Библиографическое описание:

Маттис О. И. Формирование экологической культуры детей раннего возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 35-36.



Сегодня на этапе введения ФГОС ключевой установкой дошкольного детства является поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка, его всестороннего личностно-нравственного и познавательного развития. Система дошкольного образования предполагает полноценное воспитание и гармоничное развитие ребёнка по всем его направлениям. Одним из приоритетных направлений остаётся формирование экологической культуры. В период дошкольного детства закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Целью экологического воспитания малышей является обеспечение эмоционально-нравственного, экологически ориентированного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи:

– Формировать элементарные экологические знания и представления;

– Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление осознанно правильного взаимодействия с объектами;

– Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, эмоционально-положительное отношение ко всему живому;

– Содействовать накоплению позитивного социального опыта в процессе общения с природой.

В соответствии с новыми стандартами реализация образовательных задач предполагает проектирование условий социальной ситуации развития, при которых у детей формируется способность к целенаправленной познавательной деятельности, к позитивному восприятию окружающего мира, к саморазвитию личности.

В группе создана необходимая развивающая среда, способствующая формированию основ экологического мировоззрения малышей. Уголок живой природы, где дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с характерными особенностями. Наблюдают, сравнивают, закрепляют знания об их строении. Формируется представление о комнатных растениях как о живых существах, появляется желание ухаживать за ними, любоваться, развиваются первейшие трудовые навыки ухода за растениями, воспитывается бережное отношение.

Центр «Песок и вода» предоставляет возможность знакомить маленьких детей с неживой природой. Здесь предполагается познавательно-исследовательская деятельность, дети экспериментируют, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Особое внимание уделяю беседам и правилам безопасного поведения во время игр с песком. Центр имеет многофункциональное значение, малыши не только приобретают знания о неживой природе, но развивают координацию движения руки и пальцев. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе и психологическому благополучию.

Работу по экологическому воспитанию малышей планирую с учётом регионального компонента нашего края, знакомлю детей с картинами «Ягоды северного леса» — брусникой, черникой, морошкой, экологическими играми «Деревья на севере» — рябиной, берёзой, елью.

С целью ознакомления и обогащения знаний и представлений экологической направленности использую игрушки домашних и диких животных, макеты фруктов и овощей, картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, иллюстрации с красочными пейзажами с характерными сезонными явлениями, книги, альбомы. С помощью макета «Домашний двор» у детей появляются первейшие экологические знания и представления. Они знакомятся с домашними животными и птицами, отмечают характерные особенности внешнего вида, особенности питания, учатся звукоподражанию, приобретают навыки правильного ухода за животными, формируют эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.

Различные дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в каком доме живёт?», «Кто что ест» и другие предоставляют возможность детям закреплять знания о животном мире. Дети с удовольствием составляют животных из нескольких частей в единое целое, что способствует развитию не только познавательного интереса, но и совершенствованию ручной и пальцевой моторики. Система игровых ситуаций: «Что растёт на грядке», «Что нам осень принесла», «Фруктовый сад», «Вкусные ягоды» и другие и игр по ознакомлению детей с овощами и фруктами позволяет сформировать определённый уровень знаний у детей, развивающий умение уверенно определять овощи и фрукты, дифференцировать их на группы.

Определённую ценность имеют современные развивающие игры- пособия «Домашние животные и птицы», где малыши увлечённо распознают детёнышей взрослых животных и птиц. Закрепляя знания о домашних и диких животных, использую подвижные игры различной двигательной активности, рассказываю сказки, главными героями которых являются сами животные в роли детей, вместе рассматриваем картинки, имитируем движения животных, что способствует развитию творческого воображения, фантазии. У детей формируется доброжелательное отношение к живым существам. Применение различных видов деятельности по ознакомлению с животным миром стимулирует развитие речевых навыков детей, они быстрее запоминают потешки, стихи про животных, вырабатывают интонационную выразительность речи.

На прогулке обращаю внимание на красоту и неповторимость природы, на характерные особенности времён года Крайнего Севера, на сезонные явления природы. Знакомство с птицами, живущими на севере, воробьями, синицами, снегирями, голубями позволяет формировать у малышей элементарные знания о птицах, их отличительных особенностях, строении частей тела. Создаю условия, побуждающие в детях проявлять заботу, желание покормить птиц, бережно относиться к живым существам. Способность видеть красоту окружающего мира, экологически ориентированного взаимодействия с ним позволяет воспитать эмоционально-положительное отношение к природе.

Через изобразительную деятельность малыши передают свои эмоции и чувства, изображая красками — капли дождя, листопад, снежинки, солнышко. Из пластилина лепят зёрнышки для птичек, орешки для белочки, ягоды рябины и т. д.

Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, организую тесное сотрудничество с родителями. Использование различных форм работы с родителями позволяет активизировать родительскую включённость в жизнь детского сада. Родители вместе с детьми участвуют в экологических акциях, смотрах, конкурсах семейного творчества. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов определяет главную цель — организацию новой культурно-образовательной среды, где основной ценностью является личность ребёнка, развитие его способностей и позитивного отношения к окружающему миру.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Первые шаги. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2002 г.
  2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.Москва, 2002.
  3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2013 г.
  4. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста, Москва, ВЛАДОС, 2003 гг.
Основные термины (генерируются автоматически): живым существам, экологической культуры, окружающему миру, условий социальной ситуации, экологической культуры детей, дошкольного детства, ориентированного взаимодействия, малышей элементарные знания, детей экологических знаний, характерные особенности, экологического мировоззрения малышей, экологического воспитания малышей, установкой дошкольного детства, диких животных, речевых навыков детей, экологическому воспитанию малышей, окружающего мира, эмоционального напряжения малышей, период дошкольного детства, гармоничное развитие ребёнка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle