Библиографическое описание:

Лунина А. А. Социально-педагогическая работа с детьми мигрантами младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 27-30.



В статье описаны практико-ориентированные подходы к организации продуктивно-творческой деятельности на примере программы творческого объединения «Истоки». Новизна проектного исследования заключается в комплексном и дифференцированном подходе к социально-педагогической работе с детьми мигрантами младшего школьного возраста, что позволяет развивать их склонности, способности и интересы в позитивном взаимодействии со сверстниками и педагогами творческого объединения.

Ключевые слова: объединение, мигранты, полиэтнический, проект, специфика.

Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другой регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту как взрослых, так и детей.

Для поликультурного пространства Хабаровского края характерна своя региональная специфика. В силу ряда географических, экономических и исторических особенностей в крае сложилось полиэтническое общество, интегрирующее в себя представителей различных этнических и культурных групп, отличительными чертами которого выступает терпимость и «добрососедские» отношения.

Противоречие между наличием определенного теоретического анализа проблем адаптации детей мигрантов младшего школьного возраста и настоятельной потребностью педагогов в реализации комплексной социально-педагогической работы с данной категорией детей.

Объект проектного исследования – образовательный процесс детей мигрантов.

Предмет проектного исследования – социально-педагогическая работа с детьми мигрантами младшего школьного возраста.

Цель проектного исследования – организация социально-педагогической работы с детьми мигрантами младшего школьного возраста.

Образовательное пространство края формируется в рамках активного притока мигрантов из разных регионов России. Так, в 2015 году, впервые за три последних года, количество трудовых мигрантов из стран Средней Азии превысило число приезжих из Китайской народной республики.

В представленном проекте дана краткая характеристика основных проблем детей мигрантов младшего школьного возраста – это языковая, учебная и социально-психологическая. Главной является языковая проблема: не владение русским языком затрудняет процесс обучения и общения. Сложно происходит усвоение детьми-мигрантами норм и ценностей школьного поведения, учебной деятельности. Детине умеют выстраивать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

Тем не менее, все дети, находящиеся на территории края, должны учиться в школе вне зависимости от статуса их родителей, от его социальной, национальной и других характеристик. Как помочь этим ребятам адаптироваться в новом социуме, сохранитьсвои традиции и культуру, быть принятыми и понятыми? Ответы на эти вопросы вы найдете в данном исследовательском проекте.

Теоретическая основа исследования – идеи миграционной педагогики.

Методы исследования: теоретический анализ социальной, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта; моделирование; методика «Наши отношения» Л. М. Фридмана, анкета «Моё самочувствие в классе», тест «Насколько ребенок толерантен?».

Проект реализован в МБОУ СОШ № 70 г. Хабаровска. В нем приняли участие 24 ученика третьих-четвертых классов, из них 12 детей из семей мигрантов.

Заметим, в 6-7 лет ребёнок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные – знания о своей национальной принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми являются семья и социальное окружение (рис. 1).


Рис. 1. Социальное окружение детей мигрантов

Система ценностей детей находится в развитии, поэтому, оказываясь в поликультурной среде и попадая под влияние новой группы, они быстро перенимают внешние атрибуты – одежды, манеры поведения и ценностные установки.

При этом педагог должен быть готов принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

На начальном этапе проекта проведена диагностика, в ходе которой было выявлено, что:

 75 % опрошенных отмечали, что ссоры в группе есть, но конфликтной группу назвать нельзя;

 76 % детей ответили, что учитель – помощник в трудных ситуациях. Данные показатели свидетельствуют о позитивном отношении к педагогу, доверии к нему;

 50 % опрошенных отметили, что им трудно общаться с детьми другой национальности.

Полученные результаты говорят о необходимости формирования у детей доброжелательного отношения к людям другой национальности, нужновоспитывать стремление находить конструктивные решения в общении друг с другом и взрослыми.

Практической частью проекта выступила разработанная совместно с преподавателями колледжа программа творческого объединения «Истоки», которая предназначена для занятий во внеурочное время в школе или учреждении дополнительного образования.

Название программы выбрано не случайно, поскольку каждый ребенок стоит у истоков своей будущей взрослой жизни. Чем чище, добрее и светлее исток, из которого будет черпать знания ребенок, тем успешнее сложится его дальнейшая судьба.

Содержание программы ориентировано на вовлечение детей мигрантов в совместную личностно значимую творческую деятельность в условиях детского объединения, а также на формирование у них положительной мотивации к познанию и творчеству средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В программу включены блоки художественно-эстетической и краеведческой направленности. Содержание призвано познакомить детей мигрантов с культурой дальневосточного региона. Изучение творчества дальневосточных художников поможет детям увидеть красоту и уникальность природы Хабаровского края.Творческие гостиные расширят представление о традициях в культуре других народов, дадут возможность детям-мигрантам проявить свою национальную самобытность, разовьют коммуникативные способности в общении со сверстниками.

На занятиях декоративно-прикладным и изобразительным творчеством в атмосфере доброжелательности дети научатся создавать посильные возрасту изделия, узнают основы экономики.

Апробация программы творческого объединения «Истоки» осуществлялась в рамках проекта колледжа «Русское слово» в МБОУ СОШ №70 г. Хабаровска. Помимо детей-мигрантов, на занятиях присутствовали учащиеся младших классов данной школы. В средствах массовой информации было неоднократно освещено, как идет реализация данного проекта. В частности, канал Россия 24 присутствовал на одном из занятий с детьми (рис. 2).


Рис. 2. Занятие по программе

В течении трех месяцев нами была проведена серия занятий из блоков программы «Узнаю край», «Рисую мир», «Украшаю дом», состоялись интересные встречи в нашей «Творческой гостиной». Мы постарались рассказать о красоте Хабаровского края, его природе и особенностях. Изготавливали изделия из различных материалов, знакомили детей с новыми изобразительными приемами. Дети выполняли как индивидуальные, так и групповые задания. Рисовали герб Хабаровска и Хабаровского края, наполняли вазу с фруктами в технике пластилиновой живописи, запускали бумажных рыбок в общий аквариум.Знакомились со славянскими традициями, водили масленичные хороводы и осваивали особенности русской устной и письменной речи.

Было отмечено, что дети ждут каждой новой встречи с нами, очень стараются выполнять свою работу хорошо, помогают друг другу. По отзывам учителей начальных классов можно сказать, что:

 Тахир стал более открытым и разговорчивым;

 Бехруз начал активнее общаться со сверстниками;

 Алдижон чаще стал проявлять доброжелательность к одноклассникам;

 Мадина стала менее замкнутым ребенком.

Думаем, что это только начало. При полной реализации проекта дети-мигранты научаться общаться и конструктивно решать свои проблемы в совместной творческой деятельности.

Педагоги дополнительного образования не должны стоять на месте, они обязаны постоянно совершенствоваться, улавливать современные тенденции в сфере прикладного творчества и конечно же передавать все свои умения детям. В этом заключается основная миссия педагога. Цель и задачи проекта можно считать реализованными.

Литература:

  1. Бардиер Г. Л. Основные понятия и подходы к адаптации, инкультурации, аккультурации мигрантов, как происходит освоение культурных норм / Г. Л. Бардиер. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://msu.lenobl.ru/Document/1388148601.pdf‎. (30.12.2015).
  2. Бердышев И. Психологические проблемы детей-мигрантов / И. Бердышев – [Электр.ресурс]. – Режим доступа: http//www.adcmemorial.org/www/8017.html / (30.12.2015).
  3. Бляхер П. Л. Особенности культуры межнационального общения в среде учащихся системы СПО Хабаровского края / П. Л. Бляхер, И. И. Гоголева // Среднее профессиональное образование. – 2014. – №6. – С.54-56.
Основные термины (генерируются автоматически): младшего школьного возраста, мигрантами младшего школьного, детьми мигрантами младшего, детей мигрантов, мигрантов младшего школьного, детей мигрантов младшего, творческого объединения, Хабаровского края, проектного исследования, программы творческого объединения, процесс детей мигрантов, адаптации детей мигрантов, проблем детей мигрантов, вовлечение детей мигрантов, активного притока мигрантов, количество трудовых мигрантов, Хабаровского края характерна, педагогами творческого объединения, ценностей школьного поведения, Новизна проектного исследования.

Ключевые слова

проект, мигранты, специфика, объединение, полиэтнический

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос