Современные технологии в работе с одарёнными детьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 1619 раз

Библиографическое описание:

Хоруженко, Е. Г. Современные технологии в работе с одарёнными детьми / Е. Г. Хоруженко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11014/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.

Педагогическая наука во всём мире переживает период переосмысления философских оснований образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, эконмическим и социальным развитием современного общества. Традиционная система образования, ориентированная на парадигму «учитель — учебник (в широком понимании) — ученик, в которой акцент делался на деятельность преподавателя, учитель выступая в роли основного и наиболее авторитетного источника информации. Новый подход к образованию требует и смены акцентов: «ученик — учебник (информационно- предметная среда) — учитель, где акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Как же в нашем образовательном учреждении осуществляется система поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников? В чем же состоят особенности формирования творческого потенциала учащихся? При всей своей индивидуальности и неповторимости процесс развития творческого потенциала учащихся — это регулируемый, управляемый процесс, успешность которого зависит от ряда педагогических условий, которыми на наш взгляд являются:

‒ Учет возрастных способностей учащихся;

‒ Трансляция творческого потенциала учителя.

Но при этом необходимо выполнять основные требования к построению методик:

‒ стандартизация, то есть установление единообразие процедуры проведения и оценки результатов, надёжность, понимания как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых;

‒ валидность — пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность её в этом отношении.

Выделим несколько этапов в процессе поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных.

I этап — диагностический. На этом этапе деятельность направлена на выявление одарённых детей, чьи интеллектуальные способности превышают средний уровень развития, креативность проявляется в нестандартных способах решений, мотивация направлена на глубокие знания и эрудицию. Составляющими этого этапа являются первичная и психологическая диагностики. Первичная диагностика строится на традиционных методах педагогических исследований, к которым относится наблюдение, изучение ученического творчества, беседы, дискуссии и др. Психологическая диагностика помогает оценить интеллект, креативность, мотивацию личности при помощи специальных тестов. Она важна и необходима, т. к. одарённость может быть скрытой и не являться очевидной для окружающих.

Рассматривая особенности формирования творческого потенциала учащихся, возникает необходимость использования и реализации различных педагогических инновационных технологий для «распознания» одаренных и талантливых детей. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно».

В нашей школе обучение детей с выраженными способностями к определенным видам деятельности организуется на III ступени обучения путем дифференциации на профильные и общеобразовательные классы. Таким образом создается достаточная мотивация и хорошие условия для реализации инновационных технологий, таких как: технология развития критического мышления, педагогическая технология «Дебаты», учебная дискуссия и конечно информационные технологии. Одной из форм применения ИКТ является урок- презентация. Программа разработки презентаций PowerPoint, входящая в состав MicrosoftOffice, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности: создать слайды для демонстрации исторических явлений, рисунки, схемы, фотографии, тексты, видео- и звуковые записи. Большое внимание мы уделяем вкладу обучающихся в создание презентации, поэтому стараемся превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. Школьник создают презентации как проект, используя различные источники информации (текст учебника, дополнительная литература, Интернет, электронные учебники и учебные пособия), как иллюстрацию к докладу, сообщению, реферату. Для развития творческого потенциала обучающихся используем на уроках интерактивные творческие задания. Это может быть составление обучающимися исторических задача, решение творческих задач, написание рефератов, докладов, составление кроссвордов по теме, создание и выполнение проектов. Исходя из этого в нашей школе так же разработана и внедрена комплексная целевая программа «Интеллект».

Далее мы выделяем II этапв развитии творческого потенциала учащихся — проектировочный. Здесь используем метод обогащения для более быстрого продвижения одарённых детей к высшим познавательным уровням в области выбранного предмета. Обогащение учащихся знаниями — это организация спецкурсов по истории, где привлекаются преподаватели вузов, индивидуальная, групповая работа и др. Учащиеся получают материал к дополнительным курсам, имеют больше возможностей для развития мышления, проявление креативности, умения работать самостоятельно, для навыков исследовательской работы. Таким образом создаются достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одарённого ребёнка.

III этап — организационно-коррекционный.В нашем образовательном учреждении отдается предпочтение организации работы учащихся в малых группах. Именно при осуществлении работы в малых группах у педагога появляется возможность увидеть затруднения и препятствия, которые мешают ребенку развиваться дальше. На этапе практической деятельности особое место уделяется формированию навыков работы с документами, историческими картами, с информацией, а также формированию навыков установления причинно-следственных связей, умений анализировать и формулировать выводы по результатам анализа, осуществлению смысловой группировки материала, презентации и защите проектов. Очень важно на данном этапе, так это научить ребенка работать самостоятельно. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

IV этап — оценочный. Это этап проверки приобретённых знаний обучающихся, обобщения и систематизации ошибок, пробелов с учетом полученных результатов. Функции учителя на данном этапе — контрольные, оценочные и корректирующие. Приобретенные знания проверяются участием обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня: участие в работе городской научно-практической конференции “Интеллектуал”, участие в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России», успешное участие в олимпиадах по истории (призовые места в городе, области). С 2000 года проводятся Всероссийские олимпиады по истории, в 2000, 2006, 2007, 2008,2012, 2013, 2014, 2015 годах ученики нашего образовательного учреждения становились призерами и победителями олимпиады. Также учащиеся нашей школы неоднократно становились победителями Региональных межвузовских олимпиад по истории.

Основные термины (генерируются автоматически): III, творческий потенциал учащихся, образовательное учреждение, этап, достаточная мотивация, особенность формирования, психологическая диагностика, ребенок, творческий потенциал обучающихся.

Похожие статьи

Возможности работы педагога-психолога по развитию...

Особенности развития творческой активности учащихся...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах.

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

творческий потенциал, творческий потенциал личности, творческая деятельность, способность, умение, современное образование, основная образовательная программа, учебная деятельность, прием действий... Влияние формирования творческого потенциала...

Развитие творческого потенциала педагогов... | Молодой ученый

В статье раскрывается понятие «творческий потенциал», рассматриваются особенности развития творческого потенциала педагогов

На этом этапе педагог накапливает достаточную информацию, творчески ее видоизменяет, реализует в своей деятельности...

Психолого-педагогические основы формирования творческих...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских

Ключевые слова: активность, творчество, станковая композиция, программа дополнительного образования, творческий потенциал.

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и...

Психолого-педагогические и личностно-мотивационные...

Содержание процесса формирования мотивов развития творческого потенциала обучающихся в условиях учебной деятельности представляет два компонента управленческой функции педагога

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными...

Библиографическое описание: Шелковникова С. Л. Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как

Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает реализацию специальных программ.

В дошкольном учреждение для творчески одаренных детей создан кружок «Топотушки», в котором решаются образовательные...

Исследование возможностей развития творческого потенциала...

На этом этапе определяющим является развитие таких психических процессов, как мышление, воображение, память, речь, внимание.

Автором определены основные факторы творческого потенциала личности младшего школьника, которые можно выявить с помощью диагностики...

Похожие статьи

Возможности работы педагога-психолога по развитию...

Особенности развития творческой активности учащихся...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах.

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

творческий потенциал, творческий потенциал личности, творческая деятельность, способность, умение, современное образование, основная образовательная программа, учебная деятельность, прием действий... Влияние формирования творческого потенциала...

Развитие творческого потенциала педагогов... | Молодой ученый

В статье раскрывается понятие «творческий потенциал», рассматриваются особенности развития творческого потенциала педагогов

На этом этапе педагог накапливает достаточную информацию, творчески ее видоизменяет, реализует в своей деятельности...

Психолого-педагогические основы формирования творческих...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских

Ключевые слова: активность, творчество, станковая композиция, программа дополнительного образования, творческий потенциал.

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и...

Психолого-педагогические и личностно-мотивационные...

Содержание процесса формирования мотивов развития творческого потенциала обучающихся в условиях учебной деятельности представляет два компонента управленческой функции педагога

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными...

Библиографическое описание: Шелковникова С. Л. Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как

Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает реализацию специальных программ.

В дошкольном учреждение для творчески одаренных детей создан кружок «Топотушки», в котором решаются образовательные...

Исследование возможностей развития творческого потенциала...

На этом этапе определяющим является развитие таких психических процессов, как мышление, воображение, память, речь, внимание.

Автором определены основные факторы творческого потенциала личности младшего школьника, которые можно выявить с помощью диагностики...