Библиографическое описание:

Козырева О. А., Логачева Н. В., Карагаева Р. Р. Возможность и проблема формирования общеучебных знаний, умений, навыков и компетенций в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 24-27.

Общеучебные знания, умения, навыки и компетенции – это совокупность единиц современ­ной дидактики, позволяющих выявлять и фасилитировать формирование поисковых знаний, умений, навыков и компетенций, связанных преимущественно с характером учебной деятельности и будущей профессионально-педагогической деятельностью в ракурсе получения знаний о знании, т.е. методологии планирования и организации научной, исследовательской, учебной и досуговой деятельности.
Не секрет, что общеучебные знания, умения и навыки (ЗУН-ы) являются средствами и, в конечном счете, результатом саморазвития, самообучения, самосовершенствования и самореализации. Поэтому о необходимости их формирования можно долго и не говорить. Итак, личность обучающегося и профессионала представляет собой уникальную ценность в нашем современном воспитательно-образовательном пространстве, создающем предпосылки и условия для реализации идей гуманно-личностной педагогики, отмечающей, что личность, способная решить противоречие современной профориентологии «хочу – могу – надо – есть» и занять достойное место в микро-, мезо-, макро- и мегагруппах, социально ориентирующих данные граждан нашей страны и других стран на создание материальных и моральных благ и продуктивно внедряющих результаты своей и совместной деятельности есть наивысшая ценность, способная оставить человека в глазах человечества личностью в уникальном, неподдельном гуманно-социальном генезе, в модели которого продукт есть смысл и средство, ценность и результат, способный в какой-то мере облегчить жизнь и условия труда и быта.
Данная деятельность ведется субъектами социального пространства в четырех направлениях: спорт, наука, искусство и религия. Важность и необходимость первых трех несомненна, плоды реализации данных моделей зависят от условий и качества деятельности, а последней – религии отписывается эзотерическая составляющая социального взаимодействия, где наука как истина и ресурс антропологического пространства бессильна, ведь нет объяснения таким феноменам, как вера, добро, надежда, любовь и пр. Мы можем попытаться объяснить их с позиции научного знания, с позиции системного подхода, но суть их останется для нас необъяснимым элементом культуры и этики, в структуре деятельности которых человек становится человеком всю свою жизнь от рождения до последнего вздоха, а жизнь как мера истины продолжает себя в живой и неживой природе.
Спорт как механизм социализации. Одним из механизмов социализации и ее направлений является спорт. Дихотомичность доказательства здоровьесберегающего аспекта занятий спортом объективна, т.к. при неграмотном или деформирующем взаимодействии ухудшается и физическое, и психическое состояние здоровья спортсменов, а при учете всех факторов и резервов субъекта социального взаимодействия – создаются условия для построения и реализации акметраектории социально-профессионального развития. Традиционно социализация субъектов культурно-истори­чес­ко­го пространства через спорт осуществляется гиперактивных ее субъектов. Вследствие педагогических ошибок гиперактивных детей признают трудными или трудновоспитуемыми, т.к. двигательная активность высока, а способов и средств ее излияния в социально-педагогическом взаимодействии традиционного обучения в начальной и средней школе не предусмотрено. Кроме того, социализация через спорт гармонизирует взаимоотношения субъектов в структуре модели «внутреннее-внешнее», тем самым подчеркивая и подтверждая справедливость древней модели взаимодействия, в коей человек рассматривается состоящим из трех составляющих: тела, души и разума, поэтому согласно древним учениям он должен уделять внимание трем составляющих своего "я". Наиболее ярко это показано в учении буддизма, где священное писание Типитаки (в переводе означающее три корзины) отмечает, что человек в процессе жизни накапливает свои три корзины – корзины души, тела и разума. Нельзя выбрасывать или игнорировать какую-либо из корзин, нарушая божественную природу уникальности и своеобразия каждого человека.
Наука как механизм социализации. Интеллект субъекта, его способности, склонности, предпоч­тения, мотивы, цели, потребности, мотивация деятельности, особенности личностного становления и развития в структуре ограничений пространства, времени, общества определяют возможности и ограничения в моделировании акметраектории развития и процессов самоопределения, самосовершенствования, самореализации, самоутверждения. Плоды интеллектуальной деятельности многогранны, а формирование и развитие интеллекта является пролонгацией трудовой деятельности каждого ее субъекта. Если в случае спортивной самореализации субъект ограничен биологическим барьером, то в интеллектуальной самореализации такого барьера практически не существует. Пик спортивных достижений приходится на средний возраст в 25-27 лет, а интеллектуальных – на 37-39 лет. В ряде зарубежных исследований описан феномен продления жизни человека за счет интеллектуальной деятельности. Данный факт подтвержден и опытами в зоопсихологии. В ходе опыта было установлено, что количество и качество сформированных структур в коре головного мозга крысы увеличивало продолжительность ее жизни. При прочих равных условиях дрессированные крысы жили дольше недрессированных. Формирование структур головного мозга крысы осуществлялось за счет повышения двигательной активности и удовлетворения ее на гормональном уровне (гормон радости) за счет поощрения кусочками лакомой пищи, которую в быту крысы редко получали, но очень любили. Поэтому позитив не просто необходим животному организму, он формирует то биологическое, что сохраняет его как вид. Реализуя идеи гуманно-личностных отношений, не стоит забывать, что на 70-90 % человек – существо биологическое (наблюдения западных ученых), а на все остатки – социальное, разумное, духовное.
Как прекрасно владение словом, интеллектом, где трансформация решений в продукте деятельности, уникальность которого навеки вписывает имя своего создателя (исследователя, ученого, конструктора, инженера, писателя, художника и пр.) в летопись времени?!… Польза изобретения (практическая значимость) всегда через века несет от потомков слова благодарности всех грамотных, просвещенных, образованных людей. Мы восхищаемся поступками ученых, где нравственность, профессионализм, патриотизм подчеркивают силу и красоту, величие и состоятельность человека в различных сферах взаимоотношений. Таким примером для подражания может быть поступок Александра Степановича Попова – изобретателя радио, за его изобретение предлагали очень большие суммы денег зарубежные магнаты и дельцы, но он говорил немногословную фразу «Я – русский человек… И моё изобретение принадлежит России…». Как изменилась реальность в XX-XXI веках?!… Одним их самым тяжких грехов на Руси (как и в любой другой древней культуре) считалось предательство, а уж продажа Родины было самым последним.
В спорте достижения и имена помнят небольшая группа людей, которые прямо или косвенно связаны с данным процессом, а через достаточно небольшой промежуток времени их рекорды побиваются новыми и новыми, практическая значимость коих лежит в плоскости самореализации человека, констатации его уникальности и феноменальной состоятельности в данном виде деятельности. Поэтому студентам педагогам по физической культуре необходимо готовиться не только к самореализации через спорт, но и через науку и искусство, что и осуществляется в структуре изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность».
Искусство как механизм социализации. Искусство как механизм социализации субъектов общества известен издревле. Пещеры, в которых найдены древние рисунки свидетельствуют о его зарождении, раскопки древних поселений свидетельствуют о его уникальной целесообразности и практической значимости для жизни человека и его времени. Мы будем рассматривать искусство как высшую степень и ступень сформированности профессионализма у субъекта деятельности и общения. Хотелось бы, чтобы XXI век и последующие были под лозунгом модели «Деятельность как искусство», чтобы каждая составляющая социального взаимодействия привносила в него свою уникальную акси-, акме-, антрополого целесообразную систему преобразований внутреннего мира человека и его внешнего пространства в микро-, мезо-, макро-, мега- и космомасштабах. Один вид искусства дополняет другой, способствуя гармонизации всех сфер личности, а творчество в системе таких единиц, как креативность, рационализм и завершенность идеи в продукте – показатели достижения необходимого уровня в данном виде социализации и самореализации. Вся система социокультурных взаимоотношений показывает насколько едина взаимосвязь всех механизмов и моделей социализации (спорт, наука, искусство, религия) в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, насколько в ней человек ценен, уникален, востребован и социализирован в различных аспектах социокультурных взаимоотношений и норм.
Самореализация личности в мультисредах определяется возможностями и потребностями личности и среды, создающей и трансформирующей личность в полном смысле данного полидефинитного феномена на протяжении ее включения в мультисреду. Под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования
В связи с вышесказанным, можно детально проиллюстрировать модели и результат внедрения данных моделей (модели формирования общеучебных ЗУН-ов и компетенций) в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» как базового курса, формирующего профессионально-педагогические и общепедагогические ЗУН-ы и компетенции, предопределяющие сформированность способностей личности в различных аспектах культуры, науки и искусства.
Итак, курс «Введение в педагогическую деятельность» изучается в спузах и вузах, готовящих специалистов в области педагогики и образования. Мы остановимся на изучении курса «Введение в педагогическую деятельность» с использованием RP-технологии педагогического взаимодействия, фасилитирующей формирование общеучебных ЗУН-ов и компетенций благодаря своей структуре, предопределяющей планомерный переход от использования репродуктивных форм и методов обучения к продуктивным. Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, КСР, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под RP-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R – репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и P – продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня КСР, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т.д.
В таком контексте как результат формирования общеучебных ЗУН-ов и компетенций является феномен культура самостоятельной работы (КСР), а сформированность КСР определяется по аналитико-синтетическим умениям, умениям фиксировать информацию (конспектирование, тезирование, аннотирование, реферирование и пр.), коммуникативным умениям, креативным умениям (моделирование словесно-логическое и структурно-логическое), поисковым умениям (умениям находить необходимую информацию; путей, способов решения определяемой проблемы, поиск средств (идеальных и материальных) для реализации решений и т.д.).
В условиях изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» на факультетах вузов и спузов, где физическая культура является специально-профессиональным предметом (т.е. это студенты будущие педагоги по физической культуре), на продуктивном уровне изучения данного предмета происходит моделирование презентации «Я – профессионал». Данная форма контроля объективно трансформирует условия самосовершенствования и самореализации, создает предпосылки для активизации ресурсов рефлексии студентов и формирования общеучебных и общекультурных компетенций. Опыт такой деятельности обсуждался неоднократно на научных, научно-практических, научно-методических конференциях, результат построения презентаций «Я – профес­сионал» на протяжении трех учебных лет выявляет лучшие презентации и системно представляет их в копилке данных презентаций, отбираемых в результате проведения студенческих научно-практи­чес­ких конференций.
В Кузбасской государственной педагогической академии за последние три учебных года на факультете физической культуры 102 студента получили грамоты I, II, III степени за презентацию «Я – профессионал». Такая работа ведется и в Новокузнецком училище олимпийского резерва.


Литература:

  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – 2-е изд. доп. и перераб. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011. – 121 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–553–4.

5

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическую деятельность», изучения курса «Введение, механизм социализации, формирования общеучебных, структуре изучения, структуре изучения курса, формирования общеучебных ЗУН-ов, составляющая социального взаимодействия, педагогического взаимодействия, физической культуре, головного мозга крысы, плоскости самореализации человека, самореализации субъект ограничен, интеллектуальной деятельности, механизм социализации субъектов, формирования общеучебных знаний, педагогическую деятельность» будущими, интеллектуальной самореализации, резервов субъекта социального, результат формирования общеучебных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle