Библиографическое описание:

Чумакова И. В., Гадельшина Г. Р. Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 34-36.



В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программного материала по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Помимо этого раскрывается роль таких игр в приобретении детьми дошкольного возраста математических представлений.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, формирование элементарных математических представлений

Знакомство и «общение» с математикой начинается ещё в дошкольном возрасте и продолжается на протяжении всей жизни человека. В раннем возрасте у ребенка появляются первые математические представления, которые он усваивает спонтанно в своей предметно-практической деятельности. Такие знания носят обобщенный характер и основаны на конкретном восприятии. В условиях дошкольной образовательной организации под воздействием систематического обучения ребенок начинает овладевать более стойкими и дифференцированными математическими представлениями (размер, цвет, количество) и понятиями. На всех этапах своей жизни человек использует математические знания в том объеме, в котором они ему необходимы. Чем обусловлена важность таких знаний? В-первую очередь, она определяется тем, что человеку в повседневной жизни достаточно часто приходится оперировать математическими понятиями, осуществлять счет и различные операции с числовыми выражениями.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [8] предполагается формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени), иначе говоря, усвоение детьми дошкольного возраста программного материала по разделу «Формирование элементарных математических представлений».

Овладение математическими представлениями является одним из эффективных средств умственного и познавательного развития ребенка в целом. В то же время дошкольники могут испытывать затруднения в овладении математическими представлениями, они не всегда переносят их в повседневную деятельность.

Изучение количественных отношений — процесс достаточно сложный и трудный, особенно это касается дошкольников. Число как основное математическое понятие по своему содержанию является абстракцией высокой степени общности и отвлеченности от чувственно воспринимаемой основы его построения [3]. Однако овладение дошкольниками начальными математическими представлениями опирается на предметно-чувственную деятельность, основой которой является наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо на начальном этапе овладения математическими знаниями подобрать такие методы обучения, которые позволят обеспечить постепенный переход от конкретных к абстрактным знаниям [5].

Одним из принципов предматематической подготовки детей дошкольного возраста является принцип связи с жизнью. Он определяет важность использования приобретаемых детьми математических знаний в различных видах деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, в быту). Так они становятся более значимыми и прочными [5].

Д. Б. Эльконин определяет ролевую, или так называемую творческую, игру детей дошкольного возраста как «деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними» [9, с. 148]. Игра, оказываясь наиболее привлекательной для детского возраста деятельностью, оказывает положительное влияние на формирование всех основных психических процессов.

Специфика дидактической игры состоит в том, что она соединяет в себе два начала — игровое и познавательное, и дает широкие возможности для закрепления, обобщения и уточнения знаний. Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале [6].

При сочетании сюжетно-ролевой и дидактической игр возникает новый вид игры — сюжетно-дидактическая игра, которая активно может использоваться педагогами на различных занятиях, в том числе и при формировании математических представлений.

Особенностью сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием такова, что ребенок принимает роль взрослого и поэтому действует в соответствии с правилами, определяемыми выбранной ролью. При этом он воспроизводит профессиональные действия взрослых или сюжеты из жизни семьи, ближайшего окружения с учетом количества, которым необходимо оперировать, длительности и времени.

Перечислим характерные признаки игр, в содержание которых включены количественные отношения предметов реального мира [7]:

1) Такие игры предполагают наличие разнообразных сюжетов и ролей, наполненных новым компонентом — математическим содержанием.

2) Усвоенные на занятиях, математические знания включаются непосредственно в игры как правила выполнения детьми той или иной роли. Воспитатель берет на себя определенную игровую роль и помогает детям использовать счет и измерение, контролирует правильность их выполнения.

3) В сюжетно-дидактических играх развивается умение применять полученные на занятиях математические знания в новых условиях, а также с разными предметами.

4) Эти игры носят коллективный характер.

С помощью игр такого рода решаются следующие задачи [1]:

‒ формирование и закрепление представлений о количестве, величине, геометрических, временных, пространственных характеристиках;

‒ расширение круга представлений об окружающем мире;

‒ формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию, применять полученные знания в новых условиях;

‒ обучение умению планировать и регулировать свою деятельность по времени, учитывая действия партнера по игре (умение ждать, слушать);

‒ развитие эмоционально-личностной сферы.

Благодаря включению в сюжетно-дидактические игры математического компонента происходит усложнение и обогащение содержания игр дошкольников.

В старшей и подготовительной группах применение сюжетно-дидактических игр будет особенно эффективно, поскольку это возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Сюжет такой игры — развернутый, включающий разнообразные роли. Основное содержание игры не обязательно математическое, при этом определенные игровые моменты предполагают усвоение детьми элементарных математических знаний и предлагаются в виде игровых правил [7].

Педагогу, который организует сюжетно-дидактические игры, предъявляются определенные требования, поскольку руководство любой игрой, в том числе сюжетно-дидактической, требует большого педагогического мастерства и такта. Необходима подготовительная работа: и для педагога, и для детей. Проведению сюжетно-дидактических игр предшествует значительная работа по обучению детей дидактическим играм с математическим содержанием. Только после того как дети усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, закрепят знания в дидактических играх, проводится сюжетно-дидактическая игра на заданную тему [1].

Важно чтобы игровая ситуация была построена таким образом, чтобы ребенок и педагог были совместными участниками игровой ситуации [4]. Поскольку при достаточно активном руководстве педагога и при пассивной позиции детей сюжетно-дидактическая игра перестает нести в себе развивающий эффект.

Можно включать математическое содержание в такие известные игры дошкольников, как: «Магазин игрушек» (цвет, форма, величина, количество), «Магазин овощей и фруктов» (количество, форма, цвет, счетные действия); «Зоопарк» (количественный и порядковый счет); «Аптека» (количество); «Почта» (количество, величина, цвет) и т. п. [2; 7], наполняя их новым содержанием.

Умение применять математические знания в различных видах деятельности, не связанной непосредственно с занятиями по математике, таких как игра, ручной труд, повседневная деятельность, является показателем полноценного и осознанного их усвоения. Поэтому сюжетно-дидактические игры выступают в этом случае в качестве диагностического инструментария: они позволяют воспитателю проверить уровень и качество усвоенных детьми математических знаний в начале года, когда пройден программный материал по темам, в конце года.

Сюжетно-дидактические игры используются также в процессе формирования элементарных математических представлений у детей с проблемами в развитии. Для таких дошкольников, а нередко и младших школьников эффективными являются игры-занятия как совместная деятельность ребенка и педагога. Помимо того что применение в сюжетно-ролевых, дидактических играх и в их сочетании математического содержания формирует элементарные математические представления у детей, они решают задачу установления эмоционального контакта детей и взрослых, взаимоотношений детей с друг другом сначала в играх рядом, а потом и в совместных играх [1].

Таким образом, сюжетно-дидактическая игра — это сочетание сюжетной и дидактических игр, в которых дети усваивают социальные отношения и моделируют ситуации из повседневности, а также учатся точному выполнению правил и математических действий в быту. Включение в процесс овладения элементарными математическими знаниями сюжетно-дидактических игр оказывает положительное влияние на усвоение детьми дошкольного возраста математических представлений и понятий. В сочетании с занятиями по математике такие игры являются эффективным средством, которые способствуют формированию элементарных математических представлений, умственному развитию в целом, а также подготавливают детей к обучению в школе.

Литература:

  1. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с.
  2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб.: КАРО, 2007. — 288 с.: ил.
  3. Белошистая А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения: монография/ А. В. Белошистая. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 234 с.
  4. Белошистая А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников. — Мурманск: МГПУ, 2010. — 140 с.
  5. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: «Просвещение», 1974. — 368 с.
  6. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. — 144 с.: ил.
  7. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1987. — 97 с.: ил.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [от 17.10.2013 № 1155]. — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 32 с.
  9. Эльконин Д. Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет. — М.: Государственное учебно-методическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1960. — 327 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle