Библиографическое описание:

Маттис О. И. Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 46-48.

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценностей. С момента рождения человек попадает в определённую культурную среду со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас, как никогда, важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности, с раннего детства приобщать ребёнка к истокам культуры русского народа.

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является:

-          Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.);

-          Развитие интереса к праздникам и русским традициям;

-          Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ;

Данные задачи эффективно решаются, используя малые формы фольклора во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками, напевками издавна пользуются для воспитания детей, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы — устное народное творчество — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получает первые представления о культуре русского народа.

Вслушиваясь в слова потешек «Петушок-петушок», «Водичка-водичка», «Кисонька-мурысонька», «Ладушки-ладушки» и другие, песенок «Солнышко-колоколнышко», «Как у наших у ворот», закличек «Ветер, ветрецо не дуй нам в лицо, а дуй нам в спину, чтоб идти было в силу» или «Ветер, ветер прилети, серую тучку разгони», пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки, притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует малышей, но позволяет с помощью потешек организовывать их поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Пошёл котик на торжок», «Оладушки» разными способами: сопровождение чтения текста действием игрушки, использование пальчикового театра, шапочек, масок различных персонажей, позволяет быстрому запоминанию потешки, песенки, загадки, помогают не только показать ребёнку красоту и неповторимость окружающего мира, но и привить любовь к русской речи, слову.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжёлого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петуха и т. п.), сопровождая движения игрушки чтением потешки «Петушок — петушок», «Кошка в лукошке…», «Кисонька-ласонька» и т. п. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, у детей прививается представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию, благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, это творение народа и воздействует на душу ребёнка, это духовное богатство народной культуры. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы русского языка. Первые сказки «Курочка — Ряба», «Репка», «Теремок» и другие вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески, малыш проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни, они открывают просторы для фантазирования, ребёнок познаёт сердцем свой народ.

Формируя первейшие представления о традициях и обрядовых праздниках, которые были частью труда и быта русского народа, мы даём возможность детям познакомиться и с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Невозможно представить русские праздники без хороводов, в сюжетах которых отражены народный быт, красота родной природы.

Первые хороводные игры «Пузырь», «Карусели», «Мы едем, едем, едем в далёкие края», «Мыши водят хоровод», «Курочка-рябушечка», а также подвижных игр «Курочка-хохлатка», способствует не только быстрому заучиванию текста, выполнению определённых действий, но и создают атмосферу психологического комфорта и благополучия.

Настольный кукольный театр, пальчиковый театр, уголок «ряжения» в группе, где дети сами выбирают платочек, бусы, сарафан, корзиночку, используя изготовленные маски, они оказываются в мире сказок, способны пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, ощутить себя частью русского народа.

В детском саду имеется музей Русской избы, где собрано много экспонатов русского быта: люлька, самовар, полотенца и т. д. Игровой характер занятий «Угостим куклу чаем», «Испекли оладушки», пение колыбельных песенок «Баюшки-баю», «Баю-бай, ты собаченька, не лай!», «Спать не хочет бурый мишка» в русской избе стимулируют проявлению положительных эмоций ребёнка: дети получают первые уроки нравственности, доброты и милосердия.

Ни один праздник на Руси не проходит без музыки. Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучаем к красоте звучания народных инструментов и песен. Знакомство малышей с народными инструментам, такими как, деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки, позволяют не только рассматривать их, но и брать в руки, пробуя звучание. Они могут играть несложные мелодии «Во саду ли, в огороде», «Ладушки-ладушки» и другие.

Образные, короткие, легко запоминающиеся стихи помогают детям выразить своё отношение к животным, воспитывают в детях чувство любви, заботы. Например, играя с игрушкой — коровой, приговаривают «Уж как я ль свою коровушку люблю» или «Заболел наш петушок — он под дождиком промок — и теперь не может нам кукарекать по утрам». Они с удовольствием рассматривают книги, иллюстрации, картинки, высказывают свои мысли, отношение к услышанному произведению, поступкам персонажей.

Прививая детям, любовь к природе с самого раннего возраста, мы не забываем о значении художественной литературы, устного народного творчества.

Новые яркие впечатления, которые получают малыши при ознакомлении с окружающим, дополненные лучшими образцами устного народного творчества, воспитывает в детях любовь и доброе отношение к природе и всему окружающему миру.

Постоянные обращения к русскому фольклору делают речь наших воспитанников богаче и образнее, чаще в повседневной жизни стали слышаться слова из песенок и потешек, пословиц и поговорок. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развивают речь, воображение, произвольность действий, умение действовать синхронно, развивают чувство ритма и слух.

Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, организуем тесное сотрудничество с родителями. Родители являются первыми помощниками. Активно принимали участие в создании музея Русской избы, предложили множество предметов русского быта, обшили кукол в стиле русского народного творчества.

Положительную оценку имеет создание семейного клуба «Содружество», где родители получают знания, приобретают умения и навыки по разным актуальным педагогическим темам, сами являются участниками образовательного процесса.

Успешно разыграли сказку «Волк и семеро козлят» вместе с детьми, участвовали в конкурсе колыбельных песен для раннего возраста «Ходит дрёма близ окон», оформили интересный материал «Потешки, загадки, заклички для малышей»

Совместная деятельность родителей, детей и педагогов способствует развитию интереса к истокам русского наследия, воспитывает любовь к родному краю, позволяет формировать представление о культурных ценностях и традициях русского народа.

 

Литература:

 

1.                  Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П. «Играем с малышами». М-2003;

2.                  Картушина М. Ю. «Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2–3 лет». М-2008;

3.                  Матюхина Ю. А. «Развивающие игры для маленьких почемучек». М-2007;

4.                  Мокина Г. Б. «Игры для детей от года до трёх». Спб.Речь 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): русского народа, устного народного творчества, истокам русской, детей дошкольного возраста, Приобщение детей, традициям русского народа, истокам русской народной, культуры русского народа, Похожая статья, русской народной культуры, Приобщение детей дошкольного, русского быта, о культуре русского народа, раннего возраста, и быта русского народа, частью русского народа, и традициях русского народа, русского народного творчества, русской культуры, приобщения детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle