Автор: Беликова Елена Васильевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 05.11.2016

Библиографическое описание:

Беликова Е. В. Личностно ориентированный подход при подготовке учащихся к основному государственному экзамену по математике (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 166-169.



Основной государственный экзамен (ОГЭ) — представляет собой вид контроля и проверки уровня знаний учащихся при окончании основной школы. ОГЭ по математике является обязательным экзаменом итоговой аттестации учащихся 9 классов и условием для получения аттестата.

Как подготовить всех учащихся 9 класса к экзамену по математике? Учащихся с разным уровнем знаний по математике, учащихся с наличием или полным отсутствием мотивации к учебе, учащихся с разным отношением к своей дальнейшей учебной деятельности.

Конечно, необходимо применять и использовать все педагогические приемы активизации познавательной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Но чтобы подготовить всех детей класса к обязательному уровню знаний для сдачи экзамена, этого не всегда достаточно. Необходимо применять методики, позволяющие побудить учиться всех детей. Учебный процесс во время урока контролирует учитель, помогает и побуждает осваивать программный материал. Но только самостоятельная работа каждого ученика с учебным материалом дает ощутимый результат. При подготовке к экзамену по математике своего класса девятиклассников я применяла основные этапы личностно- ориентированной методики обучения.

Что же представляет собой личностно ориентированный подход в учебном процессе? Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием развития ученика.

Содержание личностно-ориентированного образования должно включать в себя компоненты:

аксиологический (оказание учащимся помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций);

когнитивный(обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе);

деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей);

личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).

Я считаю, что наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного обучения, сформулированными методистом И. С. Якиманской являются:

‒ использование субъектного опыта ребенка;

‒ предоставление ему свободы выбора при выполнении задач;

‒ стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

‒ накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;

‒ обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Знание психолого-дидактических характеристик личностно-ориентированного образования необходимо в учебном процессе.

Психолого-дидактические характеристики личностно-ориентированного образования:

‒ формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся (организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала);

‒ создание условий для проявления и развития собственных способностей, возможностей, интересов;

‒ ориентация на формирование учебной деятельности школьников (создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности; учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки);

‒ знание и учет психофизиологических особенностей учащихся;

‒ ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного смысла учения;

‒ организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия (организация сотрудничества учеников между собой — обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ; оптимальной соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности)

Педагог И. С. Якиманская отмечает, чтовучебном процессе с личностно- ориентированным подходом учитель создает условия для проявления познавательной активности учеников:

‒ использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

‒ стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

‒ оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

‒ поощрения стремления находить свой способ работы (решения задачи);

‒ создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

‒ создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В учебном процессе и при подготовке к ОГЭ по математике я взяла на вооружение основные принципы личностно-ориентированного подхода.

В самостоятельную работу своих учеников при подготовке к ОГЭ по математике, я включила следующие этапы:

‒ решение вариантов тестовых заданий из сборников «ОГЭ. Математика»;

‒ решение задач по геометрии в рамках повторения ранее изученного материала;

‒ включение в домашние задания к урокам алгебры и геометрии номера для повторения из учебников.

Все учащиеся класса завели общие тетради для подготовки к экзамену по математике, в которых записывали все свои решения вариантов тестовых заданий, решения задач по геометрии с выполнением чертежей и оформлением решений. Так как в обязательную часть экзамена включены и задачи по геометрии, то решения заданных задач проверялись еженедельно в индивидуальном порядке. На дополнительных занятиях по подготовке к ОГЭ проверялись решения заданий по сборникам, при необходимости, сложные задания прорешивались учениками на доске. Разбирались решения задач второй части экзамена повышенного и сложного уровня.

Каждый месяц проводились тренировочные тестирования в форме ОГЭ на которые отводилось положенное инструкцией время. После проверки тренировочных работ, где отмечались все допущенные ошибки по заданиям, выполнялась работа над ошибками. Результаты тренировочных экзаменов отмечались в протоколе экзамена, где указывались все допущенные ошибки каждого ученика.

Таблица 1

Результаты тренировочного тестирования по математике

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Все­го

Оцен­ка

1.Антонов И.

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

2

2

0

2

0

0

22

5

2....

Всего

Ученики, которые не справлялись с решением заданий, по результатам проверки уровня подготовки к экзамену по математике были внесены в «Группу риска». Работа с такими учениками проводилась ежедневно: они ежеурочно опрашивались, ежедневно проверялось выполнение ими домашнего задания, каждую неделю проверялась их самостоятельная подготовка. На каждого ученика «Группы риска» была подготовлена «Таблица учета персональных достижений учащихся», в которую вносились результаты тренировочных тестирований.

Таблица персональных достижений ученика 9 «А» класса Захарова Ильи

Задания тестиро­вания / дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

всего

оценка

26.09.15

1

0

1

0

0

1

0

1

-

1

-

0

-

1

0

0

1

-

0

0

-

7

2

27.10.15

...

В ходе мониторинга подготовки и результатов тестирования можно сделать вывод о качестве подготовки каждого ученика к экзамену по математике. Изменения в результатах подготовки к ОГЭ отмечались, при неудовлетворительном результате обучения того или иного ученика — ставили в известность родителей.

Результаты тренировочных тестирований записывались в дневник каждого ученика и доводились до сведения родителей. На родительских собраниях в повестку собрания ставился вопрос о подготовке детей к ОГЭ по обязательным предметам, в том числе и по математике.

При такой системной работе по подготовке к основному экзамену по математике, где проводилась работа с каждым учащимся класса, были положительные результаты. И если в первых тренировочных тестированиях к решению заданий второй части повышенного и сложного уровня приступали всего несколько детей, то к концу учебного года уже большинство учащихся брались за решения таких заданий.

Мониторинг тестирования по алгебре в форме ОГЭ 9 «А» класс

Мониторинг тестирования по геометрии в форме ОГЭ 9 «А» класс

Анализ результата ОГЭ по математике показал, что учащиеся 9 «А» хорошо справились с экзаменом, успеваемость составила по алгебре — 100 %, по геометрии — 100 %, качество знаний 91,7 % и 87,5 % соответственно. Средний балл в 9 «А» классе составил по алгебре — 15,7 балла, по геометрии — 6,54 балла, по реальной математике — 6,46 балла, за всю работу — 22,25 балла. Средняя оценка в 9 «А» классе по алгебре — 4,58, по геометрии — 4,13. 92 % учащихся класса сдали экзамен выше среднего муниципального уровня.

Личностно-ориентированный подход при обучении требует выполнения большого объема работы, при мониторинге качества знаний большой печатной работы, в итоге, больших затрат времени со стороны учителя. Но он же дает положительные результаты при подготовке к основному экзамену, что подтверждает практика.

Литература:

  1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе. — Ростов -на- Дону / Д: Феникс, 2006.-332 с.
  2. Лукьянова М. И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы. / Завуч. № 2. 2006. — с. 13–21.
  3. Мухортова Л. Н. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения. http://festival.1september.ru/authors/272–852–412
  4. Мониторинг качества знаний при подготовке к ОГЭ 9 -х классов школы.
Основные термины (генерируются автоматически): учебной деятельности, вариантов тестовых заданий, учебном процессе, основному экзамену, Личностно-ориентированный подход, уровня знаний учащихся, основному государственному экзамену, подготовке учащихся, тренировочных тестирований, Результаты тренировочных, оценка деятельности ученика, итоговой аттестации учащихся, условием развития ученика, естественного самовыражения ученика, ученика «Группы риска», учащихся разнообразных способов, субъектной позиции учащихся, психофизиологических особенностей учащихся, учащихся системой научных, стимулирование учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle