Библиографическое описание:

Попик С. Г. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интеллектуальных карт [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



)

Идеология федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. Педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий.

Концепция современного образования направлена на воспитание человека:

– способного решать интеллектуальные и личностные проблемы;

– самостоятельно применять полученные знания в решении новых задач;

– проявлять творческий подход к решению задач в различных видах деятельности.

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого.

В условиях реализации ФГОС возникает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применения различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности, как любознательность, активность, инициативность.

Педагогический опыт автора включает ситуации, посвященные решению этих задач, и основан на внедрении современных технологий интеллектуально-творческого развития дошкольников в образовательный процесс.

Основной технологией, которая используется для оптимизации воспитательно-образовательного процесса, является технология ТРИЗ.

Использование в нашей работе ТРИЗ-технологии обусловлено следующими факторами:

– ТРИЗ-технология базируется на принципе природосообразности и позволяет реализовать детское «Я САМ!»;

– стимулирует познавательную активность детей, раскрепощает их в своих суждениях, дает возможность найти и открыть в себе творческий потенциал;

– разрушает стереотипность, шаблонность мышления;

– повышает познавательно-речевую активность детей, стимулирует интеллектуальное развитие;

– формирует поисковую активность, развивает стремление к новизне, а также содействует становлению ребенка как личности;

– развивает индивидуальность и неповторимость каждого ребенка;

– развивает любознательность, инициативность, творчество, гибкость мышления.

Таким образом, мы приходим к выводу, что технология ТРИЗ является универсальной и закономерно используется в современном обществе во всех областях деятельности, а именно, в политике, бизнесе, строительстве, промышленности, менеджменте, маркетинге, педагогике.

ТРИЗ технология − это технология анализа и решения задач, не зависящая от предметных областей, в которых возникают проблемы.

Остановимся на одном из применяемых мною методов ТРИЗ. Это метод моделирования, в частности − интеллектуальная карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта), разработанная английским психологом Тони Бьюзеном в 60–70-х гг. XX в. Интеллект-карта широко используется в разных сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. Метод адаптирован для работы с дошкольниками кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи у детей.

Одна из важнейших методических задач образования − развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т. е. воспитание всестороннего развитого человека. Поэтому развитие логического мышления является одним из приоритетных направлений работы педагога. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимо каждому ребенку. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления выступают интеллект-карты. Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую детям предстоит усвоить, разбив её на конкретные образные единицы.

Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод интеллект-карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия слово, предложение, текст, научиться работать с ними.

Интеллектуальная карта − это графический способ представления идей, информации в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, инструмент для структурирования идей. Этот метод помогает воспринимать образовательный процесс как единое целое. Интеллектуальная карта может быть составлена с использованием различных графических средств (рисунков, фотографий, символов, шрифтов, слов).

На большом листе в центре располагается, как правило, главная мысль (изображение), а по кругу то, что к этой мысли можно соотнести. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты, по направлению от правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Такие карты легко поддаются расширению и модернизации. Создание интеллект-карт процесс совместного творчества ребенка и взрослого.

По картам легко запомнить лексику, формировать и обогащать словарь ребенка, придумывать предложения и рассказы и тем самым обобщать и закреплять тему недели. Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться.

Метод интеллект-карт позволяет развить не только связную речь, пополнить словарный запас и лексико-грамматическую структуру речи, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект-карт формирует следующие логические действия:

– умение анализировать и синтезировать;

– обобщать;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить логические цепочки рассуждений;

– доказывать;

– выдвигать гипотезы и прогнозировать;

– творческие способности;

– воображение.

В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Применение технологии моделирования помогает сформировать у воспитанников чёткие и глубокие представления о мире предметов и природы, стимулирует познавательную активность детей и способствует развитию креативных способностей.

Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность, что исключает формальную передачу знаний детям. А непосредственное участие воспитанников в составлении интеллект-карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний накопленных человечеством.

Можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Применение интеллект-карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных ребёнком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Литература:

  1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. − 2012. − № 7. − С. 34–37.
  2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии.Учебно-метод. пособие. − Ростов н/Д: Феникс, 2008. − 105 с.
  3. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. − Ростов н/Д: Феникс, 2011. − 109 с.
  4. Бершадская Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся // Пед. технологии: проф. журн. для технологов образования. − 2009. − № 3. − С. 17–21.
  5. Бьюзен Т. и Б. Супермышление/Тони и Барри Бьюзен; пер с англ. Е. А. Самсонов. − 5-е изд. − Минск: Попурри, 2008. — 304 с.:
  6. Бьюзен Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М: «Росмэн», 2007. − 326 с.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой — М.: Мозаика-Синтез, 2007. − С.130 -132.
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / [В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.]; под ред. Ф. А. Сохина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. − 223 с.
  9. ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года № 30384) [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ %20№ %201155 %20от17.10.2013 %20г..pdf
  10. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] − Режим доступа: http: //минобрнауки.рф/документы/4952
  11. Стратегия развития воспитания до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс] — Режим доступа: // http://government.ru/docs/18312/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle