Автор: Бозванова Екатерина Ивановна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Библиографическое описание:

Бозванова Е. И. Компетентностный подход в подготовке современного специалиста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 174-176.

В целом за последние 10-15 лет рынок труда претерпел значительные изменения. Пройдя периоды кризиса и глобальной реструктуризации, сейчас он представляет собой достаточно свободный экономический механизм, диктующий образованию зачастую свои условия. Давайте подробнее рассмотрим основные изменения, которые произошли за это время и попытаемся взглянуть на ситуацию, которая сейчас господствует на рынке труда, выделив основные события и факторы, их спровоцировавшие: капитализация, приход западных компаний и смена приоритетов у населения развитие информационных технологий и появление новых профессий и специализаций. Перекос в востребованных и невостребованных специальностях [1].

В необходимости адаптировать образование к существующим запросам рынка труда можно выделить еще одну важную тенденцию: все более важным в современных условиях труда становятся не столько знания человека (которые устаревают все быстрее и быстрее), сколько его потенциал и способность обучаться. Именно за потенциалом и «охотится» большинство нынешних работодателей, устремивших свое внимание на современных студентов.

Компетентность – это синтез двух компонентов: обладание обучающимся определённым набором компетенций; сложившееся личностное качество человека, завершившего образование определённой ступени, в котором ярко выражена «способность результативно действовать, достигать результата – эффективно решать проблему [7] и мобильность специалиста на рынке труда.

Важным становится компетентностный подход к обучению и оценке молодых специалистов. Данный подход позволяет определить потенциал человека, направленность данного потенциала, наиболее выраженные компетенции и сферу их наиболее эффективного трудового приложения. Компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы. Применительно к образованию его можно рассматривать лишь как один из возможных подходов. Д.Б. Эльконин (доктор психологических наук, профессор, вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения, г. Москва) представляет компетентность как радикальное средство изменения формы образования [7]. Оптимальность данного подхода оправдывается также тем, что студентов и выпускников трудно оценивать по профессиональному опыту работы (так как не у всех он есть), поэтому единственное, в чем может быть их реальная ценность – это сформированные компетенцию.

И, судя по выше обозначенным тенденциям, именно потенциал и является наиболее интересным для современных работодателей[1] .

Компетентностный подход рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога системы СПО с миром труда, средством углубления их сотрудничества и взаимодействия. В такой системе подготовки специалистов выражена четкая ориентированность на потребности рынка труда. Выпускники образовательных учреждений должны владеть компетенциями, которые позволят им быть успешными в соответствующих профессиональных сферах деятельности.

Компетентностный подход акцентирован на операциональную, навыковую сторону результата и определяется сущностью формируемых компетентностей.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний [6].

В настоящее время Европейским сообществом в профессиональном образовании особое внимание уделяется пяти ключевым компетенциям: социальная, коммуникативная, информационная, специальная, когнитивная:

  • искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя (наставника); получать информацию;

  • думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой;

  • сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

  • приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу;

  • адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.


Компетентностный подход формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования [8].

Осознанием важности решения данной цели является реализация на федеральном уровне целостной программы по реализации положений Концепции развития исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовательская компетентность в классификации А.В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии» [9]. Она также служит компонентом компетентности личного самосовершенствования, направленной на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития [3].

В ОГОУ СПО «Братский политехнический колледж» ведется целенаправленная работа по организации исследовательской деятельности обучающихся, в рамках мега проекта «Поддержка талантливых и одаренных детей».

Система мероприятий по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся охватывает всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.

Первым направлением работы стала подготовка педагогических кадров колледжа к работе по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Преподаватели нашего учебного заведения разрабатывают и внедряют в процесс изучения общеобразовательных дисциплин уроки с использованием исследовательских методов в обучении. На основе анализа исследований обучающихся можно дифференцировать по следующим уровням способности к исследовательской деятельности [2].

Высокий уровень – обучающиеся, самостоятельно выдвигающие и обосновывающие гипотезы, умеющие планировать деятельность, формулировать цель, осознающие и анализирующие информацию, умеющие выполнять эксперимент, представлять результаты эксперимента, осуществлять рефлексию, имеют знания о структуре проектной и исследовательской. (2% ).

К среднему уровню можно отнести обучающихся, способных анализировать, планировать, излагать и оформлять результаты исследования, однако, методологией исследования владеющих недостаточно (12%).

Низкий уровень – в эту группу вошли обучающиеся, которые имеют поверхностные знания по дисциплинам. Опыт исследовательской деятельности у них отсутствует, не воспринимают исследовательскую деятельность как личностно значимую. На научных конференциях исполняют роль слушателей. (86%).

Основной проблемой является то, что в большинстве случаев деятельность обучающихся как научно-исследовательская не вполне самостоятельна, так как обучающиеся не подготовлены к этой деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся осуществляется через различные формы организации образовательного процесса в ОГОУ СПО «Братский политехнический колледж»:урок, а именно его практическую часть при делении группы на подгруппы, внеклассные мероприятия, факультативные курсы, индивидуально-групповые занятия.

Научно-исследовательской деятельностью в том или ином ее проявлении охвачено 100 % обучающихся ОГОУ СПО «Братский политехнический колледж».

Научно-исследовательская деятельность обучающихся строится на основе субъект - субъектных отношений, предполагающих сотрудничество, соавторство, сотворчество преподавателя и обучающегося.

Психологическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся – обязательное условие успешности данной работы.

За шесть последних лет существования ОГОУ СПО «Братский политехнический колледж» реализуемая нами система работы по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся позволила им достичь Всероссийского уровня в различных конкурсах и конференциях, полноценно участвовать в научной жизни колледжа, города, региона и страны, повышать уровень ключевых, профессиональных и учебных, социальных компетенций.

Если рассматривать результаты у обучающихся - выпускников 2010 г. в сравнении с результатами выпускников 2006 г., мы также обнаружим положительную динамику: наблюдается постепенный «плановый» прирост заявленного количества, что свидетельствует о надежности, достоверности и убедительности полученных данных.

В личностном преломлении это означает, что молодые люди, выходя из среднего образовательного учреждения, обладают следующими качествами: высокая степень самостоятельности, стремление к лидерству, мотивированность на самостоятельное достижение трудных познавательных и социальных целей, умение осуществлять личностный выбор, развитые навыки интерактивной коммуникации, гуманизм, способность к нравственному поступку, требовательность к себе, развитость гражданских чувств и другие.

Компетентностный подход в подготовке современного специалиста не дань моде придумывать новые слова и понятия, а объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. [4],[5].


Литература:

  1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - с. 25-30.

  2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004. - с. 17-22.

  3. Борзенко В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности: / В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., 2008. - С. 80-88.

  4. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

  5. Зимняя И.А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 40 с.

  6. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, - с. 67.

  7. Леонтович А.В. «К проблеме развития исследований в науке и образовании» http://www.researcher.ru/methodics/development/ist_0003.html.
Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление» .с 5.
  1. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы». Народное образование. — 2009. — № 2. — с. 58–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle