Библиографическое описание:

Панфилова О. И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 3-6.



Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, подходы к изучению профессиональной компетентности: функционально-деятельностный, аксиологический, универсальный, личностно-деятельностный, акмеологический

Новые социально-экономические преобразования, происходящие в России позволяют поднять творческий потенциал граждан и актуализировать их ответственность за судьбы каждого человека, целых групп и социальных слоев молодежи.

Так, например, возникли новые явления и процессы, с которыми общество раньше не сталкивалось. Появилось большое число социально незащищенных детей, неблагополучных с точки зрения как психического, так и физического здоровья, социального положения, нуждающихся в квалифицированной поддержке, социально-педагогической помощи.

Чтобы решить эту задачу повышения квалификации, в проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015–2025 год) подчеркивается: «Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания».

В настоящее время необходимо обратить особое внимание на воспитательную функцию школы, а это зависит от квалификации и уровня развития личности учителя. Новые подходы к развитию всей системе образования и воспитания рассматриваются в Профессиональных стандартах педагогов, в котором подчеркивается важность:

«Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т. п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. п.)»

Проблемой подготовки учителя к социально-педагогической деятельности обращались и продолжают обращаться такие ученые как: В. А. Сластенин, Л. М. Митина, Е. И. Рогов, А. Д. Гонеев, И. П.Осипова, И. А. Зимняя.

Изучением воспитательного аспекта деятельности учителя занимались выдающиеся представители педагогики, философии, психологии: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. О. Ключевский, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский.

Значительный вклад в развитие теории и практики воспитания в конце XX века внесли авторы гуманистических воспитательных систем А. Т. Куракин, В. А. Караковский, А. И. Григорьева, A. B. Мудрик, Л. И. Новикова,Н. Л. Селиванова.

Специфическая позиция педагога как субъекта коллектива воспитателей школы отражена в работах В. А. Сластенина, Н. И. Болдырева, А. И. Григорьевой.

В педагогической литературе термин «компетентность» встречается в контексте исследований профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (Н. П. Гришина, Л. М. Митина, Ф. З. Мустафина, Н. П. Попова и др.). В. А. Сластенин выделяет личностную и профессиональную компетентность.Что же конкретно вкладывают в понятие «профессиональная компетентность» ученые, придерживающиеся разных подходов в в науке?

Таблица 1

Автор

Определение понятия профессиональная компетентность

1.

Функционально-деятельностный подход (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В. П. Симонов, Н. Ф. Талызина, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков и др.),

«Компетентность есть единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, к выполнению профессиональных функций, при котором основные параметры профессиональной компетентности задаются функциональной структурой педагогической деятельности, включающей ряд теоретических и практических умений: аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторских, коммуникативных» [11]

2.

Аксиологический подход (К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Гершунский, В. Г. Воронцова, Н. С. Розов и др.)

«Компетентность есть образовательная ценность. Профессиональная компетентность предполагает введение человека в общекультурный мир ценностей, и именно в этом пространстве человек реализует себя как специалист и профессионал». [11]

3.

Универсальный подход (Ю. Ф. Абрамов, Ф. Г. Зиятдинова, В. Н. Кудашов, Л. Н. Лесохина, Н. П. Пахомов, Н. С. Розов, Ю. В. Тупталов и др.) в этом подходе: (М. Б. Есаулова, И. А. Колесникова, М. Митина, Н. А. Морева, Г. Н. Прозументова, Е. А. Соколовская, Г. С. Сухобская, Ю. И. Турчанинова

«Универсальный подход связан с базисной квалификацией и в то же время позволяет человеку ориентироваться в широком круге вопросов, не ограниченных узкой специализацией, что обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, открытость к изменениям и творческому поиску, способность к самовыражению и самосозиданию, готовность и способность обновлять свои знания.

Целостный взгляд на педагога как на человека в профессии состоит в том, что особенности его личности проявляются, прежде всего, через специфику педагогической деятельности, которая предполагает взаимодействие с другими людьми и воздействие на них.

Мы относим профессиональную компетентность педагога к разряду личностно-деятельностных» [11].

4.

Личностно- деятельностный подходе к изучению феномена компетентности (М. Б. Есаулова, И. А. Колесникова, М. Митина, Н. А. Морева, Г. Н. Прозументова, Е. А. Соколовская, Г. С. Сухобская, Ю. И. Турчанинова и др.).

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками [11]

5.

Акмеологический подход (Б. С. Гершунский, Т. В. Добудько, А. К. Маркова и др.), то термин «педагогическая компетентность» (Л. Н. Митина и др.), то оба термина (Н. Н. Лобанова и др.), (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская).

Термин «Профессиональная компетентность» — обобщающая акмеологическая категория. Анализируя научную литературу заметно объединение терминов: «профессионально-педагогическая деятельность» и «профессионально-педагогическая компетентность». [11]

6.

Н. В. Кузьмина. В. Н. Введенский

Профессиональная компетентность — это способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется. [7]

7.

В. В. Введенский

Интегративная характеристика, объединяющая такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» отмечает, что в психолого-педагогической науке существуют три основных подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический, уровневый и задачный. Каждый из них имеет свои особенности. Так, профессиограмма, как набор требований к специалисту, удобна в применении, но целесообразна при описании только операциональных компетентностей. Система ключевых компетентностей, как многопараметрическая характеристика специалиста, не может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров. Поэтому при целостном описании модели профессиональной компетентности необходимо использовать уровневый подход. [5]

8.

Д. С. Савельев

Профессиональная компетентность — это способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи [12].

9.

Ю.Кричевский

«Компетентность» — это наличие знаний для успешной деятельности; понимание значения этих знаний для практики; набор операционных умений; владение алгоритмами решения трудовых задач; способность творческого подхода к профессиональной деятельности [9].

10.

В. А. Адольф

«Профессиональная компетентность — сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» [1].

11.

А. П. Акимова

«Профессиональная компетентность учителя — это сумма знаний, умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, — в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой — в широком». [2]

12.

В. Р. Веснин

Профессиональная компетентность — это «Способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям» [6]

113.

Н. В. Баграмова

Способность основывается на знаниях, учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, позволяющих эффективно решать проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни [4]

114.

Дж. Равенн

Специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания особого рода, предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [10]

115.

В. А. Сластенин

Интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений и опыта. Но и социально- нравственную позицию личности (педагогика и психология) [11]

116.

Л. И. Фишман

Сложное интегрированное качество личности обуславливающее возможность осуществлять некоторую профессиональную деятельность [13]

Вывод: В отечественной педагогике еще нет единого мнения по данному понятию, но мне ближе определение В. А. Сластенина «Профессиональная компетентность» это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений и опыта. Но и социально- нравственную позицию личности [11]

Литература:

  1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. С. 118.
  2. Акимова А. П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. — Ленинград, 1973.
  3. Аграновская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 118.
  4. Баграмова Н. В.. Компетентностный подход в образовании с проекцией на обучение иностранному языку//Синтез традиций и новаторства в методике изучения иностранных языков: материалы межвузовской научной конференции.- Владимир: Изд-во ВГПУ, 2004, с.14–19.
  5. Введенский B. H. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
  6. Веснин В. В. Практический менеджмент персонала:пособие по кадровой работе,М.,Юрист,1998.с.59.
  7. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. С. 89–90.
  8. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
  9. Кричевский, В. Ю. Профессиограмма директора школы- Проблемы повышения квалификации руководителей школ. М. Педагогика, 1987.
  10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация, М.: Когито — Центр, 2002.- 400 с.
  11. Педагогика, учебник, Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н..2002.
  12. Савельев Д. С. Материалы с семинарских занятий заместителя директора школы. Ульяновск, ИПК ПРО, 1996.
  13. Фишман, Л. И. Обратные связи в управлении педагогическими система-ми: опыт классификации и конструирования [Текст]: монография / Л. И. Фиш-ман.- СПб.: ИОВ РАО, Самара: СамГПИ, 1993.- 394 с — 24,6 печ. л.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle