Библиографическое описание:

Быкова О. В. Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 158-159.

Ученые справедливо отмечают, что подростковый возраст – период тяжелого кризиса, его называют даже возрастом катастроф. Этот период труден как для самого подростка, так и для окружающих его людей. [2,183]. На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе [3, 135].

Исследования показывают, что личность подростка получает развитие в системе обширной, многоплановой, социально признаваемой и социально одобряемой деятельности. Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых делает подростка особенно сензитивным к социальным ценностям, облегчает их усвоение. На первый план все более выступает потребность в признании миром взрослых своей самостоятельности. Растет стремление к самоактуализации, повышается уровень социальной активности подростков, развивается способность к осознанию своего внутреннего мира и личностных качеств [3,130-131].

Практика показывает, что подростковый возраст наиболее благоприятен для развития творческой деятельности в силу стремления к личностному самосовершенствованию, которое происходит через самовыражение, самоутверждение. Одним из важных направлений художественного развития личности подростка является приобщение к музыке, музыкальному творчеству. В современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она опережает другие виды искусства по количеству потребления, так как имеет непосредственно-чувственное воздействие на человека. Следует особо отметить, что музыкальное искусство, как яркое выражение чувств, эмоций и настроений, становится областью интересов практически всех подростков.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного художественного качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов).

Сложившаяся система музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательной школе, к сожалению, не дает видимых результатов, так как по-прежнему опирается на назидание, формализацию данного процесса, ограниченность музыкального репертуара. Недостаточно учитываются возрастные особенности подростка, его интересы и установки в процессе художественного воспитания, недостаточно внимания уделяется изучению современных направлений музыкального искусства.

Новые возможности для музыкально-творческого развития подростка открываются в современной детской музыкальной школе (ДМШ) и детской школе искусств (ДШИ). Осуществляемый в нашей стране переход от унифицированного образования к вариативному дает возможность предоставления учащимся прав на получение образования, адекватного уровню личностного развития, интересам и потребностям. Реализация принципа вариативности оказалась весьма актуальной для дополнительного художественного образования, побудила обратить внимание на проблемы, давно нуждающиеся в преобразовании. Одной из них является организация начального инструментального обучения подростков в рамках музыкального юношеского факультета детской школы искусств.

Анализ работы фортепианных отделений ДШИ показывает, что в предыдущие годы музыкальное обучение преимущественно начиналось с 6-7- летнего возраста. Именно на этот возраст традиционно рассчитаны сборники и учебные пособия для начального инструментального обучения. Прием в музыкальные школы 12-13 летних подростков не приветствовался, так как был сопряжен с рядом трудностей, требующих освоения программы за более короткий срок. Таким образом, в музыкальных школах сложилась практика «перепрыгивания» через класс; нередко класс по специальности не совпадал с классом групповых музыкально-теоретических дисциплин. В ряде учебных заведений вовсе не представлялось возможным начинать обучение игре на фортепиано с 12-13 лет. Очевидным являлся тот факт, что учащиеся подростки, в силу различных жизненных обстоятельств не сумевшие приобщиться к музыкальному искусству в детстве, находились в неравных условиях по сравнению с младшими школьниками.

Интересно отметить, что история музыкального искусства знает немало случаев, когда даже знаменитые музыканты начинали обучение в подростковом или юношеском возрасте. В качестве примера можно привести биографию выдающегося композитора, музыковеда, общественного деятеля современности Эдисона Васильевича Денисова. Будущий композитор приобщился к музыке в возрасте 12 лет, обучаясь игре на кларнете и гитаре самостоятельно, по самоучителям. Единственной возможностью официальной учебы для шестнадцатилетнего юноши в 1945 году оказались курсы общего музыкального образования (КОМО) в музыкальной школе №1 г. Томска.

Приведенный пример свидетельствует о том, что в российском музыкальном образовании всегда шли поиски форм и видов обучения детей инструментально-исполнительскому искусству.

Сегодня закон РФ «Об образовании» провозглашает создание приемлемых условий для развития каждого обучающегося в соответствии с его индивидуально-психологическими возможностями, осуществления гуманизации учебно-воспитательного процесса посредством предоставления учащимся выбора содержания, уровня и темпа обучения. В этом ракурсе значимым событием явилось создание музыкального факультета для юношества в ДШИ №1 г. Белгорода, предполагающего трёхлетний срок музыкального обучения подростков.

Важным этапом в организации обучения на юношеском факультете фортепианного отделения стала разработка учебной рабочей программы, регламентирующей образовательный процесс. Как уже было сказано, ее реализация рассчитана на трехлетний курс обучения. Цели обучения, в целом, совпадают с традиционным семилетним курсом и включают:

  • музыкально-эстетическое воспитание широкого круга подростков, приобщение их к сокровищнице музыкального искусства;

  • подготовку наиболее одаренных учащихся к дальнейшему профессиональному обучению в музыкальных и культурно-просветительских ссузах.

Перечисленные цели конкретизируются следующими задачами:

  • формирование музыкальной культуры;

  • развитие музыкальных способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса, активизация музыкально-познавательной деятельности, расширение музыкального кругозора;

  • овладение приемами игры на инструменте, основами грамотной работы с нотным текстом; формирование исполнительской культуры;

  • освоение навыков чтения с листа, транспонирования, игры в ансамбле;

  • овладение элементарными навыками аккомпанирования.

Ключевой задачей является приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся-подростков и их родителей. В этой связи, преподаватели, ведущие класс фортепиано, стремятся так построить учебный процесс по предмету, чтобы овладение им нашло свое практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы. Здесь важную роль играет репертуарная политика.

Общеизвестно, что музыкальное воспитание протекает тем успешнее, чем разносторонне оно ведется. Художественное развитие определяется в процессе обучения содержанием музыкальных занятий, представленном в музыкальной педагогике художественным репертуаром, музыкальными произведениями, изучаемыми подростками. Из этого следует, что музыкальный материал должен быть многогранным, высокохудожественным, раскрывать вечные общечеловеческие проблемы, богатство эмоционального мира человека, тем самым побуждать ученика к их осмыслению, воспитанию ценностного отношения, как к явлениям жизни, так и к произведениям музыкального искусства.

В подборе репертуара, изучаемого подростками, нам близка позиция американского дирижера, композитора, пианиста, педагога, музыкального писателя Леонарда Бернстайна. Бернстайн никогда не проводил резкую границу между развлекательной и серьезной музыкой. Он писал и дирижировал как ту, так и другую. Для Бернстайна существовала только хорошая или не очень хорошая музыка, независимо от того, является она серьезной или развлекательной [1].

Безусловно, классический репертуар по праву является основой воспитания музыкально-эстетической культуры подростка. Но учащийся воспитанный только на такой музыке не воспринимает музыку других стилей, в частности, современную музыку с ее своеобразной трактовкой лада и ритма. Поэтому в процессе обучения игре на музыкальном инструменте особая роль отводится таким жанрам и направлениям, как детская джазовая музыка, музыка кино, современная музыка для детей. Следует отметить, что в последние десятилетия появилось большое количество фортепианных пьес современных композиторов, продолжающих традиции Р. Шумана, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского. Среди наиболее известных авторов можно назвать Ж. Металлиди, С. Баневича, С. Слонимского, Э. Денисова, И. Якушенко, Ю. Лазареву и др.

Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано» для учащихся юношеского факультета ставит целью учесть реальные возможности учеников–подростков, их психологические особенности, что требует существенной корректировки традиционного образовательного процесса, его учебно-организационных аспектов, педагогического репертуара, годовых требований и др.

Психологи отмечают, что подростковый возраст характеризуется потребностью в самоутверждении и самореализации в деятельности, имеющей личностный смысл. Именно в это время вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии [3,142]. Наиболее важной психологической характеристикой подростка является повышенная познавательная и творческая активность, которые находят реализацию в процессе обучения музыке. На уроках дети стремятся узнать новое в области музыкального искусства, быстрее освоить инструмент, музыкальную грамоту. Дефицит времени, отпущенный на музыкальное обучение, стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию. Выученные с интересом музыкальные произведения, успешное выступление на эстраде, одобрение окружающих ведет к их самоутверждению.

Важной особенностью подросткового возраста является дифференцированное отношение к учебе, предметам, видам деятельности. Практика показывает, что если учащийся в качестве любимого и нужного ему занятия выбирает музыку, то отношение к ней характеризуется осознанностью, повышенным интересом. Появляется устойчивая мотивация, связанная с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься любимым делом, самостоятельной творческой работой.

Как показывают беседы с учениками-подростками и их родителями, в качестве результата обучения на музыкальном юношеском факультете они, в первую очередь, хотели бы видеть: достаточно большой репертуар различной стилистической ориентации (классические, джазовые, эстрадные произведения), включая пьесы для досуговых мероприятий; формирование умения подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом; аккомпанировать поющему и петь под собственный аккомпанемент; музицировать (импровизировать и сочинять) в различных жанрах; любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус.

Данные ожидания детей и родителей совершенно оправданы, так как соответствуют нацеленности на общемузыкальное развитие, приобщение к любительскому музицированию («игре для себя»). Вместе с тем, эти требования нисколько не противоречат задачам профессионального музыкального воспитания, которое могут получить наиболее одаренные из числа учащихся юношеского факультета.

Можно сделать вывод, что такие новообразования подросткового возраста, как повышенная эмоциональность, стремление к идеалу, качественные изменения в интеллектуальной сфере (способствующие развитию самосознания подростков), чувство взрослости (позволяющее развитию самоконтроля, самокритичности), становление Я-концепции (позволяющее развить способность к самооценке, самоанализу и саморазвитию), выступают определяющими факторами для эффективного музыкального воспитания учеников-подростков.


Литература:

  1. Биография Леонарда Бернстайна [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.music-theatre.ru/?p=647.

  2. Ерофеева М.А. Общие основы педагогики / М.А. Ерофеева. – М.: Высшее образование, 2006.

  3. Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Высшее образование, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle