Библиографическое описание:

Рахматов А. И. Инновационное проектирование спортивно-оздоровительных технологий гимнастики [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 73-75.



Современная спортивно-оздоровительная работа характеризуется высокой «инновационной» активностью, не всегда адекватной всеядностью и восприимчивостью к новому. Это приводит к тому, что разрабатываемые программы в области оздоровительной гимнастики носят, чаще всего, эмпирический характер, описывающий «видение» и опыт авторов-разработчиков, не имеют серьезного теоретического обоснования и, естественно, далеко не всегда эффективны.

Таким образом, в исследовании рассматривается вариант решения проблемы создания оздоровительных систем деятельности в области гимнастики. Целью исследования является разработка и реализация конструкций и моделей инновационного проектирования спортивно-оздоровительных технологий гимнастики.

Результаты исследования. Одним из подходов повышения эффективности и качества спортивно-оздоровительной деятельности является, разрабатываемая нами, методология инновационного проектирования педагогических объектов ФКиС. Предлагаемая методология идет в русле верификации теоретических положений науки, путем проверки их «на истинность», сопоставления с наблюдаемыми объектами, чувственными данными и экспериментом [3].

В ходе моделирования, на основе предложенного инструмента, нами осуществлено конструирование и перевод, образующего проблемы, идеального педагогического объекта «Оздоровительная тренировка» в гимнастике из эмпирического состояния «Рекреационные программы танцевально-оздоровительной гимнастики» в методолого-теоретическое состояние инновационного проекта адаптивного типа «Спортивно-оздоровительные технологии» гимнастики.

Необходимо отметить, что процесс трансформации осуществлялся по следующим этапам: целеполагание, собственно инновационное проектирование, реализация, внедрение, контроль качества.

Так на этапе целеполагания, на основе методов анализа литературных источников и педагогического наблюдения, проведено исследование тематической области «Рекреационные программы танцевально-оздоровительной гимнастики». Обнаружено, что, в нашей ситуации для целей проектирования, наиболее информативными классифицирующими показателями могут выступать следующие основные направления и тенденции развития гимнастики: разработка различных видов танцевальных движений; применение нестандартных условий движений, нового инвентаря, оборудования и экипировки; применение различных теоретико-методических конструкций; разработка силового фитнеса; модификация гигиенической гимнастики; упрощение правил соревнований; разработка современных массовых оздоровительных видов спорта и соревновательной деятельности [1; 2].

Такое многообразие указывает на необходимость проведения работ по методолого-теоретическому конструированию педагогического объекта «Оздоровительная тренировка» в гимнастике и перевода его в состояние «Спортивно- оздоровительные технологии».

В последующем, на этапе собственно инновационного проектирования, произведено воссоздание целостности педагогического объекта, расслоение его на практико-ориентированные аспекты («содержательный», «технологический» и «организационный») и их модификация с использованием новшеств. В то же время, нами использован «адаптационный» вид проектирования, предусматривающий создание предметного системного идеального многослойного объекта с «функциональной», «морфологической» и «материальной» структурами развиваемыми до конкретных инновационных проектов, учитывающих специфику среды.

Так, «содержательный» аспект педагогического объекта, «Оздоровительная тренировка» в гимнастике определяется процессом по наращиванию здоровья современными, созданными на основе представленных тенденций, видами, средствами и формами гимнастики.

Последующая работа в содержательном аспекте приводит к появлению «функционального» слоя идеального системного педагогического объекта путем воссоздания оздоровительных видов деятельности — функций (Ф), способствующих наращиванию потенциала человека. К ним относятся работы по позитивному коррекционному воздействию на: системы базовых физических качеств (общей выносливости, силы, гибкости, быстроты, ловкости) и производных от них комплексов (Ф-1); функциональные системы органов человека (опорно-двигательную, дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную и др.) (Ф-2); системы органов чувств человека (равновесия, зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса) (Ф-3); психомоторные и психофизические системы (Ф-4); интегральное состояние человека (Ф-5).

«Морфологический» уровень педагогического объекта задается посредством системной конфигурации функций предыдущего слоя, путем создания типовой морфологии оздоровительной деятельности, присущей какому-либо гимнастическому массовому виду спорта или оздоровительных упражнений, типичной организации. Причем, дополнительными, адаптивными функциями (АФ) этого слоя, выступают виды деятельности по: обучению базовым и специфическим движениям (АФ-1); классической и современной хореографической подготовке (АФ-2); проведению занятий гигиенической гимнастики (АФ-3).

«Материальный» (нормативно-параметрический) слой педагогического объекта «программируются» в соответствии с «морфологическим» уровнем, в форме конкретных инновационных проектов с контрольными нормативами, программами и планами вида гимнастики или упражнений, этапа или уровня спортивно- оздоровительной тренировки той или иной организации.

В то же время, практико-ориентированный «технологический» аспект инновационного проектирования педагогического объекта, задает, в контексте роста качества спортивно-оздоровительной деятельности,следующие конструкции-представления: комплексно-программное (где, имеющие традиционное музыкально-ритмическое строение упражнения, объединены, на основе преимущественно эмпирической логики, в комплексы и программы движений); методическое (где, средства-упражнения, на основе эмпирико-теоретических методов, образуют комплексы- этапы, совокупность которых составляет методику); технологическое (где, методика, преобразованная или вновь созданная на основе модельных характеристик процесса и результата, а также оперативных и этапных контуров управления, образует технологию).

«Организационный» аспект предусматривает норму разворачивания работ по корректному воплощению с проектированного педагогического объекта с соответствующим организационным сопровождением.

На этапе реализации и внедрения инновационного проектирования педагогического объекта, «Спортивно- оздоровительные технологии» гимнастики воплощены в конкретные инновационные проекты, в форме программ, план- графиков и различных методико-технологических предписаний.

Так, в спортивных бальных танцах предложено проводить работы по: подготовке опорно-двигательного аппарата к повышенным нагрузкам посредством ОФГТ, развития статической силы и гибкости (Ф-Г); коррекции осанки и стопы (Ф-2); развитию музыкальности и выразительности (Ф-4); обучению базовым движениям — ОРУ, акробатике и йоге (АФ-1); обучению специфическим движениям пластического, свободного и бального ганца (АФ-1); хореографической подготовке на основе движений классического танца (АФ-2).

В акробатическом рок-н-ролле предусмотрены следующие направления работы: развитие общей выносливости и гибкости (Ф- 1); коррекция системы дыхания (Ф-2); развитие вестибулярного аппарата и зрения (Ф-3); изучение базовых технических движений акробатического рок-н-ролла (АФ-1); исполнение танцевальных этюдов и композиций (Ф-4); оздоровительная психорегуляция (Ф- 5).

В спортивном ушу появляется: ОФП, развитие координации и гибкости (Ф-1); укрепление опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы (Ф-2); развитие систем органов чувств (Ф-3); управление интегративными психическими состояниями (Ф-5); изучение движений направлений традиционного ушу (АФ-1); изучение движений спортивного ушу (АФ-1); выполнение «дорожек» и полных тао-лу (Ф-4); занятия гигиенической гимнастикой на основе содержания ушу (АФ-З).

В художественной и эстетической гимнастике предложено: развитие базовых физических качеств (ОФП, гибкости и координации движений) (Ф-1); коррекция опорно-двигательного аппарата (формирование осанки, формы ног и рук, укрепление стопы) и системы дыхания (развитие межреберных мышц, диафрагмы и брюшного пресса) (Ф-2); развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, вестибулярного аппарата (Ф-3); развитие психомоторных качеств (музыкальности, ритмичности, выразительности движений) (Ф-4); развитие интегральных психологических качеств (памяти, воображения, восприятия, мышления) (Ф-5); обучение базовым движениям (ОРУ, акробатике) (АФ-1); классическая хореографическая подготовка (АФ-2); обучение специфическим движениям (АФ-1); специальная хореографическая подготовка (джаз и модерн танец) (АФ-1),

В проведенных преобразующих педагогических экспериментах с занимающимися спортивно-оздоровительной гимнастикой по эстетическим видам спорта, на базах соответствующих федераций Ростова-на-Дону и Ростовской области, на основе показателей комплексного педагогического контроля оздоровительно-развивающей гимнастики, выявлено достоверное улучшение измеряемых параметров.

Заключение. При итоговом контроле качества выяснилось, что проект «Спортивно-оздоровительные технологии» гимнастики педагогического объекта «Оздоровительная тренировка» разработан в опоре на современные научные подходы и методико- технологические новшества, а также содержит методолого-теоретическое и экспериментальное обоснование. Важным итогом, является необходимость включения в содержание образования ФКиС, выделенных спортивно-оздоровительных технолого-методических «функций». Таким образом, использование инновационного проектирования, его конструкций и моделей, позволяет разработать спортивно-оздоровительные технологии гимнастики, отвечающие современным требованиям эффективности и качества.

Литература:

  1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — М.: КНОРУС, 2012.- 240 с.
  2. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-384 с.
  3. Пожидаев С. Н. Инновационное проектирование педагогических объектов — инструмент повышения качества высшего профессионального образования физической культуры и спорта / С. Н. Пожидаев // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. — 2010. — № 5. — С. 28–35.
  4. Юров И. А. Психологическая сопровождение в спорте/ И. А. Юров// Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle