Библиографическое описание:

Воронова Л. А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 82-85.

Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Чтобы понять какова должна быть психологическая готовность ребенка к школе, необходимо знать – что собой представляет современная школа.

Современная школа - продукт длительного исторического развития.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами.

И самое главное - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, что бы ребенок успевал работать вместе с классом.

Развитие навыков учебной деятельности.

Чтобы успешно учиться, ребенку нужны опреде­ленные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специ­фические навыки и умения, необходимые на опре­деленных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В пол­ной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для пред­стоящей учебной деятельности имеют, на наш взгляд, следующие умения: 1) принимать учебную задачу и следовать правилам, 2) осуществлять кон­троль за собственными действиями и 3) «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к пись­му.

Учебная деятельность — это деятельность, на­правленная на приобретение знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для ребенка учебная деятельность есть прежде всего деятель­ность самоизменения. В результате такой деятельности ребенок из незнающего и неумеющего превраща­ется в знающего и умеющего.

Учебная задача — главный элемент учебной де­ятельности. Не любая задача, взятая из учебника, явля­ется учебной, а только та, которая содержит в себе учеб­ную проблему. Учебная же проблема моделирует основы изучаемой теории. Поэтому для учебной деятельности ха­рактерно теоретическое отношение к действительности. Если в практической (игровой) деятельности дошкольни­ка главным является еще то, что должно быть достиг­нуто, т.е. цель то в теоретической (учебной) деятельнос­ти младшего школьника цель отступает на второй план, и главным становится то, как она может быть достиг­нута, т.е. способ действия.

Учебные действия — это предметные действия, направленные на поиск и выделение общих способов ре­шения какого-то класса задач. Вся учебная деятельность состоит из учебных действий. Например, во время реше­ния учебных задач по математике дети учатся измерять предметы. Сначала они делают это с помощью веревки или палочки, а затем постепенно приходят к необходи­мости введения единицы измерения. Особый класс учеб­ных действий составляют действия самоконтроля и само­оценки. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя.

Формирование действий самоконтроля 

Самоконтроль — это способность контролиро­вать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности:

  1. при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;

  2. в ходе непосредственного выполне­ния определенных действий;

  3. после завершения деятельности, при сличении полученного результата с планируемым (по объему, по качеству и т.д.).

Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального формирования. И толь­ко при сформированных на определенном уровне действиях самоконтроля возможно успешное фор­мирование общей способности у учению.

Дети 5—6 лет уже обладают достаточно большими воз­можностями в регуляции своего поведения. В условиях лабораторного эксперимента установлено, что они спо­собны простоять в неподвижной позе «часового» доволь­но длительное время — до 12 минут. В условиях занятия, близкого к учебному (раскладывать кусочки цветной бу­маги по коробкам), дети способны помнить задание взрослого и выполнять его в среднем на протяжении 63 минут, в условиях игры — почти 72 минуты.

Подготовка руки к письму 

Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сто­рону письма.

Содержательная сторона — это умение представ­лять звуковой состав слова, которое пишется.

Двигательная сторона письма — это умение со­хранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движе­ния. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением.

Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно вста­нет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ре­бенок применит к новой для него деятельности.

Каким же образом можно развивать «ручную уме­лость»? Этому способствуют такие виды изобрази­тельной деятельности, как рисование, лепка, ап­пликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других ма­териалов.

По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности все-таки яв­ляется рисование.

Учеными установлено, что рисование требует согласо­ванного участия многих психических функций. Оно способ­ствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образ­ное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логичес­кое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психичес­кими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не про­сто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядо­чить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксиро­вать модель вес более усложняющегося представления о мире.

В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных «сосе­дей» подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В дальнейшем, в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тес­ной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способст­вуют активизации мышления, речи, а с ними и всех ин­теллектуальных процессов.

В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кис­точкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зритель­ный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо вла­деющие техникой рисунка, легче выучиваются пи­сать.

Дети рисуют инструментами, близкими по фор­ме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.

Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал ка­рандаш, кисть (между большим и средним пальца­ми, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инстру­мент на 3-4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требова­ния и легко овладеет техникой письма.

Для письма важно, чтобы ребенок умел произ­водить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени реко­мендуется уделять таким узорам, которые характе­ризуются плавностью линий и рисовать которые, нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккурат­ность) раскрашивание картинок (в книжках-рас­красках). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупны­ми изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть крупнее.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители первые и самые важные его воспитатели.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине ог­ромными возможностями развития и способностями по­знавать. В нем заложен инстинкт познания и исследова­ния мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.


Литература:

  1. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М.: Просвещение, 1998

  2. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. «Что на свете не бывает?» М.: Знание, 1994

  3. Житникова Л. «Учите детей запоминать» М.: Просвещение, 1985

  4. Заика Е.В., «Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников» // Вопросы психологии. 1995. № 6 – С. 43-54.

  5. Истомина З.М., «Развитие памяти» М.: Просвещение, 1978

  6. Лук А.Н., «Мышление и творчество» М.: Политиздат, 1976

  7. Михайлова З.А., «Игровые, занимательные задачи для дошкольников» М.: Просвещение, 1985

  8. Никитин Б.П. «Развивающие игры» М.: Педагогика, 1981

  9. Фисюкова Л.Б. «От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек» Харьков: Фолио, 1996

  10. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись, играя» Харьков: Фолио, 1997

  11. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. «Тесты для детей» Дельта, 1997

  12. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. «Скоро в школу!» М.: 1998

Основные термины (генерируются автоматически): учебной деятельности, Психологическая готовность, готовность ребенка, Психологическая готовность ребенка, психологическая готовность ребенка, ребенка учебная деятельность, навыков учебной деятельности, вопрос готовности ребенка, деятельности ребенок, дошкольном возрасте, дошкольного возраста, задачей подготовки ребенка, совершенствования речи ребенка, нужны опреде­ленные умения, действиях ребенок направлен, Похожая статья, Психологическая готовность личности, процессе рисования, темпа интеллектуальной деятельности, деятельности дошкольни­ка главным.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle