Библиографическое описание:

Гетман А. В. Роль некоммерческих образовательных организаций в укреплении межстранового диалога культур (на примере благотворительной программы Ольги Рубинской) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 85-88.



The article deals with the direction of the influence of non-profit educational institutions for the development, maintenance and strengthening of ties between countries in the field of culture and learning a foreign language. This study is conducted on an example of educational charity program of Olga Roubinskaya, which contributes to the development of Franco — Russian cooperation.

Key words: non-school pedagogy, dialogue of cultures, non-profit organizations

Образование — одно из ключевых направлений развития любого человека, которое имеет такие отличительные черты, как всеобъемлемость и непрерывность. Весь жизненный путь человека сопряжен с получением новых знаний и информации, которая помогает находить правильные ориентиры, формировать собственную точку зрения и расширить границы эрудиции. Образование также выполняет функцию социального института, который способствует интеграции человека в общество, которому он сможет принести пользу за счет использованного багажа знаний и сформированного умения мыслить обширно и стратегически. [1] Основную образовательную базу составляют учреждения среднего и высшего образования, чья деятельность соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и направлена на предоставление теоретического материала учащимся по основному спектру дисциплин. Тем не менее, данное образовательное направление не является единственным, поскольку с развитием образовательных технологий и упрощением доступа к информационным ресурсам сформировалась отрасль внешкольного образования и воспитания, которая является платформой, предоставляющей возможность дополнительного образования человека как личности и удовлетворяющего его тягу к более широкому кругу знаний. [2] Внешкольное образование также является всесторонним и охватывает различные отрасли, начиная с творческих направлений и заканчивая спортивными, но особенно актуальным в последнее время является функционирование дополнительного образования в рамках межстранового культурного сотрудничества, поскольку с развитием глобализации и расширением международного сотрудничества все сильнее возникает необходимость изучения иностранных языков, которое также сопряжено со знакомством с культурой стран, чьи государственные языки являются предметом изучения. Очень велико разнообразие и многообразие культур, которое также является значимым культурным наследием; каждая культура по-своему ценна и индивидуальна, а международный диалог позволит осуществлять обмен знаниями и опытом, выстраивать долгосрочное сотрудничество, которое принесет пользу каждой стране — участнице. [3]

Тем не менее, несмотря на актуальность и необходимость внешкольного образования, со стороны государства не осуществляется поддержки данному направлению, поскольку все государственные ресурсы и приоритеты направлены на развитие среднего и высшего образования, которое отличает бóльшая массовость и вовлеченность со стороны населения. Соответственно, направление внешкольного образования развивается за счет фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг или занимающихся дополнительной образовательной деятельностью на благотворительной основе, обеспечивая поддержкой определённые слои населения, либо определённую группу учащихся — например, благотворительным фондом осуществляется поощрение талантливых представителей молодёжи и предоставление им широких возможностей для пополнения багажа знаний. Данное направление в действии можно рассмотреть на примере одного из благотворительных фондов, который занимается образовательной деятельностью и развитием франко-русского культурного сотрудничества — благотворительной программы Ольги Рубинской. [4]

Данная программа успешно функционирует в сфере дополнительного образования в течение нескольких лет, имеет образовательно — культурное направление и ставит перед собой следующие задачи:

1) Создавать возможности для самореализации талантливых молодых людей в глобальном мире,

2) Поддерживать и развивать интерес школьников к изучению французского языка и культуры Франции,

3) Осуществлять знакомство молодых людей с Францией путем проведения образовательных встреч и мероприятий,

4) Заниматься организацией языковых стажировок во Францию с целью более глубокого изучения французского языка и знакомства с французской культурой.

Основными ценностями данной программы являются открытость и доступность релевантных образовательных ресурсов, активное вовлечение новых участников, распространение идеи обмена опытом между Россией и Францией, а также возможность для совершенствования знаний французского языка и французской культуры, что важно как для личности участника программы, так и для укрепления сотрудничества между данными странами, поскольку Франция является стратегическим партнёром России в некоторых отраслях экономики.

В данном образовательном сегменте благотворительная программа Ольги Рубинской играет важную роль, поскольку при выполнении поставленных задач были достигнуты следующие результаты:

1) Было проведено 8 лингвистических стажировок, в которых приняли участие талантливые школьники и студенты из 20 городов в России,

2) Были осуществлены программы культурного обмена между школьниками России и Франции, изучающими иностранные языки данных стран соответственно;

3) Были организованы многочисленные мероприятия, направленные на знакомство с французской культурой: мастер — классы с носителями языка, кинопоказы, конкурсы на французскую тематику.

Данные достижения продемонстрированы в численном измерении на рисунке ниже:

Рис. 1. Достижения благотворительной программы Ольги Рубинской

Основываясь на результатах работы данной организации, можно отметить, что благотворительная программа Ольги Рубинской как элемент внешкольной педагогики вносит ощутимый вклад в развитие людей, имеющих отношение к французскому языку и желающих узнать больше о культуре и традициях страны, чей язык они изучают. Участники программы получают дополнительную мотивацию для получения новых знаний; они также могут применить их на практике, приняв участие в лингвистической стажировке и взаимодействуя с носителями языка — этот опыт является очень ценным для школьников, которые только начинают познавать мир. Также стоит отметить, что участники программы остаются вовлеченными в деятельность программы в течение долгого времени, поскольку они осознают всю ценность данного образовательного проекта и стремятся способствовать его развитию и процветанию.

Итак, деятельность субъекта внешкольного образования в сфере межкультурной коммуникации может играть большую роль как в формировании личности человека, раскрытия её потенциала и расширения границ познания, так и в укреплении международных связей в сфере культуры и образования в целом. Выполнение данной задачи преимущественно лежит на некоммерческих организациях, стремящихся улучшить межстрановое культурное взаимодействие и внести свой вклад в сферу образования.

Литература:

  1. Николаева Н. С. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа — 2011. — № 4. — с. 172–177;
  2. Зайцева Н. Е. Становления внешкольного образования в России в XIX — XX вв. // Проблемы и перспективы развития образования в России — 2010. — № 3. — с.37–42;
  3. Байдаров Э. У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека // Вестник БАЕ — 2010. — № 3. — с. 30–38;
  4. Благотворительная программа Ольги Рубинской // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://olgaroubinskaya.org/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle