Библиографическое описание:

Хакимова Г. А. Методы ознакомления детей с изобразительным искусством [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 21-23.



Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ из вечного, не подвластного стремления человека к добру, к истине и совершенству.

Томас Манн

Изобразительное искусство является художественным отражением действительности в зрительно воспринимаемых образах.

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь обеспечивается лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию различных картин, рисунков, скульптур и произведений декоративно — прикладного искусства. Огромную и незаменимую роль в этой работе играет педагог.

Современный учитель изобразительного искусства, наряду со многими качествами, должен уметь рисовать и писать красками, уметь владеть разными изобразительными техниками и материалами. Он должен понимать язык изобразительного искусства, хорошо разбираться в законах композиции и отлично знать историю искусства. Также, современный учитель должен быть и педагогом, то есть знать методику художественной педагогики, изучить возрастные особенности школьников, дидактические принципы воспитания и обучения. У учителя изобразительного искусства должен быть широкий кругозор, он должен быть глубоко образованным, способным активно и действенно осуществлять художественное, эстетическое и трудовое воспитание.

У детей должна воспитываться любовь к искусству и к произведениям искусства, нужно вызывают к ним интерес, так постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведениям искусства.

Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог должен направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа и на средства изображения, они делают этот образ выразительным.

Эстетическому и художественному воспитанию подрастающего поколения надо придавать огромное значение. Особая роль эстетического воспитания принадлежит искусству. Характерными особенностями искусства, является отражение действительности в художественных образах. Они действуют на сознание и чувства человека, воспитывая в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, так же помогают глубже познать действительность. Посредством искусства воспитываются умение видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.

В формировании личности ребенка, большое значение имеют разнообразные виды художественно — творческой деятельности: рисование карандашом, работа акварелью, лепка из пластилина, аппликация и создание различных композиций из природных материалов. Такие виды занятий дарят детям радость познания и творчества. Испытав такое чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что он узнал, что увидел и пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Для того чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог сам должен разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, так же владеть необходимыми способами художественной деятельности. Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии, является обязательным условием для развития его творчества.

Детям интересно и небезразлично, как относятся к результату их творческой деятельности родители и педагоги.

Они стараются вызвать интерес окружающих и стремятся показать выполненную ими работу. Для того чтобы правильно и со внимание относиться к творчеству школьников и активно направлять их развитие, об этом важно помнить начинающему педагогу.

Одним из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развития их творчества, является индивидуальный подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности. Так же нужно отмечать, что характерно для каждого школьника, что им удается в процессе работы, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в творческом процессе.

Дети отличаются друг от друга характером восприятия, который зависит от того, как ребенок владеет способами восприятия. Некоторым детям, имеющим богатый опыт восприятия, достаточно посмотреть на предмет, и у них складывается отчетливый образ, позволяющий отразить предмет в рисунке, лепке или аппликации.

В первую очередь педагог должен воспитать у детей интерес и любовь к произведениям искусства, вызывая к ним внимание. Постепенно он будет формировать способность эстетического восприятия. Рассматривая картину или скульптуру, интересуются, что изображено на картине, узнают знакомые предметы и явления, знакомится с теми, которых ранее не знал.

Развивая эстетическое восприятие, нужно направлять внимание детей не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа и на средства изображения, они делают образ выразительным. После знакомств с произведениями искусства, школьники не просто знакомятся с явлениями жизни, они так же получают представления об искусстве и обо всем прекрасном, которое нас окружает. Так они учатся эстетически осваивать жизнь.

Эстетические оценки в свою же очередь включают и нравственные суждения, что хорошо и что плохо. Каждый возрастной период школьника имеет свои особенности.

Педагог все время должен поддерживать диалог, учить школьников правильно мыслить, их некоторые характерные признаки тем самым помогает лучше понять содержание. Очень полезно повторное рассматривание и описание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания. Примечательно, что дети обязательно отметят те детали, которые не заметили в первый раз. Цель бесед должна быть иной, следует рассказать не только о том, что изображено на картине, но и о том каким способом это изображено.

Рассказать им историю создания этой картины, и конечно же, познакомить их с автором, художником этого произведения. Разумеется, самим детям трудновато будет связно изложить содержание картины, этому их должен будет научить педагог. Его рассказ по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы вызвать интерес, создать определенное настроение.

Беседа должна начаться с рассказа самого педагога, а затем с помощью вопросов он привлекает и школьников к активному выражению своих впечатлений. В заключении педагог высказывает свое мнение о картине, обобщая ответы детей.

Очень эффективно организовывать экскурсии для школьников в музеи, на выставку изобразительного и прикладного искусства. Во время экскурсии дети с интересом посмотрят экспонаты музея или выставки и послушают пояснения сотрудников музея.

Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствуют формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в его поступках, в поведении, в отношении к окружающим.

Литература:

  1. Т. С. Комарова. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.
  2. А. Д. Алехин. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle