Авторы: Юрченко Ольга Геннадиевна, Лячина Екатерина Викторовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Библиографическое описание:

Юрченко О. Г., Лячина Е. В. Проблемы социализации и опыт социально-психологической работы с обучающимися инвалидами в Волгодонском техникуме энергетики и транспорта [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 57-59.



Исследователи отмечают, что профессиональное образование в наибольшей степени способствует социальной динамике, социальным перемещениям инвалида, позволяет сделать ему обоснованный выбор профессионального и личностного пути развития и тем самым обеспечивает успешную социализацию и интеграцию в общество [1, с. 11]. В этой связи социализация и интеграция выступают как ключевые функции профессионального образования не только для самого инвалида, но и для общества в целом

Успешная социализация проявляется в усвоении индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей,знаний и навыков, что в свою очередь позволяет раскрыться творческим талантам и способностям личности, занять ей активную жизненную позицию. Между тем, по мнению специалистов, проблема социализации детей с инвалидностью является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности.

В Волгодонском техникуме энергетики и транспорта ведется подготовка обучающихся по четырем основным профессиональным образовательным программам по следующим профессиям:

  1. 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования;
  2. 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы);
  3. 23.01.03 Автомеханик;
  4. 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Согласно разработанному и введенному в действие в 2015 году Положению [2], инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья принимаются в техникум на интегрированную форму обучения при условии, что заключение федерального учреждения медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации не содержат противопоказаний к обучению в образовательном учреждении по указанным образовательным программам.

На сегодняшний день в техникуме обучаются 9 подростков с инвалидностью. Показательна динамика численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в техникуме, за последние 3 года: 2014–3 человека; 2015–5 человек; 2016–9 человек.

Для того, чтобы процесс профессионального обучения инвалидов и их дальнейшего трудоустройства был успешным, необходимо, прежде всего, обеспечить их адаптацию к новой образовательной среде и социализацию. Важно подчеркнуть, что данная задача не менее актуальна и для других обучающихся, не имеющих инвалидности или ограничений по здоровью. В этих условиях основные усилия педагогического коллектива направлены на:

– обеспечение психологического комфорта и защиту личностного пространства обучающихся;

– оказание им комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучения;

– установление связей и партнерских отношений между семьей и техникумом.

С целью выявления проблем адаптации и социализации на первом этапе проводится ряд диагностических процедур со всеми без исключения обучающимися по таким хорошо зарекомендовавшим себя методикам: изучение самооценки психических состояний (Г. Айзенк); изучение социализированности личности (М. И. Рожков); определение индекса толерантности; определение системы ценностных ориентаций (М. Рокич); оценка социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд в адаптации Т. В. Снегиревой). Для диагностики обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья дополнительно применяются проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»; цветовой тест М. Люшера; измерение самооценки (Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн).

Опыт проведения первичной диагностики показал, что практически у всех инвалидов, поступающих на первый курс в техникум, наблюдается повышенный уровень тревожности, эмоционального дискомфорта, свидетельствующих о повышенном уровне фрустрации; способность к рефлексии, самоконтролю, коммуникации не сформированы; общий фон активности — невысокий. Они не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, считают, что не способны контролировать события, а ответственность перекладывают на внешние факторы. Низкими оказываются значения по шкале «настойчивость», что само по себе является показателем повышенной лабильности, неуверенности, низкой самооценки и, в конечном счете, влечет трудности в социализации.

Анализ данных, полученных в ходе первичной диагностики, одновременно становится началом второго — коррекционного — этапа работы с обучающимися инвалидами, когда формулируются основные задачи для классного руководителя, педагога-психолога, преподавателей и мастеров производственного обучения по психолого-педагогическому сопровождению таких обучающихся. На данном этапе важно добиться снижения уровня тревожности, установления контактов с другими членами группы, снятия психоэмоционального напряжения, повышения самооценки обучающегося инвалида.

В техникуме имеется положительный опыт проведения индивидуальных и групповых занятий с участием обучающихся инвалидов по формированию доброжелательной и доверительной обстановки в студенческом коллективе, толерантного отношения к окружающим, взаимного уважения, навыков межличностной коммуникации. При этом используются такие методические средства как ролевые игры, дискуссии, проигрывание конфликтных ситуаций, разнообразные упражнения с элементами тренинга. Обучающимся инвалидам постепенно и ненавязчиво предлагается взять на себя роль группового лидера, что в значительной мере способствует снижению уровня тревожности, адекватному восприятию своего «Я».

Не менее важным для успешной социализации обучающихся инвалидов является их вовлечение во внеурочную жизнь техникума. К моменту окончания обучения в техникуме ребята уже имеют в своих портфолио не одну грамоту за участие в выставках технического творчества, студенческих конференциях, в художественной самодеятельности, в военно-патриотических мероприятиях.

Результаты вторичной диагностики социально-психологической адаптации, которая проводится в конце второго курса, позволяют сделать вывод о происходящих качественных изменениях в психическом состоянии обучающихся инвалидов. Особенно заметным становится снижение уровня тревожности. Следует отметить, что поведение таких ребят значительно меняется. На старших курсах им становятся присущи свободное общение в коллективе сверстников, более высокие результаты в образовательном процессе, ярко выраженная способность критически оценивать свое место в группе, а также свои возможности и способности, адекватная реакция на требования преподавателей и мастеров производственного обучения.

Важнейшую роль в усвоении молодым инвалидом норм, ценностей, установок, в интеграции его в общество играют агенты социализации. Педагогический коллектив Волгодонского техникума энергетики и транспорта стремится к тому, чтобы обучающиеся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя полноценными членами образовательного коллектива, приобрели позитивный жизненный опыт, получили качественное профессиональное образование и стали востребованными специалистами, самостоятельными и ответственными членами общества.

Литература:

  1. Лебедева С. С. Непрерывное образование инвалидов как социальной группы // Непрерывное образование: XXI век, выпуск 1 (5), 2014. — С. 1–13.
  2. Положение об условиях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ РО «ВТЭТ» (введено в действие приказом директора техникума от 15.07.2015 № 120) — http://wtet.ru/wp-content/uploads/2015/07/7.20-Положение-об-условиях-обучения-лиц-с-ОВЗ.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle