Библиографическое описание:

Зават Е. И. Преемственность в работе дошкольной организации и средней школы в Республике Казахстан [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



В статье рассмотрены проблемы преемственности между детским садом и начальной школой в Казахстане. Делается вывод о том, что готовность старшего дошкольника к обучению в школе является главным фактором обеспечения реализации преемственности между уровнями образования.

Ключевые слова: преемственность, готовность к школе, дошкольная организация, начальная школа

Дошкольное обучение и воспитание является первым уровнем непрерывного образования в Казахстане, целью которого и является создание развивающей среды для полноценного формирования личности ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Преемственность между детским садом и школой, реализует идею непрерывности образования, как взаимодействие его начальных ступеней.

Д. Б. Эльконин считал дошкольный и младший школьный возраст, частью одного периода человеческого развития («детства»), подчеркивая, что дети данных возрастов должны жить общей жизнью, воспитываясь и обучаясь в едином образовательном пространстве, чего нельзя обеспечить без сохранения взаимосвязи между начальным звеном школы и дошкольными организациями. Т. е., последовательный переход от одной ступени образования к другой должен на наш взгляд выражаться в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, средств и технологий систем обучения и воспитания.

В условиях модернизации системы образования Республики Казахстан одним из основных факторов плавного перехода является преемственность ступеней образования, в особенности его начальных, стартовых ступеней. Под преемственностью в данной работе понимается установление необходимой связи и правильного соотношения содержания образовательных областей на каждом возрастном этапе.

В модели преемственности в образовании можно выделить следующие содержательные компоненты:

– деятельностное развитие, связанное с овладением ведущим видом деятельности в соответствии с возрастом: игровая деятельность для дошкольного возраста, учебная деятельность для младшего школьного возраста и деятельностное развитие, связанное с обеспечением преемственности в игровой и в учебной деятельности при ведении образовательного процесса в дошкольной организации и в начальной школе и необходимое для этого обеспечение творческого характера деятельности ребенка в детском саду, школе и семье;

– социальное развитие, связанное со знанием и использованием своих прав, обязанностей, которое позволяет самореализовать взаимодействие с окружающим миром и обеспечивает в воспитательном процессе развитие социального интеллекта и социальных эмоций;

– психическое развитие, связанное с воспитанием и самовоспитанием произвольности воображения, внимания, сенсорной культуры, рефлексии действий и познавательной активности;

– готовность к зоне ближайшего индивидуального развития и образования: культура речи, художественно-эстетическое и знаково математическое развитие.

Если говорить о проблеме преемственности между дошкольной организацией и школой, то необходимо указать, что главным аспектом её удачного решения является, прежде всего, готовность самих детей к школе [1], так как проблема преемственности должна решаться на основе определения смежных областей.

Смежным полем преемственности между дошкольным и школьным возрастом является равноправная практика применения в первом классе игровой и учебной деятельности. Здесь одним из главных учебных элементов будет являться игра и проектирование собственной жизнедеятельности, причем этот элемент реально объединяет в режиме содеятельности ученика, учителя, родителей и образовательную среду. Готовность к школьному обучению ребенка можно трактовать как достижение им такого необходимого уровня развития, при котором он становится способным к участию в систематическом школьном обучении.

Считаем необходимым отдельно остановиться на понятии «готовность» данной в работах С. А. Козловой [2], в этих работах выделяются два основных аспекта:

– общая готовность ребенка в широком смысле слова, как достижение ребёнком такого уровня интеллектуального, физического, эмоционально-волевого, мотивационного и личностного развития, которое обеспечит ему успешность дальнейшего обучения в школе и максимально безболезненную адаптацию к новым условиям и обязанностям;

– специальная готовность в узком это смысле, как подготовка ребёнка к усвоению новых знаний при изучении школьных предметов: письма, чтения, математики, родной речи.

Д. Б. Эльконин в своих трудах [3] писал, что дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя — педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.

Сейчас в системе образования Республики Казахстан, как и во многих других странах, наблюдается следующая тенденция: старшее звено диктует свои требования предыдущему. Так, начальная школа стала жёстко ставить условия поступления дошкольника в школу: проводятся неоправданные тестирования, проверяется только готовность к изучению конкретного школьного предмета. На наш взгляд это не совсем верно и правильно, так как педагогическая практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Говоря об этом «перекосе» следует привести мысль Л. С. Выготского — его ответ на вопрос «Чем отличается в умственном развитии ребёнок, которого мы научили читать, от ребёнка который читать не умеет?» Л. С. Выготский считал, что ребёнок, которого научили читать, отличается от не умеющего это делать только одним: он умеет читать. Ничего не прибавляется в умственном развитии ребёнка от того, что он умеет читать, это «тот же самый ребёнок, только грамотный» [4].

Подготовка детей к школе является одной из основных задач в дошкольной организации в работе со старшими дошкольниками и их готовность детей к школе представляет собой важный фактор осуществления процесса преемственности. При этом, мы бы хотели отметить, что не следует превращать детские сады в «маленькие школы», а занятия с дошкольниками — в уроки, но в то же время отказ от занятий как основной формы обучения в дошкольном учреждении и использование только игровых форм работы отрицательно сказываются на развитии детей и подготовке их к школе.

В целом, к основным задачам сотрудничества дошкольной организации и начальной школы можно отнести следующие:

– установление единой мировоззренческой позиции на воспитательный процесс между детским садом, семьей ребенка и школой;

– постановка общих целей и воспитательных задач и определение методов и средств достижения намеченных целей;

– создание условий для эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса — воспитателей, педагогов, детей и родителей;

– всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

– оказание психолого-педагогической поддержки родителям дошкольников в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

– формирование у родителей позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

При реализации задач предшкольной подготовки в условиях дошкольной организации, ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему воспитателем, так как именно познавательная активность ребенка является основой его психического развития.

Таким образом, главной целью подготовки детей к школе следует признать формирование у дошкольников личностных качеств, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др.

Кроме того, на наш взгляд, процесс преемственности можно облегчить, если будет проводиться работа в союзе детский сад — начальная школа — родители. Такой широкий взгляд на проблему позволяет сделать переход ребёнка из детского сада в школу куда менее болезненным. Воспитатель в дошкольной организации, должен постоянно информировать родителей о текущей готовности ребёнка к школе, советы воспитателя по данному вопросу крайне важны, в особенности, когда вся система образования в Казахстане находится в процессе модернизации.

Таким образом, осуществление педагогической работы по преемственности дошкольной организации с начальной школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

– методическая работа с воспитателями (ознакомление с требованиями «Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения» к выпускнику, обсуждение результативных критериев «модели выпускника», поиск путей их достижения, изучение и обмен образовательными технологиями, используемых педагогами дошкольной организации и учителями начальной школы и др.);

– работа с детьми старшего дошкольного возраста (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных воспитательных мероприятий);

– работа с родителями (получение квалифицированной и своевременной информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам психолого-педагогической готовности детей к школе для дальнейшего успешного обучения).

Итак, в качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: нормальное физическое развитие и координация движений; желание учиться; управление своим поведением; владение приемами умственной деятельности; проявление самостоятельности; отношение к сверстникам и взрослым; отношение к труду; умение ориентироваться в пространстве и тетради. Подводя итог сказанному, можно сказать, что совместная работа воспитателей, учителей начальной школы и родителей по подготовке детей к школе является основным звеном процесса преемственности.

Литература:

  1. Омарова Р. С., Кудайбердиев Т. К., Мустояпова А. С. Организация воспитательной работы на начальной ступени 12-летней школы. Методическое пособие. — Алматы: НИЦ «Гылым», 2003. -С. 34.
  2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. Учеб. Заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. С.362.
  3. Эльконин Д. Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению //Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тез. Всесоюзной науч.конф. -Минск, 1971.- С. 141.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии // Психология. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — с.292–297.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle