Библиографическое описание:

Шафигуллина А. Г. Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 272-274.

Речь в школе глухих является предметом обучения. В методике развития речи выделяются педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков учащихся, определяется, как нужно организовать обучение, чтобы научить их полноценному общению. Для развития речи учащихся используются определенные виды упражнений. Наиболее важные среди них - упражнения в связной речи; в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложения, способность накапливать материал и строить текст по определенной логике и композиции.

В современной отечественной сурдопедагогике, система упражнений по развитию речи школьников на основе восприятия устной речи занимает значительную часть содержания учебной деятельности. Упражнения объединены общей целью. В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевое высказывание. Глухой ученик в ходе речевого развития закрепляет и уточняет речевой материал, обогащает речь, совершенствует навыки диалогической и монологической речи, обогащает разговорную лексику, овладевает навыками живого диалога.

В современной школе глухих работа над речью органично входит в каждый урок. Речь, прежде всего, делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя речь – мысленная речь человека. На уровне внутренней речи дети усваивают новые знания. Внешняя речь – это речь, обращенная к другим. Внешняя речь может быть диалогической и монологической.[10, с. 107]

Обучение глухих учащихся в начальных классах начинается с развития диалогической речи – как наиболее им доступной для организации непосредственного словесного общения учителя с классом и детей между собой. Основным признаком диалога является реплицирование – чередование говорения собеседников[]. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, содержание дополняется ситуацией, интонацией, мимикой, жестами. Диалогическая речь рождается в связи совместной деятельности взрослого и ребёнка. Усложнение речи происходит в связи с развитием коллективной деятельности детей. Для совершенствования навыка ведения диалога важно научить глухих построению различных реплик. В диалоге первая реплика – реплика стимул. Ответная реплика – реплика – реакция обычно бывает краткой и выполняется составом реплики. А.Г. Зикеев выделил 5 основных групп диалогических единств в зависимости от коммуникативной функции: вопросо-ответные единства; вопросо-ответные единства, требующие подтверждения; вопрос – ответ; сообщение и встречное сообщение; побуждение к действию и ответную реакцию. [4, с. 204] Включение в речь таких диалогических единств способствует овладению основными структурными компонентами, из которых комбинируется диалог, беседа в зависимости от ситуации.

Естественные речевые ситуации складываются в реальных условиях общения. Наглядно речевые ситуации создаются с помощью наглядных и словесных средств. В различных речевых ситуациях автоматизируются речевые модели, уточняется разговорная лексика и фразеология. Для развития диалогической речи глухих учащихся используются неподготовленный диалог, возникающий в конкретной ситуации общения, и беседу. Беседа способствует и побуждает детей задавать вопросы, дополнять и уточнять ответы товарищей.

Основной для развития диалогической речи глухих детей в условиях современной коммуникативной системы обучения языку является ситуативность. Школьная программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:1) понимать обращения; выражать желание;2) обращение к товарищам;3)ответы на вопросы;4)сообщение о выполненной работе; 5)участие в диалоге.[2, с. 25]

Перечисленные умения показывают, что материал в программе расположен последовательно; от простого к сложному. Работа над диалогом начинается в подготовительном классе, где преобладают отдельные вопросы и ответы на них, обособленные реплики. В средних классах продолжается обучение живому диалогу, исключающему формальное ведение заученных разговоров. В младших классах навыки речевого общения включают в себя: умение начать разговор; продолжить разговор, уточняя сказанное или задавая дополнительные вопросы для развития темы ; закончить разговор или подвести итоги беседы .

Развитие диалогической речи у глухих школьников может успешно осуществляться в процессе дидактических игр. Особенно эффективны в этом плане игры, связаны с угадыванием, так как они очень интересны для детей и вызывают большую активность. В процессе игры учитель должен научить школьников задавать вопросы в определенном порядке: о ком пойдет речь; о внешнем виде и возрасте; об успеваемости и дисциплине. Важное место в развитии диалогической речи у неслышащих школьников занимают упражнения. Интересным видом упражнений является составление диалога по заданной ситуации. Его можно проводить в процессе работы над сочинением и изложением. Оно позволяет активизировать словарь по теме и приобретать навыки правильного оформления диалогической речи в устной и письменной форме. Работа по развитию разговорной речи преимущественно ведется в устной форме, весь речевой материал должен восприниматься слухо- зрительно.

Развитие разговорной речи в 5-7 классах осуществляется двумя путями: практическим и теоретико-практическим[6, с.27]. Практический путь усиливает живое общение. В процессе реализации практического обучения можно достичь усвоения глухими детьми целостных речевых структур, и обогащения их словарного состава и грамматического строя.Теоретико-практический путь обучения диалогической речи в основном используется на уроках грамматики, что позволяет учащимся запоминать большое количество предложений, и создавать новые высказывания из знакомых слов. В соответствии с требованиями программы обучение диалогической речи в 5-7 классах идет по трём направлениям: закрепление и уточнение различных типов предложений, и обогащение разговорной речи учащихся; развитие и совершенствование навыков диалога и беседы; развитие и совершенствование навыков диалога и беседы. Для совершенствования навыков диалогической речи в используются такие виды работ: нахождение диалога в художественном произведении ; составление диалога из рассыпного текста; исключение лишнего; восполнение диалога; ведение диалога на различные темы; составление диалога по картинкам; составление поручений; работа по открытой и закрытой картине. Работа по развитию разговорной речи в старших классах усложняется тематика содержание работ, словарь и возрастает самостоятельность детей в диалоге и беседе. Проводятся более сложные варианты работы с закрытой картинкой. Например: картинки предлагаются не по порядку, а вразбивку; ведется беседа, ответы ученики записывают, группируют и по каждой картинке делают обобщение. По этим обобщениям, записанным ответам учащиеся определяют последовательность картинок, аргументируют место каждой из них. Им предлагаются вопросы: «Где первая картинка?», «Почему ты так думаешь?». Далее составляется рассказ - повествование, где ученики должны наиболее полно в соответствии с записанными ответами передать содержание рассказа; предлагается продумать и подготовить письменно серию вопросов, которые нужны для полного представления о содержании закрытой картинки и на которые потом они записывают ответы. Также проводится работа и с полузакрытой картинкой. Суть ее в том, что закрыта одна, существенна часть картинки. Лучше всего для этой цели служат картинки с ярким сюжетом. Также для развития диалогической речи проводятся работы по открытой картине. Работа с открытой картиной относятся к традиционным видам работам в школе. Описание открытой картины помогает учащимся увеличить словарь и уточнить значение используемых ими слов, кроме того в процессе выполнения этого вида работы дети овладевают навыком правильного построения предложений. Эта работа требует затраты большого времени и труда, поэтому восприятие описание картины предваряются выполнением упражнений.[1, с.132] Например, картина «Зима в лесу», выполняются «упражнение в зимнем лесу», чтением текста «Зима», подбором прилагательных к существительным на зимнюю тему, заучиванием стихов о зиме. Характер вопросов определялся темой урока - описанием природы зимнего леса. Речевой материал необходимый при работе над картиной намечается заранее. Опорные слова написаны на доске и проводится работа над их значением, орфоэпией. Чтобы получить ответы от большего числа учащихся выполняются упражнения с подбором нескольких оценочных прилагательных к одному существительному, учащиеся используют их в ответах на вопросы, поскольку давать варианты ответов не просто.

В процессе обучения диалогу глухих учащихся обеспечивается развитие их языковой способности. Оно осуществляется за счёт частоты применения школьниками речевых средств, вариативности высказываний, проведения аналогий, предугадывания ответов собеседника. Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения, письма, дактилирования и слухо-зрительного восприятия. Овладения глухими школьниками диалогической речью расширяет их представления о системном устройстве языка.

Глухие школьники на основе практического пользования речью и благодаря специальным языковым наблюдениям способны усваивать минимум знаний о системном строении языка, о наиболее распространенных конструкциях предложений. Любые языковые упражнения вне условий общения не ведут к овладению языком, хотя способствует накоплению словаря или запоминанию грамматических знаний. Усвоение языка как средство общения происходит только в процессе его применения в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Знание и умелое применение специальной методики и техники работы над развитием диалогической речи глухих учащихся, обогащает их речь новым материалом, развивает и совершенствует навыки диалогической речи, закрепляет и уточняет лексику и грамматический строй, обогащает разговорную речь. Одаренные глухие учащиеся умело пользуются художественными средствами описания в самостоятельной речи, элементами устного народного творчества, наизусть читают стихи, отвечают распространенными предложениями с включением оценочных прилагательных, дают варианты ответов. Широкое использование дидактического и наглядного материала, таблиц с опорными словами способствуют формированию прочных знаний и умений, направленных на развитие диалогической и монологической речи.


Литература:

  1. Быкова «Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов»

  2. Вишневская Е.Е. Методика развития разговорной речи. – Л., 1979. – С.25.

  3. Глебова «Обучение глухих школьников русскому языку в 5 – 7 классах»

  4. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1976- С. 204.

  5. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М.: Просвещение, 1979

  6. Колтунено, Носкова «Обучение русскому языку в 5 -7 классах»

  7. Леонтьев А.А. Функции и формы речи// Основы теории речевой деятельности. – М., 1974. – С. 253-254.

  8. Пустовалов, Сенкевич «Пособие по развитию речи», глава «Развитие устной речи».

  9. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. – М., 1983. – С. 53.

  10. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 1960.-С.107

Основные термины: диалогической речи, развития диалогической речи, разговорной речи, диалогической речи глухих, развития речи, речи глухих учащихся, нарушением слуха, словесной речи детей, Формирование словесной речи, речи учащихся, развитию разговорной речи, монологической речи, развития речи учащихся, уроках развития речи, речи глухих детей, составление диалога, разговорной речи учащихся, развитию речи школьников, методике развития речи, обучения диалогической речи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle