Библиографическое описание:

Буравлева Н. М. Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 48-50.



В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по формированию положительной мотивации учебной деятельности, повышению социальной значимости каждого ребенка, адаптации в классном коллективе, социально-психологической компетентности педагогов.

Ключевые слова: модель комплексного воздействия на воспитанников социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних, формирование положительной мотивации учебной деятельности, повышение социальной значимости каждого ребенка

Среди факторов социализации личности выделяют мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, минифакторы. Наибольшее значение имеют такие минифакторы, как семья и школа [2]. Согласно государственной политике РФ родители являются первыми воспитателями ребенка. Именно от их усилий зависит соответствие уровня воспитанности ребенка общечеловеческим нормам нравственности и способности человека к нравственной саморегуляции поведения.

Направленность деятельности семьи и школы, совпадение векторов семьи и школы обеспечивает успешную социализацию личности ребенка. В большинстве семей имеется богатый, разносторонний опыт воспитания подрастающего поколения. Дети составляют родословные, гордятся своей фамилией и своими родственниками. Счастливы родители, счастливы дети. Но даже в самых дружных семьях случается порой непонимание, разногласие. И нужно умело вывести семью из конфликта, не давая ему развиться.

Но, к сожалению, все больше становится семей, которые пренебрегают самой сущностью семьи, не уделяют детям внимания, не прислушиваясь к учителю, а порой и вступая в противостояние со школой. Несовпадение усилий семьи и школы порождает педагогическую запущенность, социальную дезадаптацию ребенка. Для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, был создан в Тимашевском районе Краснодарского края создан социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Тополек». Возраст воспитанников от 3 до 18 лет.

Задачи социально-реабилитационного центра.

  1. Создание условий жизнедеятельности, приближенных к домашним;
  2. Оказание медицинской, психолого-педагогической и социально-правовой поддержки;
  3. Работа с семьей по восстановлению благоприятной обстановки с целью возвращению детей в физиологическую семью;
  4. Выработка у детей положительной мотивации учебной деятельности.

Первые три задачи решает система социальной защиты. Четвертая задача вытекает из целей модернизации образования. Ее решение направлено на формирование и развитие следующих компетентностей:

  1. Общеучебная компетентность и готовность к продолжению обучения.
  2. Социальная компетентность.
  3. Готовность к труду.
  4. Информационно-коммуникативная компетентность и сохранение психического здоровья.

Низкий уровень социальной и общеучебной компетенции — причина сложностей в обучении воспитанников социально-реабилитационного центра.

Для реализации поставленных задач требуется комплекс мер и профессиональных компетенций со стороны всех участников воспитательного процесса — воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и школьных учителей.

На первый план выходит личностно ориентированное развивающее обучение. Технология личностно- ориентированного развивающего обучения, разработанная Якиманской И. С. (доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО) наиболее соответствует контингенту воспитанников социально- реабилитационного центра [3]. Социально реабилитационный центр — учреждение социальной защиты. Школа — образовательное учреждение. Разные ведомства, но объект приложения сил — дети.

Для учащихся начальной школы был открыт малокомплектный класс, в котором работает один учитель, осуществляя педагогику сотрудничества и основываясь на знании особенностей личности каждого ученика, гибко приспосабливаясь к его возможностям и динамике развития. Психологическая поддержка и коррекция со стороны психологов центра приводит к положительному результату.

Дети, обучающиеся на П-Ш ступени общеобразовательной школы, посещают обычную сельскую школу. Уровень подготовки воспитанников социального центра, как правило, отличается от среднего, дети имеют большие пробелы в знаниях из-за пропусков занятий в прежней школе. Многие состояли на внутри школьном контроле и учете в районном отделе по делам несовершеннолетних.

Первостепенной является задача — подготовить эмоционально — чувственную сферу, а затем сеять знания. Механизмы реабилитации: рефлексивный, экзистенциальный нажим, межличностный идентификационный механизм. Личность школьного учителя чрезвычайно важна в социализации личности подростков. Мы проявляем доброжелательное отношение к ребенку и его семье, не критикуем семью, а формируем отрицание асоциального образа жизни. Опыт 10 лет работы по совместительству воспитателем в социальном центре учителя биологии и химии Буравлёвой Н. М., учителя русского языка и литературы Желтовой Н. А. позволяет оказывать помощь учащимся по блоку естественно — научных и гуманитарных дисциплин. Для формирования валеологической культуры автором статьи разработана программа по здоровому образу жизни, знакомящая детей со строением и жизнедеятельностью организма человека, элементарными способами профилактики заболеваний. Практическое значение имеют занятия в тренажерном зале. Программа «Околица», разработанная Желтовой Н. А. способствует развитию психологической устойчивости воспитанников.

Систематические занятия с детьми дают результат — все учащиеся аттестованы по итогам четверти и года, девятиклассники успешно сдают выпускные экзамены.

Практически ежегодно в «Тополек» во втором полугодии поступают девятиклассники, которые фактически вышли из — под контроля школы. Родители, как правило не занимаются детьми, ведут асоциальный образ жизни. Школы, с целью избежать провалов на итоговой аттестации, оформляют таких учащихся в реабилитационный центр. Ситуация, в которой оказались девятиклассники в 2015–2016 году, оказалась нестандартной. Воспитанники реабилитационного центра не были готовы к выбору предметов, по которым они могли бы успешно сдать экзамены. Поскольку больше половины учащихся 9 класса выбрали биологию и обществознание, этим ребятам было предложено присоединиться к этим группам.

Подготовка по биологии осуществлялась на уроках в ходе тематического повторения, а также на групповых консультациях по 2 чача в неделю. Для ребят из «Тополька» были разработаны индивидуальные учебные планы, с учетом того, что по результатам тестирования Ира С. имела базовые знания, а Вадим Ж.. показывал крайне низкий уровень знаний. Сотрудники социально-реабилитационного центра строго контролировали посещение уроков и консультаций, обеспечивали возможность самоподготовки к экзаменам. Как учитель, на индивидуальных занятиях я показывала алгоритмы выполнения тестовых заданий, учила анализировать тексты, решать задачи. Промежуточное тестирование показывало положительную динамику выполнения заданий. С учетом малого запаса времени повторение, точнее изучение материала велось крупными блоками, разбирался только основной материал. Задания с сайтов ФИПИ, Решу ОГЭ, Незнайка — выполняли только базовую часть. В мае расширили границы — стали получаться более трудные задачи. Ира и Вадим успешно сдали П/ОГЭ по биологии, получив оценки 4 и 3 соответственно. Ира поверила в свои силы и уже подала документы в Тимашевский колледж кадровых ресурсов, Вадим планирует поступать в профессиональное училище.

Результаты сотрудничества социального центра и школы:

  1. Организация индивидуальных консультаций учителями- предметниками во П половине дня в кабинете самоподготовки в социальном центре. Вопрос оплаты требует рассмотрения.
  2. Возможности экстерного обучения по опыту Острогорского [1].
  3. Укрепление связей службы социального центра с социальными педагогами и администрациями школ района с целью заблаговременного формирования контингента учащихся (до начала учебного года).

Выводы и предложения:

1.Позитивные эффекты сотрудничества социального центра и школы: повышение уровня самооценки учащихся, формирование положительной мотивации к учению у «неблагополучных» учеников, перспективы развития негативного отношения к прежнему образу жизни в семье.

2.Негативные эффекты — приход в классный коллектив одновременно 2–3 учащихся с осложненным поведением и отрицательным отношением к школе- дополнительная нагрузка на школьных педагогов.

3.Семейно-воспитательные группы, патронатные семьи обеспечат расширение сферы взаимодействия и воспитательных усилий социального центра и школы.

4.Необходимо сотрудничество с педагогическими вузами по внедрению современных педагогических технологий.

Литература:

  1. Базиков М. И. А.Н. Острогорский и экстерные школы-интернаты. Журнал «Социальная педагогика». № 1 2007 г., с. 107–114.
  2. Изман Г. В. Основы соционики. Краснодар. 2002 г.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle