Библиографическое описание:

Львова А. А. Педагогические возможности микротекста в условиях современного обучения [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



Статья посвящена педагогическим возможностям микротекстов, использование их как постоянной составляющей содержания урока будет способствовать развитию коммуникативной компетенции; предложены принципы отбора и представлены приемы работы с микротекстами.

Ключевые слова: микротекст, педагогическое средство, коммуникативная компетенция

В настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированной на демократические ценности гражданского общества. Данная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции, как обучающихся, так и учителя в педагогическом процессе, использование активных и интерактивных форм обучения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Реализация указанной тенденции во многом зависит от способности учителя развивать собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, строить новое содержание и технологии обучения.

Воспитание духовно-нравственной личности средствами русской литературы (через «слово», особенности литературы как вида искусства) — одна из главных целей современного учителя-словесника. Центральными вопросами курса литературы становятся следующие: Что дает нам — читателям XXI века — прочтение данного произведения? Актуальны ли проблемы и вопросы, поставленные автором? Разделяете ли вы точку зрения автора? В поисках ответов на эти и другие вопросы современный учитель активно старается использовать инновационные формы обучения, компьютерные технологии, всячески разнообразить методы, приемы, формы урока, но все же именно Слово остается главным фактором мастерства педагога.

Программа по литературе содержит в основном тексты большие по объему, не всегда отвечающие познавательным потребностям современных школьников, часто трудные для их понимания, а потому в немалой степени осложняющие выработку учащимися личностно значимой позиции в процессе чтения и восприятия художественного текста, выявления и интерпретации авторской позиции, а также создания собственной его интерпретации, что, очевидно, значительно ослабляет вклад учебного предмета «Литература» в формирование коммуникативной компетенции школьников. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что в практике современного обучения при этом необоснованно ограничиваются богатые педагогические возможности микротекста, которые обладают мощным образовательным потенциалом в отношении формирования и совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся. В данном случае важно исходить из идеи о том, что микротекст, являясь относительно самостоятельной структурно-смысловой или синтактико-тематической единицей, обладает всеми признаками текста, но имеет небольшой объем, поэтому более технологичен в условиях урока и может использоваться не только для отработки приемов интерпретации текста, но и навыков филологического и лингвистического анализа.

Использование микротекстов как постоянной составляющей содержания литературного образования на разных этапах уроках будет способствовать развитию коммуникативной компетенции.

В педагогической науке дается следующее определение микротекста — «это относительно самостоятельная структурно-смысловая или синтактико-тематическая единица целого текста (произведения), выступающего по отношению к этой единице как макротекст. В зависимости от культуроцентрического или текстцентрического подхода к пониманию макротекста объем микротекста как единицы может быть разным — от целого отдельного (самостоятельного) текста до относительно самостоятельного высказывания в рамках абзаца, сложного синтаксического целого или сверхфразового единства [4].

К микротекстам будем относить и цитаты, и афоризмы. Цитаты — это дословная мысль, высказывание или выдержка из текста какого-либо автора. В отличие от цитаты, афоризм — это законченная мысль, выраженная в краткой форме с предельной лаконичностью и точностью. Но, как правило, нет смысла разделять цитаты и афоризмы, и поэтому мы считаем их микротекстами.

Описание микротекста как языковой единицы встречается в работах следующих ученых: Н. С. Поспелова, JI. A. Булаховского, Г. А. Золотовой, Г. Я. Солганика, Н. Д. Зарубиной, О. И. Москальской, В. В. Бабайцевой, Т. Б. Одинцовой, но технология работы с микротекстами в методической литературе представлена недостаточно.

Возникает вопрос: по какому принципу и какие микротексты подбирать к уроку?

Конечно, сначала срабатывают учительские симпатии: останавливаешься на тех цитатах, которые вызывают лично у тебя ассоциации, размышления. Далее оставляешь самые точные и яркие, как правило, из художественной литературы, язык которой является образцом и лингвистическим материалом для решения целого ряда самых разных задач на уроке. Например, знакомство с литературоведческими понятиями, такими как «авторская позиция», «идея произведения»; осмысление нравственных категорий.

Принципы отбора микротекстов.

  1. Художественность микротекстов.

Афоризмы, как правило, строятся на стилистических приемах и различные их сочетания обусловливают образность, оригинальность и эмоциональную действенность афоризмов. Они же в немалой степени влияют на создание «высокого стиля», свойственного афоризмам. Использование художественно-стилистических средств в афоризмах предопределяет их неоспоримую принадлежность к художественной литературе.

Афоризм, построенный на определении, имеет четко выраженную двучленную форму. В первой части названо какое-либо явление или понятие, во второй раскрывается его суть: «В верности истине — верность отечеству» (С. Цвейг); «Война — преступление, которое не искупается победой» (А. Франс); «Мир — это необходимая нища, это хлеб и воздух, мир — это жизнь» (Р. Роллан).

Нередко встречаются афоризмы, основанные на парадоксальности, которая придает им оригинальность и новизну и лишь на первый взгляд воспринимается в качестве противоречия общепринятым мнениям: «Есть мертвые, которых надо убивать» (Л. Денуайе); «Незнание законов не избавляет от ответственности, зато знание — запросто» (С. Лед).

  1. Аксиологичность микротекстов.

Микротекст содержит определения основных этических категорий, которые существуют и в литературе и в жизни: например, счастья, любви, добра и зла, воспитания и другие, а также обладает нравственной определенностью.

Учитель знает, к каким нравственным аксиомам он ведет своего ученика. Нет, он не мешает свободе его нравственного выбора: делать выбор и отвечать за него будет сам ученик. А ответственность учителя заключается в том, чтобы показать, как свой нравственный выбор делала великая русская литература, отечественная культура и ее деятели.

Через цитату — в мир творчества художника слова, в мир осмысления и переосмысления человеческих духовных ценностей, в мир становления собственной личности.

  1. Многоаспектность, поликультурность микротекстов.

Подобранные по определенной тематике микротексты отражают мировоззренческие взгляды авторов, это позволяет показать преемственность и традиции литературы; организовать «диалог культур»: все писатели мучительно думали об одном, по-разному, естественно, решая ту или иную проблему, но постоянно имея друг друга в виду.

  1. Соотнесенность содержания микротекстов с жизненным опытом подростка.

Школьники подросткового возраста характеризуютсярезким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов, имстановится интересно многое, далековыходящее за рамки повседневной жизни. Их начинают интересовать вопросы прошлого и будущего,проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира… Им необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями, выработать наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться.

Подобранные на основании данных принципов микротексты представляют совокупность, включающую в себя:

−цитаты, помогающие понять основные литературоведческие понятия;

−цитаты — эпиграфы, поясняющие идею произведения;

−цитаты, расширяющие границы поставленной проблемы; вызывающие ассоциации;

−цитаты–темы урока;

−цитаты, создающие проблемную ситуацию.

Приемы работы смикротекстами.

  1. Использование афоризма вкачестве эпиграфа предполагает ориентацию на следующие приемы работы с ними:
  1. рассмотрение языкового материала;
  2. сохранение цитаты в поле зрения учащихся (закон наглядности);
  3. итог и контроль результатов в виде выполнения творческой работы.

Виды творческих работ (главным образом — создание собственных текстов):

− сочинение-размышление по прочитанному материалу;

− эссе на свободную тему, по проблемному вопросу, на понимание позиции автора;

− исследовательские коллективные работы;

− творческие проекты;

− иллюстрации, схемы-картинки, диафильмы (оформление творческой папки; иллюстрации к сказкам; аллегорические картинки к басням; схемы развития сюжета).

  1. Создание ситуации выбора.

Выбор наиболее актуального, по мнению учащегося, для данного урока или обсуждаемой проблемы афоризма из нескольких, предложенных учителем.

  1. Самостоятельный подбор микротекстов.

Учащимся предлагается самостоятельно подобрать афоризм на одну из наиболее актуальных для современного общества тем, определив в работе авторскую позицию и обосновав выбор афоризма, используя аргументы из литературных произведений и личного опыта.

  1. Сравнительный анализ двух предложенных микротекстов.

Для анализа учителем предлагаются два афоризма, схожих по тематике, но отражающих разные взгляды авторов на проблему. Определяется авторская позиция, степень актуальности афоризмов, стилистические приемы, применяемые в данных произведениях. Учащимся предлагается выбрать наиболее близкую для них точку зрения и аргументировано доказать собственное отношение к поднятой проблеме.

  1. Подбор микротекстов для доказательства авторской точки зрения.

Учащимся дается задание определить авторскую позицию в художественном произведении, определить степень актуальности поднятой в тексте проблемы и подобрать для доказательства собственной точки зрения афоризм или афоризмы данного авторы. Афоризмы для аргументации могут быть предложены учителем или подобраны учащимися самостоятельно.

  1. Объяснение точки зрения автора литературного произведения сиспользованием микротекстов.

При изучении литературного произведения учащиеся определяют главные проблемы, поднятые в произведении. Для подтверждения авторской позиции учащимся предлагается найти в изучаемом произведении или подобрать из других источников афоризм или несколько афоризмов, определить степень актуальности данной проблемы в обществе. Назвать стилистические приемы, применяемые в подобранных афоризмах. Аргументированно доказать собственное отношение к поднятой проблеме.

  1. Подбор афоризма или цитаты месяца.

Ежемесячно учащиеся всего класса получают творческое задание: подобрать афоризм, наиболее актуальный для изучаемого произведения литературы, по их мнению, и написать сочинение-рассуждение, доказав актуальность выбранного текста. Среди работ, проверенных и отобранных учителем, после обсуждения в классе учащиеся выбирают «Афоризм месяца», который затем помещается на стенд с одноименным названием, на котором находится в течение месяца. Подобных работ может быть несколько, если они признаны учащимися лучшими.

Афоризм, цитата или высказывание должны «зацепить», «зацепиться» за интересный вопрос или стать этим вопросов, отвечая на который ученики приходят к пониманию проблематики произведения, к овладению серьезными историко-литературными знаниями.

Предложенные принципы отбора микротекстов и приемы работы с ними используются с учетом того, что диалогические методы, формы письменных должны варьироваться в зависимости от психолого-физиологических особенностей класса, целей и задач конкретных уроков.

Критерии оценки творческих работ.

К традиционным критериям добавились:

− выбор темы (творческого или литературоведческого характера);

− степень самостоятельности рассуждения;

− оригинальность;

− грамотное использование художественных микротекстов (цитат и афоризмов), за которым следует изложение собственной позиции.

Работа с микротекстами создает диалог между словом писателя и духовным миром ученика, который побуждает к глубокому размышлению и восхождению к собственным открытиям. Так реализуется в педагогической практике принцип проблемного обучения — через парадокс, диалог и личностное осмысление истины, к совершенствованию коммуникативной компетенции. Кроме этого, работа с микротекстами позволяет выполнить задачи нравственного и эстетического воспитания и делает урок современным и интересным.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г Асмолова / А. Г Асмолов, Г. В Бурменская, И. А. Володарская, О. А Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г Салмина — М., 2008
  2. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики / Е. С. Антонова // РЯШ. — 2002. — № 2.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  4. Данилевская Н. В. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М.: «Флинта», «Наука», 2003.
  5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И. А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
  6. Ерёмина Т. Я. Урок-мастерская по литературе: 7–9 классы. — М.: Чистые пруды, 2007.
  7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. — № 5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle