Библиографическое описание:

Малинин В. Г., Малинина Я. Ю. Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся старших классов [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



В данной статье рассматривается вопрос приобщение подростков к регулярным занятиям физической культуры. Разделение класса не на гендерной основе, а по группам здоровья, что позволяет дифференцированно подходить к каждому ученику в выборе для него доступных физических упражнений.

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни, приобщение к регулярным занятиям

Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования средств физического совершенствования человека. Существенным показателем этих достижений является уровень здоровья, развития физических способностей ребенка в период школьного обучения.

На данном этапе развития общества, мы видим удручающую картину. Уровень здоровья, как один из показателей физической культуры и вместе с этим общей культуры общества, остается на самом низком уровне. Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия всего общества, не только отражающий настоящую реальность, но и дающий прогноз на будущее — вызывает опасения и тревогу. В силу различных причин проблемы сохранения здоровья становятся актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро — в образовательной области.

Сегодняшнему обществу нужен человек образованный, мобильный, умеющий неординарно, по-новому, самостоятельно мыслить и действовать, способный отстаивать свою точку зрения, и в то же время быть толерантным. Ему должны быть присущи и другие моральные качества — доброта, отзывчивость, уважение и любовь к своей стране, людям. Все эти качества можно сформировать через воспитание и самовоспитание, познание и самопознание, оценку окружающих и самооценку, осознание собственной ценности как индивида, личности.

Процесс формирования такой личности — сложный и долгий процесс. Количество невостребованных людей в обществе не уменьшается. У подавляющего большинства подрастающего поколения наблюдается безразличие ко всему происходящему вокруг, безразличие к самому себе. Давайте, обратим внимание, как молодежь относится к себе, «спустив рукава» во всем, что касается здоровья.

Употребление алкоголя, табакокурение — это устоявшаяся норма поведения и общения в молодежной среде. Мы наблюдаем отсутствие у детей, их родителей и у ряда педагогов понимания ценности здоровья и культуры здоровья, как одного из приоритетов человеческих ценностей. По-моему мнению, школа должна стать реальным образовательным институтом, который мог бы ликвидировать безграмотность в сфере знаний о самом себе, о собственном организме, о собственном здоровье, о законах благополучного существования человека как частицы биосистемы.

Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране здоровья подрастающего поколения. Ребенок, подросток, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление при всех стараниях педагогов остаться здоровым в современных условиях не может.

Качество образования в новой школе является не только полученные знания, умения и навыки, но и сумма определенных социально-психологических компетенций, необходимых выпускнику школы для взрослой жизни. Ведение здорового образа жизни, положительное отношение к ЗОЖ, занятие спортом и физической культурой, все это формируется со школьной скамьи. Роль педагога в формировании мотивации к сохранению и укреплению здоровья ребенка является одной из самых главных [3,с. 2].

Именно школа совместно с семьей должна выпустить в жизнь здорового физически и психически члена общества, на которого будет возложена ответственность в построении и поддержании здоровой нации.

Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у школьников требует пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в современной школе. Целью физического воспитания детей и подростков в школе состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. На практике, разработке личностно-ориентированных технологий в сфере физкультурного образования препятствует противоречие между естественным разнообразием учащихся в классе и «нормативным» подходом к оценке двигательных возможностей, унификацией методик школьного физического воспитания. Поэтому управление и контроль за нормированным режимом учащихся с различным уровнем здоровья в урочной форме организации занятий по физической культуре возможен только на основе новых информационных технологий, опирающихся на принцип деятельностного подхода[1, с. 32].

Целью наших уроков физической культуры является приобщение учащихся к регулярным занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни, а также подготовка обучающихся к успешной сдачи нормативов Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне». В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

1) оздоровительные задачи физического воспитания:

‒ охрана и укрепление здоровья обучающихся,

‒ достижение полноценного физического развития,

‒ повышение умственной и физической работоспособности;

2) образовательные задачи физического воспитания:

‒ формирование двигательных умений и навыков,

‒ развитие двигательных способностей;

3) воспитательные задачи физического воспитания:

‒ формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями,

‒ мотивация обучающихся к успешной сдаче нормативов Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне»,

‒ воспитание активности и самостоятельности.

Практика показывает, что максимальный оздоровительный эффект наблюдается при использовании физических упражнений, рационально сбалансированных по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями человека. В свою очередь, степень физиологического воздействия физических упражнений на организм юноши и девушки во многом определяется мотивацией к двигательной деятельности, моторной плотностью урока, что увеличивает эффективность в воспитании физических качеств и в обучении двигательным действиям.

Эти положения и послужили основой для организации физического воспитания в старших классах школы № 48 г. Новоуральска. Мы считаем, что ни один учащийся не должен освобождаться от урока физической культуры. Каждый школьник должен принимать в нем активное участие. В течение нескольких лет мы привлекаем всех учащихся 10–11 классов к урокам физической культуры, освобожденных по состоянию здоровья от занятий физическими упражнениями. При этом мы не стали разделять их по гендерному принципу, а разделили по медицинским группам здоровья (основная и подготовительная). При работе с обучающимися основной медицинской группы здоровья мы основывались на образовательный стандарт полного общего образования. В работе с детьми подготовительной группы использовали комплексную программы по лечебной физической культуре. Программа способствует проведению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению физического развития и двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме. Цель этой программы — улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, почек, органов зрения.

Так, в 10–11 классах занимались 5 учеников, ранее полностью освобожденных от уроков физической культуры. При занятиях с ними в течение двух лет по этой программе обучающиеся улучшили свои физические способности, стали более осмысленно и грамотно относиться к своему здоровью, к своему телу. У многих ребят возникла потребность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Эти ребята были допущен в участию в школьных и городских соревнованиях. Два человека медики допустили до сдачи норм Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне», который они успешно сдали на серебряный и бронзовый значки.

Опыт нашей работы показывает недостатки общепринятой методики как в организации, так и в планировании учебного материала с учетом интересов обучающихся, из потенциальных возможностей и состояния здоровья. Подобная организация физического воспитания обучающихся 10–11 классов позволила сделать следующие выводы:

  1. Мы считаем, что разделение класса для занятий физической культурой не по гендерному принципу, а по группам здоровья позволяет дифференцированно подходить к каждому ученику в выборе для него доступных физических упражнений.
  2. Опыт нашей работы позволяет говорить о высокой мотивации учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, к занятиям физическими упражнениями.

Литература:

  1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры. — М.: Физкультура и спорт, 2007.
  2. Ашмарин, Б. А. Теория и методы физического воспитания: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. — М.: Просвещение, 2008.
  3. Кузнецова, З. И. Развитие двигательных качеств школьника. — М.: Просвещение, 2007.
  4. Кукушкин, Г. И. Принципы подхода к изучению личности школьника. — Физическая культура в школе, 2007, № 4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle