Библиографическое описание:

Романов А. О., Кучко Т. И., Козырева О. А. Модели и проблема саморазвития и социализации в мультисреде [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 48-50.

Современное общество рассматривает систему полисубъектных отношений в различных методико-методологических аспектах постановки и решения проблем моделирования и апробации средств и методов педагогической деятельности, фасилитирующей включение субъектов культуры, деятельности и общения в социально, практико и личностно значимые отношения, предопределяющие получение продукта как результата роста, самоутверждения, саморазвития, самореализации и состоятельности в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах. Под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования. Необходимо отразить в таком контексте дефиниции феномена «саморазвитие». Во-первых, под саморазвитием мы будем понимать механизм социальной среды, индуцирующий и предопределяющий возможность и особенности формирования потребностей в качественно-количественных изменениях в формировании и трансформации склонностей, интересов, способностей, моделей отношений, поведения и преобразования объективной реальности у человека, индивида, субъекта, личности, системно расширяющих свои возможности и результативность в структуре ведущей деятельности и общения согласно противоречиям современной педагогической практики «хочу – могу – надо – есть». Во-вторых, под саморазвитием мы будем понимать средство самореализации, предопределяющее востребованность человека, индивида, субъекта, личности в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах или иными словами – условие и средство социализации личности в полном смысле данного феномена. В-третьих, под саморазвитием мы будем понимать индивидуально, субъектно, личностно и социально ориентированную функцию в антропологической системе, синергетично восстанавливающую баланс в решении проблем и противоречий современной науки и практики в рамках учета закона нормального распределения (распределение Гаусса) всех событий и явлений, характеристик, задач, условий, результатов в социальном пространстве, где определение нормы того или иного изучаемого феномена в педагогической практике есть процесс соотнесения ценностей гуманизма и среднего значения данной характеристики, корректировки педагогических методов и средств, целей и условий, создающих предпосылки для сохранения, трансформации и устойчивости антропосистемы и каждого человека, индивида, субъекта и личности в ней. В-четвертых, под саморазвитием мы будем понимать модель деятельности субъекта и личности, реализующих свой потенциал в формировании культуры самостоятельной работы (КСР), культуры сотрудничества и сотворчества, коммуникативной культуры, профессиональной культуры и общей культуры как итога преобразований всех моделей деятельности и общения в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах. КСР – это совокупность формально-логических, содержательно-ме­то­до­логических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности, способной адекватно строить профессионально-деятель­ност­ные и досуговые модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к получению разнообразных продуктов интеллектуальной собственности и различным благам, создающих предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения. В-пятых, под саморазвитием мы будем понимать биологическую функцию организма, реализующую задачи и условия самосохранения и социализации личности в мультисреде.
В связи с этим можно говорить о постановке проблемы саморазвития в контексте реализации идей методологии современной педагогики.
  • Аксиолого-акмеологическая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Аксиологическая парадигма формирования КСР представляет собой совокупность идей гуманно-личностной педагогики, где ценность человека и его потребностей, возможностей и результатов деятельности является первостепенной в структуре развития государственных отношений и политики в областях, прямо и косвенно связанных с человеком (образование, медицина, просвещение, досуг и пр.). В соответствии с законом «Об образовании», Концепцией модернизации образования, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка – каждый человек имеет право на образование. Образование как ценность в феноменологическом ракурсе рассмотрено Б. С. Гершунским, а в процессе обучения в сузах и вузах ценность формируемой самостоятельности как качества и самостоятельной работы как психодидактического феномена первостепенны. Акмеологическая парадигма формирования КСР базируется на положении, что у каждого субъекта социального пространства как единицы мультисредового конгломерата имеется своя вершина в различных областях деятельности, социализации, самореализации, самосовершенствования, взаимодействия, где можно условно выделить модель данного явления и условия ее функционирования в различных пространственно-временных ограничениях и специфических стимулах-направ­ле­ниях, фасилитирующих получение социально значимого и личностно допустимого варианта решения поставленной проблемы или задачи, связанной с тремя основными направлениями развития субъекта, личности, уникума в обществе (гражданское, трудовое, семейное) и общества в целом как среды, создающей условия для сохранения и преумножения культурно-исторических, национально-гражданских, общечеловеческих ценностей и стереотипов взаимодействия (моделей взаимоотношений) ее единиц. КСР в аксиолого-акмео­ло­ги­чес­ком рассмотрении феномена – это явление социальное и личностное, где общество создает условия для рождения, становления, формирования, развития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия и социализации личности, сохраняющей и трансформирующей внутреннее и внешнее согласно законам и положениям акмеологии как современной науки, трактующей высшие ценности – первостепенными и базовыми в структуре педагогического знания, позволяющего осуществлять все процессы, связанные с уникальным рождением личности в полном смысле этого феномена и сохранением и преумножением мультисредового, государственно-регионального наследия нации и народов. Саморазвитие и социализация в аксиолого-акмеологи­чес­ком рассмотрении есть специфические функции мультисреды, характеризующие возможность и результат в формировании и востребованности в социальной среде таких качеств личности, как востребованность, устойчивость, конкурентоспособность, адаптированность, креативность, гибкость, гуманизм, здоровье, продуктивность в микро-, мезо-, макро-, мега-, мультимасштабах.
  • Антропологическая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Антропологическая парадигма формирования КСР представляет собой продолжение идей К. Д. Ушинского, Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, В. И. Журавлева, Б. М. Бим-Бада, Ю. И. Салова и др. об уникальной природе человека, порождающего своей персоной антропологическое поле, в котором происходит зарождение и сохранение человеческого в человеке через такие феномены, как общение, воспитание, обучение, образование, развитие, социализацию, самоопределение, самовоспитание, самообучение, самообразование, саморазвитие, самореализация, самосовершенствование, культуру, искусство и пр. Гибкость формирования КСР в системе полисубъектных отношений и мультисредовых связей уникальна, ее неоднородность и персонифицированность не всегда может быть объяснена с точки зрения научного подхода, т.к. психолого-пе­да­го­ги­чес­кие ожидания формирования КСР порою не совпадают с практическими результатами, здесь может быть изменена система распределения суточного времени (8 часов – на сон, 8 часов – на труд, 8 часов – на хобби), ее перераспределение в ситуациях выбора, эзотерические нюансы полисубъектных отношений и их продуктивность (наличие продуктов творчества научного, словесного, музыкального, графического и пр.). Саморазвитие и социализация в антропологическом рассмотрении есть специфические функции антропосистемы, соблюдающие ее порядок и устойчивость, системно трансформирующих опыт деятельности каждого человека, индивида, субъекта, личности согласно предпочтениям, возможностям, социальному заказу и менталитету в обществе.
  • Культурологическая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Культурологическая парадигма формирования КСР опирается в своем определении на то, что культура как механизм сохранения общества и человека, их смыслов и феноменологических возможностей формирует богатейший духовный и материальный конгломерат средств и методов социального и педагогического сотрудничества, использование коих ведет к тому, что внутренний мир индивида, субъекта, личности в своей структуре развивает механизм самосохранения, самопрограммирования, самореализации, самосовершенствования и пр. как биологического, так и социального, и данный механизм ни что иное, как КСР, который мы знаем в разнообразных словесно-логических и структурно-ло­ги­чес­ких моделях и их уникальных личностно и социально обусловленных решениях. Феноменология КСР в структуре внутренних и внешних связей и единиц будет той позицией, где индивид, субъект, личность может расти согласно генетическим и культурно-социальным возможностям от низших форм к высшим, принося в копилку культуры и цивилизации материальные блага в широком смысле этого понятия, становясь в педагогике отношений уже не ребенком, потребляющим материальные блага, а взрослым в полном смысле данного слова (создание превышает потребление). КСР является единицей культурологического пространства, обеспечивает устойчивость личности в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, переводя личность постепенно от простых форм сотрудничества и сотворчества к высшим, уникальным, где человек благодаря его разуму, душевным свойствам и телесному облику с его продуктами творчества становится подлинным достоянием культуры и истории. Саморазвитие и социализация в культурологическом рассмотрении есть механизмы самосохранения человека и общества в культуре и деятельности, пространстве и времени.
  • Социально-средовая парадигма формирования КСР и условия саморазвития и социализации личности в мультисреде. Социально-сре­до­вая парадигма в структуре формирования КСР базовыми положениями своей системы определяет, что общество, среда создает условия для формирования индивида, субъекта, личности согласно его генетическим возможностям и педагогической направленности субъектов, включающих данного индивида, субъекта, личность в систему микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредовые отношения и роли. Среда с ее богатейшим наследием материального и духовного начала создает условия для формирования интересов ребенка, стимулирует переход интересов в предпочтения, мотивы, выбор моделей будущей профессиональной деятельности, связанной с развитием способностей, данных природой и востребованных обществом, средой в определенных масштабах и качествах, ролях и отношениях, явлениях и процессах, коие регулируются государственной властью, системой морально-эти­чес­ких норм, а также моделями-отношениями, благоприятно влияющими на здоровье индивида, субъекта, личности, общества, на координацию отношений и аспекты профессионального сотрудничества и сотворчества, на модель развития инди­вид–субъект–личность, на модель взаимосвязи и взаимовлияния гражданин–труженик–семьян­ин, на модели мультисредового конгломерата ребенок–роди­тель–прародитель, ученик – работник – мастер – учитель и пр. Среда создает условия для развития тех способностей, которые являются или востребованными средой, субъектами деятельности и общения, или уникально раскрывающими природу субъекта общества, среды, деятельности, культуры, подобно модели явления резонанса частота общественных отношений провоцирует появление частот субъектов общества в различных номинациях и видах творчества и труда, примерно равных частоте общественных отношений, либо благодаря математическому сложению графических величин – являются антиподом общественных отношений (социальные революции, научные открытия и др.). В таких условиях – КСР – средство фасилитации включения индивида, субъекта, личность в социальные отношения в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Итак, КСР – это, с одной стороны, механизм социальной среды фасилитирующий включение индивида, субъекта, личность в социальные отношения и роли, с другой стороны, – механизм внутреннего, генетического развития индивида, обеспечивающий жизнеспособность индивиду в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, а формирование КСР – необхо­ди­мое условие развития отношений и связей социального и личностного аспектов взаимовлияния и сотрудничества.
Нами рассмотрены и представлены не все парадигмы формирования КСР и модели саморазвития и социализации. Работа будет продолжаться, акцент сделаем на практические нюансы саморазвития и социализации личности в мультисредах.

Литература
  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
Основные термины (генерируются автоматически): формирования КСР, парадигма формирования КСР, социализации личности, условия саморазвития, Культурологическая парадигма формирования, Антропологическая парадигма формирования, формирования КСР базовыми, субъекта общества, Гибкость формирования КСР, ожидания формирования КСР, средство социализации личности, парадигмы формирования КСР, полисубъектных отношений, Особенности социализации, полном смысле, оптимальную социализацию субъекта, модель деятельности субъекта, Аксиолого-акмеологическая парадигма формирования, включений субъекта общества, Феноменология КСР.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle