Библиографическое описание:

Белокрылова Е. В. Использование проектных технологий при обучении математике как средство достижения результатов образования в соответствии с ФГОС ООО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 46-48.



В статье рассматривается применение проектных технологий при обучении математике в средней школе, обосновывается целесообразность применения этих технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: проектные технологии, математика, проект

На современном этапе развития общества особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Использование новых средств и методов формирования творческой личности — созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре — актуальная задача обучения, как никогда обусловленная потребностями общества.

Русские педагоги заинтересовались методом проектов в начале двадцатого века. Российские педагоги пришли к идее проектного обучения практически одновременно с американскими. Русский педагог Шацкий С. Т. в 1905 году организовал небольшую группу сотрудников, пытавшихся активно использовать метод проектов в своей практике.

Идеи проектного обучения стали широко внедряться в школу уже при советской власти. Но это внедрение было недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ метод был осужден и запрещен. В это же время зарубежные школы активно его применяли и метод успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов приобрел широкое распространение и большую популярность, потому что позволял рационально сочетать теоретические знания и практическое применение для решения практических проблем. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Стандарты ФГОС ООО нового поколения предусматривают обязательную проектную деятельность учащихся на протяжении всего обучения. Во время самостоятельной работы над проектом формируется культура умственного труда.

Во время урока насыщенного самостоятельной или групповой деятельностью при решении учебной проблемы память учащихся работает особенно эффективно. Если во время работы над проектом дети получают новый опыт, проговаривают новые знания во время защиты своей работы, то память учащихся работает на 90–95 %. В то же время, когда дети читают или слушают учителя, память удерживает лишь 10–26 % материала. Эти данные говорят о том, что использование проектной деятельности позволяет активизировать память учащихся, помогает более полно усвоить материал занятия.

На своих занятиях я применяю различные виды проектной деятельности: групповой и индивидуальный проект, предметный и межпредметный проект, информационный и практико-ориентированный проект, использую исследовательские проекты.

Работа над проектом всегда проводится для решения конкретной проблемы. Небольшой проблемный проект можно провести на одном или двух уроках. Дети работают над темой урока или применением полученных знаний для решения практических задач.

Для исследования крупных задач по математике проекты выполняются на математическом кружке, факультативе, элективных курсах. Такие проекты позволяют получить более глубокие знания по математике, рассмотреть вопросы, которые выходят за рамки программы.

В ходе работы над проектом, выделения основополагающего вопроса, проблемных вопросов, заданий для групп, учитель должен обсудить план совместных действий с учениками. В это время все идеи и предложения записываются и сохраняются для дальнейшей работы. Учитель может оказывать помощь в постановке цели, скорректировать работу, но ни в коем случае нельзя навязывать готовое решение ученикам.

Группы состоят из 3–5 человек. В каждой группе распределяются роли: капитан, исследователь, редактор, оформитель, оратор.

Во время поиска информации дети могут пользоваться любыми проверенными источниками информации: учебными сайтами, научной литературой, проводить анкетирование родителей и т. п. Проводится обсуждение полученной информации и принимается окончательный вариант содержания проекта. Учитель оказывает поддержку каждой команде, координируя работу.

Полученный материал оформляется в виде презентации, буклета, плаката, сайта и т. п. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результат должен быть обязательно осязаемым, значимым для детей. Если учащиеся рассматривали решение теоретической задачи, то в результате должны получить ее решение, если стояла практическая задача — получить результат, готовый к использованию (во время уроков, дома, на конкурсах и т. п.).

Например, результатом деятельности учащихся во время урока, может стать: опорный конспект к уроку; готовая памятка по методам решения задач по данной теме; сборник ключевых задач по теме урока и т. п.

Ученики 5–6 классов могут написать сообщение по теме урока, создать кроссворд. Прикладной проект может быть связан с применением математики в практической деятельности. Например, расчет стоимости учебных пособий для класса, школы; расчет стоимости поездки в поход и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности могут быть рефераты, статьи, сайты, и т. д.

Завершением работы над проектом становится урок защиты проектов, участие в школьной научно-практической конференции, выставка кроссвордов и т. п. Публичная защита проекта позволяет учащимся продемонстрировать актуальность своей работы, раскрыть глубину рассмотрения материала, развиваются ораторские способности, дети учатся отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы. К оцениванию проекта привлекаются как участники проекта, так и родители и учителя. Учащиеся с интересом слушают других, задают вопросы и учатся оценивать чужую работу.

Приведу пример методических материалов для проведения проекта на уроке математики в 6 классе.

Проект «Мир координат»

Время проведения: 2–3 урока.

Проект направлен на знакомство учащихся с понятием «координатная плоскость», обобщение математического понятия с понятиями из географии, судоходства и т. п. Работа над проектом позволит учащимся самостоятельно научиться определять координаты точки на координатной плоскости, отмечать точку на координатной плоскости. Кроме этого, ученики будут пониматься, что знания полученные на уроке математики, пригодятся им в будущей профессии. Во время работы над проектом группы будут работать с различными источниками информации: учебником, энциклопедиями, материалами из сети Интернет.Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. В ходе работы над проектом продолжается формирование умений работать с информационными технологиями.

Дидактические цели проекта:

− Выявление и систематизация знаний по математике, информатике.

− Формирование интереса к окружающему миру.

− Профориентация.

− Развитие аналитического мышления.

Формирование умений: выявить проблему и наметить пути ее решения, творческого подхода к поставленной проблеме, навыков работы в группе.

Методические задачи:

− Развитие интереса к изучению математики.

− Формирование мотивации к получению новых знаний.

− Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения творческих заданий.

− Навыков работы с большими объемами информации: поиск, анализ и т. д.

− Формирование информационной культуры личности.

− Формирование умения кратко излагать свои мысли.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, подключенный к сети Internet, принтер, сканер, мультимедийные энциклопедии.

Основополагающий вопрос: «Как определить свое положение в этом мире?»

Проблемные вопросы:

  1. Как определяют свое положение в море капитаны кораблей?
  2. Почему координатная плоскость называется Декартовой?
  3. В каких профессиях применяется метод координат?

Задания группам:

− 1 группа: создать буклет «Определение положения объекта на географической карте»

− 2 группа: подготовить доклад «Рене Декарт — создатель системы координат» и задачи на построение изображений по координатам.

− 3 группа: подготовить презентацию по теме «Применение метода координат в разных профессиях».

Структура учебно-методического пакета:

− Описание учебного проекта.

− Критерии оценивания работ.

− Работы учащихся, отражающие самостоятельные исследования.

− Дидактические материалы: карточки.

− Методические материалы: презентация проекта.

− Дополнительные материалы для учителя: план проведения учебного проекта, список информационных материалов.

В результате проектной деятельности у учащихся изменилось отношении к школьным занятиям:

− возрос интерес к предмету — 95 %;

− возник интерес к практическому материалу — 85 %;

− появился интерес к математике — 55 %;

− увеличилось желание общаться с учителем по предмету — 96 %.

Использование проектов во время урочной и внеурочной деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.

Самое главное то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способностей. Дать учащимся почувствовать вкус к самостоятельной творческой работе, ощутить себя социально значимой личностью (ведь эти проекты — готовый методический материал для учителей и других учащихся), ощутить собственную успешность — вот что очень важно! Существенным является также и то, что прохождение через цепочку проектных работ позволяет ученику накопить определенный опыт работы с информацией и, что очень важно, с оцифрованной информацией, с различными ее типами. Постепенно растет уверенность, что, столкнувшись с реальной жизненной ситуацией, он не испытает растерянности, а, наоборот, чувство удовлетворения от возможности проявить свою компетентность и свой профессионализм.

Литература:

  1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф/документы/336
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е. С. Полат — М., 2000
  3. Левитес Д. Г. Современные образовательные технологии [Текст] / Под ред. Т. И. Шамовой. — Новосибирск, 1999.
  4. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] // Школьные технологии. — 2000. — № 2.
  5. Чечелъ И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] // Директор школы. — 1998. — № 4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle