Библиографическое описание:

Хоруженко Е. Г. Современные технологии в работе с одарёнными детьми [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 76-78.



В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.

Педагогическая наука во всём мире переживает период переосмысления философских оснований образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, эконмическим и социальным развитием современного общества. Традиционная система образования, ориентированная на парадигму «учитель — учебник (в широком понимании) — ученик, в которой акцент делался на деятельность преподавателя, учитель выступая в роли основного и наиболее авторитетного источника информации. Новый подход к образованию требует и смены акцентов: «ученик — учебник (информационно- предметная среда) — учитель, где акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Как же в нашем образовательном учреждении осуществляется система поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников? В чем же состоят особенности формирования творческого потенциала учащихся? При всей своей индивидуальности и неповторимости процесс развития творческого потенциала учащихся — это регулируемый, управляемый процесс, успешность которого зависит от ряда педагогических условий, которыми на наш взгляд являются:

‒ Учет возрастных способностей учащихся;

‒ Трансляция творческого потенциала учителя.

Но при этом необходимо выполнять основные требования к построению методик:

‒ стандартизация, то есть установление единообразие процедуры проведения и оценки результатов, надёжность, понимания как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых;

‒ валидность — пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность её в этом отношении.

Выделим несколько этапов в процессе поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных.

I этап — диагностический. На этом этапе деятельность направлена на выявление одарённых детей, чьи интеллектуальные способности превышают средний уровень развития, креативность проявляется в нестандартных способах решений, мотивация направлена на глубокие знания и эрудицию. Составляющими этого этапа являются первичная и психологическая диагностики. Первичная диагностика строится на традиционных методах педагогических исследований, к которым относится наблюдение, изучение ученического творчества, беседы, дискуссии и др. Психологическая диагностика помогает оценить интеллект, креативность, мотивацию личности при помощи специальных тестов. Она важна и необходима, т. к. одарённость может быть скрытой и не являться очевидной для окружающих.

Рассматривая особенности формирования творческого потенциала учащихся, возникает необходимость использования и реализации различных педагогических инновационных технологий для «распознания» одаренных и талантливых детей. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно».

В нашей школе обучение детей с выраженными способностями к определенным видам деятельности организуется на III ступени обучения путем дифференциации на профильные и общеобразовательные классы. Таким образом создается достаточная мотивация и хорошие условия для реализации инновационных технологий, таких как: технология развития критического мышления, педагогическая технология «Дебаты», учебная дискуссия и конечно информационные технологии. Одной из форм применения ИКТ является урок- презентация. Программа разработки презентаций PowerPoint, входящая в состав MicrosoftOffice, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности: создать слайды для демонстрации исторических явлений, рисунки, схемы, фотографии, тексты, видео- и звуковые записи. Большое внимание мы уделяем вкладу обучающихся в создание презентации, поэтому стараемся превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. Школьник создают презентации как проект, используя различные источники информации (текст учебника, дополнительная литература, Интернет, электронные учебники и учебные пособия), как иллюстрацию к докладу, сообщению, реферату. Для развития творческого потенциала обучающихся используем на уроках интерактивные творческие задания. Это может быть составление обучающимися исторических задача, решение творческих задач, написание рефератов, докладов, составление кроссвордов по теме, создание и выполнение проектов. Исходя из этого в нашей школе так же разработана и внедрена комплексная целевая программа «Интеллект».

Далее мы выделяем II этапв развитии творческого потенциала учащихся — проектировочный. Здесь используем метод обогащения для более быстрого продвижения одарённых детей к высшим познавательным уровням в области выбранного предмета. Обогащение учащихся знаниями — это организация спецкурсов по истории, где привлекаются преподаватели вузов, индивидуальная, групповая работа и др. Учащиеся получают материал к дополнительным курсам, имеют больше возможностей для развития мышления, проявление креативности, умения работать самостоятельно, для навыков исследовательской работы. Таким образом создаются достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одарённого ребёнка.

III этап — организационно-коррекционный.В нашем образовательном учреждении отдается предпочтение организации работы учащихся в малых группах. Именно при осуществлении работы в малых группах у педагога появляется возможность увидеть затруднения и препятствия, которые мешают ребенку развиваться дальше. На этапе практической деятельности особое место уделяется формированию навыков работы с документами, историческими картами, с информацией, а также формированию навыков установления причинно-следственных связей, умений анализировать и формулировать выводы по результатам анализа, осуществлению смысловой группировки материала, презентации и защите проектов. Очень важно на данном этапе, так это научить ребенка работать самостоятельно. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

IV этап — оценочный. Это этап проверки приобретённых знаний обучающихся, обобщения и систематизации ошибок, пробелов с учетом полученных результатов. Функции учителя на данном этапе — контрольные, оценочные и корректирующие. Приобретенные знания проверяются участием обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня: участие в работе городской научно-практической конференции “Интеллектуал”, участие в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России», успешное участие в олимпиадах по истории (призовые места в городе, области). С 2000 года проводятся Всероссийские олимпиады по истории, в 2000, 2006, 2007, 2008,2012, 2013, 2014, 2015 годах ученики нашего образовательного учреждения становились призерами и победителями олимпиады. Также учащиеся нашей школы неоднократно становились победителями Региональных межвузовских олимпиад по истории.

Основные термины (генерируются автоматически): творческого потенциала, творческого потенциала учащихся, формирования творческого потенциала, развития творческого потенциала, особенности формирования творческого, инновационных технологий, одаренных школьников, творческого потенциала учителя, образовательном учреждении, развитии творческого потенциала, достаточная мотивация, процесс развития творческого, познавательную деятельность учащихся, возрастных способностей учащихся, хорошие условия, Обогащение учащихся знаниями, одарённых детей, формированию навыков, педагогических инновационных технологий, организации работы учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle