Библиографическое описание:

Неводова Д. П. Работа учителя начальных классов с младшими школьниками по формированию толерантного отношения к детям мигрантов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 189-192.



Abstract: The article describes a pedagogical experiment on formation of tolerance at younger schoolboys to the children of migrants.

Keywords: tolerance, elementary school, junior school age.

Россия – это поистине многонациональное государство. Количество мигрантов не уменьшается, а только растет. Именно поэтому установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию терпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в нашей стране особую значимость [2, С.43].

Младшие школьники должны понять, что мы живем в многонациональной стране. Значит, уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа – обязательное условие бесконфликтного общения [1, С.42].

Изучение проблемы формирования у учащихся начальных классов толерантного отношения к детям мигрантов стало целью нашего исследования. Перед нами встали задачи: изучитьпсихолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантного отношения младших школьников; подобрать опросник и провести анкетирование с целью выявления отношения детей коренного населения к детям мигрантов; разработать цикл мероприятий для младших школьников, направленные на гармонизацию межнациональных отношений; проанализировать результаты опытническо-экспериментальной работы.

В своем исследовании мы руководствовались следующей рабочей гипотезой: систематически проводимая учителем работа по формированию толерантного отношения представителей коренной национальности по отношению к мигрантам будет способствовать укреплению единства российской нации.

С целью проверки выдвинутого предположения мы провели опытническо-экспериментальную работу, состоящую из 3 этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Базовой школой была выбрана Перевозская СОШ №1 Нижегородской области, в которой, кроме русских детей, обучаются дети других национальностей (езиды, украинцы).

На констатирующем этапе работы было проведено анкетирование учащихся 4 класса в Перевозской средней общеобразовательной школе №1, результаты которого представлены в таблице №1. Всего было опрошено 25 детей.

Таблица №1

Результаты анкетирования на констатирующем этапе работы

Вопрос

Ответы

Количество людей в %

У тебя есть друг (подруга)? Как его (ее) зовут?

а) да (1 друг)

64%

б) да (2 друга)

32%

в) да (3 друга)

4%

г) нет

0%

Хотел бы ты дружить с мальчиком (девочкой) другой национальности?

а) да

20%

б) нет

80%

Помог ли ты найти незнакомое место иностранцу в городе?

а) да

80%

б) нет

20%

Перечисли национальности, проживающие в Нижегородской области (России)?

а) русские, украинцы, белорусы, башкиры, узбеки, киргизы

4%

б) узбеки, татары, украинцы

4%

в) белорусы

12%

г) таджики

8%

д) татары, белорусы

16%

е) узбеки, татары

16%

ё) украинцы, белорусы, таджики, татары, чуваши

4%

ж) татары, башкиры

16%

з) украинцы, белорусы, татары

4%

и) татары, украинцы

4%

й) китайцы, белорусы, украинцы

4%

к) русские, татары, чуваши, украинцы

4%

л) чуваши, киргизы, украинцы

4%

Что ты понимаешь под словом «толерантность»?

а) терпимое отношение к людям

92%

б) нетерпимое отношение к людям

8%

Из таблицы видно, что дети имеют слабое представление о национальностях, проживающих в Нижегородской области, а 80% учащихся не готовы подружиться с детьми других культур. Это говорит о необходимости проведения систематической работы учителя по формированию толерантного отношения младших школьников.

На формирующем этапе опытническо-экспериментальной работы учитель начальных классов проводил тренинги и классные часы по формированию толерантности (тренинги «Мы похожи», «Комплименты», «Толерантность в общении», внеклассные мероприятия «Я, ты, он, она», «Что посеешь, то пожнешь», «Разделяем радость», классные часы «Учимся доброте», «Что такое толерантность», «Дорога толерантности», «Давайте жить дружно» и другие). Внеурочная деятельность служит эффективным средством формирования толерантности учащихся.

Полезно проводить экскурсии, на которых ученики знакомятся с образом жизни, традициями и ценностями других народов. В музее ученики могут познакомиться с этнографией, элементами становления природоведения, а также постигают образность искусства других стран через предметы декоративно-прикладного искусства [3, С.25].

В качестве примера воспитательного мероприятия предложим фрагмент классного часа «Урок толерантности».

Классный час «Урок толерантности».

Тема: Урок толерантности.

Цель: формирование толерантности.

Задачи:

- знакомство с понятием «толерантность», его толкованием;

- формирование коммуникативных умений;

- развитие устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса;

- формирование культуры воспитанного человека, а также положительных качеств личности.

Работа с определением.

-Ребята, а вы знаете, что такое толерантность? (Дети отвечают на вопрос)

- Толерантность – это уважение, принятие людей, какими бы отличными от нас они не были [4]. Так звучит определение слова «толерантность» в словаре.

-Дети, что значит быть толерантным? Как вы это понимаете? (Дети отвечают).

Китайская притча «Ладная семья».

- Дети, внимательно послушайте притчу.

Жила-была на свете семья. Она была необычная. В этой семье насчитывалось более 100 человек. И она занимала целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы, должно быть, скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но семья эта была особая – мир и лад царили в той семье и на селе. Не было ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Он прибыл в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям и спокойно старикам. Очень удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал листок владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. На бумаге были начертаны всего три слова: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И это все?

- Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Итак, дети, зачем нужно быть толерантными?

- Ребята, какие качества необходимы толерантному человеку? (Ответы детей)

Игра «Волшебная лавка».

-Если вам нужны качества, купите их у меня в волшебной лавке. Выберите то качество, которого вам не хватает. Наша лавка необычна тем, что взамен вы даёте не деньги, а те человеческие качества, которые вам больше не нужны.

Продаются: терпение, чувство юмора, сопереживание, доброжелательность, чуткость, доверие,…

- Зачем вам данное качество?

- В каких ситуациях вы будете им использоваться (хотите быть…)?

- Покупайте…, какое качество отдадите взамен?

Составление правил толерантного человека.

- Для того чтобы воспитать себя толерантным, необходимо самим относиться к окружающим людям толерантно. Давайте подумаем и попробуем вместе составить список правил толерантного человека.

1. Никого не обижать.

2. Выслушивать мнения других людей.

3. Не унижать достоинство другого человека.

4. Уметь договариваться без ссор и конфликтов.

5. Прощать обиды и просить прощения.

6. Не заставлять человека делать то, что хочется вам.

-Дети, как вы думаете, могут ли данные правила пригодиться в нашем классе?

-Давайте повесим их в классном уголке и постараемся их придерживаться для того, чтобы всегда оставаться толерантными.

Работа по формированию толерантного отношения младших школьников проводилась в течение 3 месяцевс марта по май 2016 года. По ее завершению было проведено контрольное анкетирование школьников, результаты которого представлены в таблице №2.

Таблица №2

Результаты анкетирования на контрольном этапе работы

Вопрос

Ответы

Количество людей в %

У тебя есть друг (подруга)?

а) да (1 друг)

52%

б) да (2 друга)

36%

в) да (4 друга)

12%

г) нет

0%

Хотел бы ты дружить с мальчиком (девочкой) другой национальности?

а) да

92%

б) нет

8%

Помог ли ты найти незнакомое место иностранцу в городе?

а) да

96%

б) нет

4%

Перечисли национальности, проживающие в Нижегородской области (России)?

а) татары, украинцы, коми, ненцы, чуваши, чукчи

8%

б) украинцы, башкиры, белорусы

12%

в) татары, украинцы, якуты, ненцы

8%

г) украинцы, якуты

8%

д) украинцы, якуты, казахи, белорусы

4%

е) татары, украинцы, коряки, чукчи

4%

ё) якуты, чуваши, ненцы

8%

ж) татары, башкиры, украинцы, коми, якуты

4%

з) украинцы, татары, таджики, якуты

4%

и) татары, украинцы, башкиры, белорусы

20%

й) татары, чуваши, украинцы, ненцы

4%

к) татары, украинцы, казахи

4%

л) татары, украинцы, коряки

8%

м) коми, якуты, буряты

4%

Что ты понимаешь под словом «толерантность»?

а) терпимое отношение к людям

100%

б) нетерпимое отношение к людям

0%

Результаты контрольного анкетирования показали более высокий уровень знаний учащихся национальностей, проживающих в Нижегородской области, а также готовность детей коренного населенияк дружбе с детьми мигрантов. Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что систематически проводимая работа по формированию толерантного отношения представителей коренной национальности по отношению к мигрантам будет способствовать укреплению единства российской нации.

Таким образом, проведенные мероприятия, уроки, внеклассные часы благотворно повлияли на формирование толерантного отношения к другим национальностям. Дети осознали, что конфликты можно решать без применения физической силы и оскорблений и, что все люди равны.

Литература:

  1. Артюхова И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы // Начальная школа - 2008-№9 - С.41-44.
  2. Моисеева В.С. Воспитание у школьников Санкт-Петербурга толерантного отношения к детям других национальностей Журнал: Общество. Среда. Развитие. - 2012. Выпуск № 3 – С.42-46.
  3. Неводова Д.П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Журнал «Молодой ученый». Спецвыпуск №8 (112). - 2016 - С.25-27.
  4. Советский энциклопедический словарь/главный редактор А.М.Прохорова. - М.- 1982.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle