сохранением и преумножением мультисредового, государственно-регионального наследия нации и народов. Саморазвитие и социализация в аксиолого-акмеологи­чес­ком рассмотрении есть специфические функции мультисреды, характеризующие возможность и результат в формировании и востребованности в социальной среде таких качеств личности, как востребованность, устойчивость, конкурентоспособность, адаптированность, креативность, гибкость, гуманизм, здоровье, продуктивность в микро-, мезо-, макро-, мега-, мультимасштабах.
  • Антропологическая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Антропологическая парадигма формирования КСР представляет собой продолжение идей К. Д. Ушинского, Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, В. И. Журавлева, Б. М. Бим-Бада, Ю. И. Салова и др. об уникальной природе человека, порождающего своей персоной антропологическое поле, в котором происходит зарождение и сохранение человеческого в человеке через такие феномены, как общение, воспитание, обучение, образование, развитие, социализацию, самоопределение, самовоспитание, самообучение, самообразование, саморазвитие, самореализация, самосовершенствование, культуру, искусство и пр. Гибкость формирования КСР в системе полисубъектных отношений и мультисредовых связей уникальна, ее неоднородность и персонифицированность не всегда может быть объяснена с точки зрения научного подхода, т.к. психолого-пе­да­го­ги­чес­кие ожидания формирования КСР порою не совпадают с практическими результатами, здесь может быть изменена система распределения суточного времени (8 часов – на сон, 8 часов – на труд, 8 часов – на хобби), ее перераспределение в ситуациях выбора, эзотерические нюансы полисубъектных отношений и их продуктивность (наличие продуктов творчества научного, словесного, музыкального, графического и пр.). Саморазвитие и социализация в антропологическом рассмотрении есть специфические функции антропосистемы, соблюдающие ее порядок и устойчивость, системно трансформирующих опыт деятельности каждого человека, индивида, субъекта, личности согласно предпочтениям, возможностям, социальному заказу и менталитету в обществе.
  • Культурологическая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Культурологическая парадигма формирования КСР опирается в своем определении на то, что культура как механизм сохранения общества и человека, их смыслов и феноменологических возможностей формирует богатейший духовный и материальный конгломерат средств и методов социального и педагогического сотрудничества, использование коих ведет к тому, что внутренний мир индивида, субъекта, личности в своей структуре развивает механизм самосохранения, самопрограммирования, самореализации, самосовершенствования и пр. как биологического, так и социального, и данный механизм ни что иное, как КСР, который мы знаем в разнообразных словесно-логических и структурно-ло­ги­чес­ких моделях и их уникальных личностно и социально обусловленных решениях. Феноменология КСР в структуре внутренних и внешних связей и единиц будет той позицией, где индивид, субъект, личность может расти согласно генетическим и культурно-социальным возможностям от низших форм к высшим, принося в копилку культуры и цивилизации материальные блага в широком смысле этого понятия, становясь в педагогике отношений уже не ребенком, потребляющим материальные блага, а взрослым в полном смысле данного слова (создание превышает потребление). КСР является единицей культурологического пространства, обеспечивает устойчивость личности в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, переводя личность постепенно от простых форм сотрудничества и сотворчества к высшим, уникальным, где человек благодаря его разуму, душевным свойствам и телесному облику с его продуктами творчества становится подлинным достоянием культуры и истории. Саморазвитие и социализация в культурологическом рассмотрении есть механизмы самосохранения человека и общества в культуре и деятельности, пространстве и времени.
  • Социально-средовая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Социально-сре­до­вая парадигма в структуре формирования КСР базовыми положениями своей системы определяет, что общество, среда создает условия для формирования индивида, субъекта, личности согласно его генетическим возможностям и педагогической направленности субъектов, включающих данного индивида, субъекта, личность в систему микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредовые отношения и роли. Среда с ее богатейшим наследием материального и духовного начала создает условия для формирования интересов ребенка, стимулирует переход интересов в предпочтения, мотивы, выбор моделей будущей профессиональной деятельности, связанной с развитием способностей, данных природой и востребованных обществом, средой в определенных масштабах и качествах, ролях и отношениях, явлениях и процессах, коие регулируются государственной властью, системой морально-эти­чес­ких норм, а также моделями-отношениями, благоприятно влияющими на здоровье индивида, субъекта, личности, общества, на координацию отношений и аспекты профессионального сотрудничества и сотворчества, на модель развития инди­вид–субъект–личность, на модель взаимосвязи и взаимовлияния гражданин–труженик–семьян­ин, на модели мультисредового конгломерата ребенок–роди­тель–прародитель, ученик – работник – мастер – учитель и пр. Среда создает условия для развития тех способностей, которые являются или востребованными средой, субъектами деятельности и общения, или уникально раскрывающими природу субъекта общества, среды, деятельности, культуры, подобно модели явления резонанса частота общественных отношений провоцирует появление частот субъектов общества в различных номинациях и видах творчества и труда, примерно равных частоте общественных отношений, либо благодаря математическому сложению графических величин – являются антиподом общественных отношений (социальные революции, научные открытия и др.). В таких условиях – КСР – средство фасилитации включения индивида, субъекта, личность в социальные отношения в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Итак, КСР – это, с одной стороны, механизм социальной среды фасилитирующий включение индивида, субъекта, личность в социальные отношения и роли, с другой стороны, – механизм внутреннего, генетического развития индивида, обеспечивающий жизнеспособность индивиду в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, а формирование КСР – необхо­ди­мое условие развития отношений и связей социального и личностного аспектов взаимовлияния и сотрудничества.
Нами рассмотрены и представлены не все парадигмы формирования КСР и модели саморазвития и социализации. Работа будет продолжаться, акцент сделаем на практические нюансы саморазвития и социализации личности в мультисредах.

Литература
  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle