Библиографическое описание:

Козырева О. А., Логачева Н. В., Карагаева Р. Р. Возможность и проблема формирования общеучебных знаний, умений, навыков и компетенций в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 24-27.

Общеучебные знания, умения, навыки и компетенции – это совокупность единиц современ­ной дидактики, позволяющих выявлять и фасилитировать формирование поисковых знаний, умений, навыков и компетенций, связанных преимущественно с характером учебной деятельности и будущей профессионально-педагогической деятельностью в ракурсе получения знаний о знании, т.е. методологии планирования и организации научной, исследовательской, учебной и досуговой деятельности.
Не секрет, что общеучебные знания, умения и навыки (ЗУН-ы) являются средствами и, в конечном счете, результатом саморазвития, самообучения, самосовершенствования и самореализации. Поэтому о необходимости их формирования можно долго и не говорить. Итак, личность обучающегося и профессионала представляет собой уникальную ценность в нашем современном воспитательно-образовательном пространстве, создающем предпосылки и условия для реализации идей гуманно-личностной педагогики, отмечающей, что личность, способная решить противоречие современной профориентологии «хочу – могу – надо – есть» и занять достойное место в микро-, мезо-, макро- и мегагруппах, социально ориентирующих данные граждан нашей страны и других стран на создание материальных и моральных благ и продуктивно внедряющих результаты своей и совместной деятельности есть наивысшая ценность, способная оставить человека в глазах человечества личностью в уникальном, неподдельном гуманно-социальном генезе, в модели которого продукт есть смысл и средство, ценность и результат, способный в какой-то мере облегчить жизнь и условия труда и быта.
Данная деятельность ведется субъектами социального пространства в четырех направлениях: спорт, наука, искусство и религия. Важность и необходимость первых трех несомненна, плоды реализации данных моделей зависят от условий и качества деятельности, а последней – религии отписывается эзотерическая составляющая социального взаимодействия, где наука как истина и ресурс антропологического пространства бессильна, ведь нет объяснения таким феноменам, как вера, добро, надежда, любовь и пр. Мы можем попытаться объяснить их с позиции научного знания, с позиции системного подхода, но суть их останется для нас необъяснимым элементом культуры и этики, в структуре деятельности которых человек становится человеком всю свою жизнь от рождения до последнего вздоха, а жизнь как мера истины продолжает себя в живой и неживой природе.
Спорт как механизм социализации. Одним из механизмов социализации и ее направлений является спорт. Дихотомичность доказательства здоровьесберегающего аспекта занятий спортом объективна, т.к. при неграмотном или деформирующем взаимодействии ухудшается и физическое, и психическое состояние здоровья спортсменов, а при учете всех факторов и резервов субъекта социального взаимодействия – создаются условия для построения и реализации акметраектории социально-профессионального развития. Традиционно социализация субъектов культурно-истори­чес­ко­го пространства через спорт осуществляется гиперактивных ее субъектов. Вследствие педагогических ошибок гиперактивных детей признают трудными или трудновоспитуемыми, т.к. двигательная активность высока, а способов и средств ее излияния в социально-педагогическом взаимодействии традиционного обучения в начальной и средней школе не предусмотрено. Кроме того, социализация через спорт гармонизирует взаимоотношения субъектов в структуре модели «внутреннее-внешнее», тем самым подчеркивая и подтверждая справедливость древней модели взаимодействия, в коей человек рассматривается состоящим из трех составляющих: тела, души и разума, поэтому согласно древним учениям он должен уделять внимание трем составляющих своего "я". Наиболее ярко это показано в учении буддизма, где священное писание Типитаки (в переводе означающее три корзины) отмечает, что человек в процессе жизни накапливает свои три корзины – корзины души, тела и разума. Нельзя выбрасывать или игнорировать какую-либо из корзин, нарушая божественную природу уникальности и своеобразия каждого человека.
Наука как механизм социализации. Интеллект субъекта, его способности, склонности, предпоч­тения, мотивы, цели, потребности, мотивация деятельности, особенности личностного становления и развития в структуре ограничений пространства, времени, общества определяют возможности и ограничения в моделировании акметраектории развития и процессов самоопределения, самосовершенствования, самореализации, самоутверждения. Плоды интеллектуальной деятельности многогранны, а формирование и развитие интеллекта является пролонгацией трудовой деятельности каждого ее субъекта. Если в случае спортивной самореализации субъект ограничен биологическим барьером, то в интеллектуальной самореализации такого барьера практически не существует. Пик спортивных достижений приходится на средний возраст в 25-27 лет, а интеллектуальных – на 37-39 лет. В ряде зарубежных исследований описан феномен продления жизни человека за счет интеллектуальной деятельности. Данный факт подтвержден и опытами в зоопсихологии. В ходе опыта было установлено, что количество и качество сформированных структур в коре головного мозга крысы увеличивало продолжительность ее жизни. При прочих равных условиях дрессированные крысы жили дольше недрессированных. Формирование структур головного мозга крысы осуществлялось за счет повышения двигательной активности и удовлетворения ее на гормональном уровне (гормон радости) за счет поощрения кусочками лакомой пищи, которую в быту крысы редко получали, но очень любили. Поэтому позитив не просто необходим животному организму, он формирует то биологическое, что сохраняет его как вид. Реализуя идеи гуманно-личностных отношений, не стоит забывать, что на 70-90 % человек – существо биологическое (наблюдения западных ученых), а на все остатки – социальное, разумное, духовное.
Как прекрасно владение словом, интеллектом, где трансформация решений в продукте деятельности, уникальность которого навеки вписывает имя своего создателя (исследователя, ученого, конструктора, инженера, писателя, художника и пр.) в летопись времени?!… Польза изобретения (практическая значимость) всегда через века несет от потомков слова благодарности всех грамотных, просвещенных, образованных людей. Мы восхищаемся поступками ученых, где нравственность, профессионализм, патриотизм подчеркивают силу и красоту, величие и состоятельность человека в различных сферах взаимоотношений. Таким примером для подражания может быть поступок Александра Степановича Попова – изобретателя радио, за его изобретение предлагали очень большие суммы денег зарубежные магнаты и дельцы, но он говорил немногословную фразу «Я – русский человек… И моё изобретение принадлежит России…». Как изменилась реальность в XX-XXI веках?!… Одним их самым тяжких грехов на Руси (как и в любой другой древней культуре) считалось предательство, а уж продажа Родины было самым последним.
В спорте достижения и имена помнят небольшая группа людей, которые прямо или косвенно связаны с данным процессом, а через достаточно небольшой промежуток времени их рекорды побиваются новыми и новыми, практическая значимость коих лежит в плоскости самореализации человека, констатации его уникальности и феноменальной состоятельности в данном виде деятельности. Поэтому студентам педагогам по физической культуре необходимо готовиться не только к самореализации через спорт, но и через науку и искусство, что и осуществляется в структуре изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность».
Искусство как механизм социализации. Искусство как механизм социализации субъектов общества известен издревле. Пещеры, в которых найдены древние рисунки свидетельствуют о его зарождении, раскопки древних поселений свидетельствуют о его уникальной целесообразности и практической значимости для жизни человека и его времени. Мы будем рассматривать искусство как высшую степень и ступень сформированности профессионализма у субъекта деятельности и общения. Хотелось бы, чтобы XXI век и последующие были под лозунгом модели «Деятельность как искусство», чтобы каждая составляющая социального взаимодействия привносила в него свою уникальную акси-, акме-, антрополого целесообразную систему преобразований внутреннего мира человека и его внешнего пространства в микро-, мезо-, макро-, мега- и космомасштабах. Один вид искусства дополняет другой, способствуя гармонизации всех сфер личности, а творчество в системе таких единиц, как креативность, рационализм и завершенность идеи в продукте – показатели достижения необходимого уровня в данном виде социализации и самореализации. Вся система социокультурных взаимоотношений показывает насколько едина взаимосвязь всех механизмов и моделей социализации (спорт, наука, искусство, религия) в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, насколько в ней человек ценен, уникален, востребован и социализирован в различных аспектах социокультурных взаимоотношений и норм.
Самореализация личности в мультисредах определяется возможностями и потребностями личности и среды, создающей и трансформирующей личность в полном смысле данного полидефинитного феномена на протяжении ее включения в мультисреду. Под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования
В связи с вышесказанным, можно детально проиллюстрировать модели и результат внедрения данных моделей (модели формирования общеучебных ЗУН-ов и компетенций) в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» как базового курса, формирующего профессионально-педагогические и общепедагогические ЗУН-ы и компетенции, предопределяющие сформированность способностей личности в различных аспектах культуры, науки и искусства.
Итак, курс «Введение в педагогическую деятельность» изучается в спузах и вузах, готовящих специалистов в области педагогики и образования. Мы остановимся на изучении курса «Введение в педагогическую деятельность» с использованием RP-технологии педагогического взаимодействия, фасилитирующей формирование общеучебных ЗУН-ов и компетенций благодаря своей структуре, предопределяющей планомерный переход от использования репродуктивных форм и методов обучения к продуктивным. Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, КСР, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под RP-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R – репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и P – продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня КСР, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т.д.
В таком контексте как результат формирования общеучебных ЗУН-ов и компетенций является феномен культура самостоятельной работы (КСР), а сформированность КСР определяется по аналитико-синтетическим умениям, умениям фиксировать информацию (конспектирование, тезирование, аннотирование, реферирование и пр.), коммуникативным умениям, креативным умениям (моделирование словесно-логическое и структурно-логическое), поисковым умениям (умениям находить необходимую информацию; путей, способов решения определяемой проблемы, поиск средств (идеальных и материальных) для реализации решений и т.д.).
В условиях изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» на факультетах вузов и спузов, где физическая культура является специально-профессиональным предметом (т.е. это студенты будущие педагоги по физической культуре), на продуктивном уровне изучения данного предмета происходит моделирование презентации «Я – профессионал». Данная форма контроля объективно трансформирует условия самосовершенствования и самореализации, создает предпосылки для активизации ресурсов рефлексии студентов и формирования общеучебных и общекультурных компетенций. Опыт такой деятельности обсуждался неоднократно на научных, научно-практических, научно-методических конференциях, результат построения презентаций «Я – профес­сионал» на протяжении трех учебных лет выявляет лучшие презентации и системно представляет их в копилке данных презентаций, отбираемых в результате проведения студенческих научно-практи­чес­ких конференций.
В Кузбасской государственной педагогической академии за последние три учебных года на факультете физической культуры 102 студента получили грамоты I, II, III степени за презентацию «Я – профессионал». Такая работа ведется и в Новокузнецком училище олимпийского резерва.


Литература:

  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – 2-е изд. доп. и перераб. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011. – 121 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–553–4.

5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle