Библиографическое описание:

Лисьих Л. В. Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 57-59.



а

Работая учителями начальных классов, в практической деятельности мы столкнулись с проблемой того, что у многих детей, поступающих в начальную школу и обучающихся в ней, низкая способность к самоорганизации и самоконтролю.

Это особенно ярко видно на учебных предметах, носящих деятельно-практическую направленность, к которым можно отнести учебный предмет — технология, который мы преподавали во всех классах начального отделения школы с 2010 года.

Данную проблему мы считаем значимой, т. к. формирование способности учащихся к самоконтролю составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономности личности, принятия ответственности за свой личный опыт, а также является неотъемлемой частью пути к высокому качеству образования.

Предмет технология имеет широкие возможности для формирования учебного действия самоконтроля, т. к. это один из тех предметов, где при выполнении учебных заданий детям необходимо соблюдать дополнительные требования по технике безопасности и действовать с большим количеством объектов для выполнения образовательных задач.

Поэтому нами была начата работа по «Формированию действия самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников».

Мы рассматриваем самоконтроль не как психологический критерий, а как учебное действие, основываясь на четырёх его аспектах:

  1. Контроль своего поведения во время классно-урочных занятий.
  2. Контроль технологического процесса при изготовлении своего изделия.
  3. Контроль готового своего изделия.
  4. Контроль своего состояния.

В своей работе мы взяли за основу модель формирования действия самоконтроля по трём этапам, в соответствии с возрастом детей, их личным опытом и программным материалом.

На первом этапе, когда только начинается запуск учебной деятельности, ребенок учится анализировать собственное самочувствие на уроке; узнаёт о правилах поведения при работе в классе; учится работать внутри классного коллектива и внутри микрогруппы; соблюдать договорённости и действовать на основе эталона, которыми в данном случае служат разного рода инструкционные карты по выполнению технологического процесса в ходе изготовления изделия, инструкции по технике безопасности и образцы изделий.

На втором этапе, когда происходит становление субъекта коллективной деятельности, предметом самоконтроля выступают:

‒ Операции в составе способа действия;

‒ Постановка проблемы в ходе решения задач;

‒ Работа объектов — «помощников»;

‒ Критерии оценки, разработанные совместно;

‒ Собственные действия на основе эталона.

На третьем этапе работы идёт совершенствование инструмента данного учебного действия. Предметом самоконтроля на этом этапе является:

‒ Применение способов в нестандартных ситуациях;

‒ Конструирование критериев контроля;

‒ Создание эталонного образца для проверки работы;

‒ Выделение сложности задания;

‒ Приписывание баллов сложности.

Данная работа продолжительна во временном отношении.

Чтобы увидеть её результат, должно пройти, как минимум, четыре года, то есть дети, с которыми ведётся работа с первого класса, должны достигнуть рубежа окончания начальной школы.

Апробацию данного механизма я проводила с первого по четвёртый класс.

В ходе работы с первоклассниками на уроках использовалась шкала цветового диапазона для рефлексии своего настроения. Результаты фиксировались путём приклеивания квадратиков соответствующих настроению цветов в сводную цветоматрицу, где по горизонтали были номера уроков, а по вертикале фамилии детей.

На первом этапе работы с данной шкалой я раздавала детям квадратики из белой бумаги с подписанными на них фамилиями. Дети сами выбирали каким цветом их раскрасить, в соответствии с предварительной договорённостью о значении цвета. Когда дети научились читать и без труда находили свои фамилии в списке, они по шаблону вырезали квадрат из бумаги необходимого цвета и самостоятельно приклеивали его.

Помимо этого, в первом классе диагностика действий самоконтроля ребёнка мною осуществлялась на основании наблюдения за детьми в ходе учебного процесса.

Самоконтролю процесса учебного труда помогали плакаты с изображением смайликов, отражающих «радость» — удовлетворение собственным трудом, «спокойствие» — неполное удовлетворение своей работой, «грусть» — ощущение собственной неуспешности. А также плакаты с началом:

‒ Сегодня на уроке я..

‒ Мне удалось…

‒ Я недостаточно …

‒ Я старался …

Анализируя учебный процесс с их использованием, я сделал вывод: «Работа с опорой на начало фразы помогает при подведении итога урока и ученику, и учителю, способствует развитию учебного действия самоконтроля у учащихся. Дети задумываются о своём продвижении в образовательном процессе. Данные методы работы приемлемы ко всем возрастным группам (1–4 класс)».

На уроках, особенно в первом классе постоянно уделяется большое внимание соблюдению правил общения, таких как:

‒ Говорит один — другие слушают;

‒ Высказывать своё мнение могут все;

‒ Если мнение другого отличается от твоего мнения, то постарайся понять его точку зрения;

‒ Есть вопросы, на которые есть несколько вариантов ответов;

‒ Твоё общение не должно мешать общению других.

Помимо этого, в тему по декоративно-прикладному искусству в первом классе, было включено психолого-педагогическое задание «Рукавичка». В ходе выполнения, которого дети работали в парах. Они должны были достичь совместной договорённости о возможности выполнения задания, так чтобы не мешать другим учащимся. Придти к общей точке зрения, не повысив голос, бывает сложно даже взрослым. Многим первоклассникам общение тихим голосом, а некоторым и принятие совместного решения, только на основе словесного общения, далось с трудом. На основании наблюдений для более успешного формирования универсального действия самоконтроля на данном этапе, мною была выбрана стратегия по форме организации учащихся на уроке. Работая над конструктором урока, я старалось построить урок так, чтобы дети чаще работали в микрогруппах. Благодаря особенностям предметов «Изобразительное искусство», «Технология» индивидуальные работы я старалась, по возможности, заменить групповыми.

Одна из проблем работы в группе — это шум, пришедшие в первый класс, не умеют общаться тихим голосом! На первом этапе работы им часто приходится напоминать о необходимости контроля силы голоса. Я постоянно работою над решением этой проблемы, и к концу первого класса рабочий шум при групповой работе стихает.

На уроках технологии удачным методом для формирования универсального действие самоконтроля, мы считаем, работу с объектами — «помощниками». Учащимся предлагалась работа с лесенкой достижений, оценочные линейки, смайлики. Предметом самоконтроля выступали как готовые изделия, так и процесс изготовления, соблюдение норм повеления. С переходом на обучение по ФГОС НОО большую помощь в моей работе оказывают учебники и тетрадь на печатной основе [1], где уже даны критерии для самоконтроля и условные обозначения для их выражения. По рабочим тетрадям видно, что дети 2 года обучения хорошо дифференцируют задания по сложности выполнения, по затратам времени и по аккуратности.

Примечание. Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька — требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька — ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой.

Учащимся третьего класса предлагалось составить список по каким критериям можно контролировать работу ученика на уроке.

Дети отмечали, что отлично выполненное изделие и «5» как балловый показатель, не всегда тождественны, если ученик в процессе работы мешал другим учащимся, часто обращался за помощью к учителю, нарушал инструкции по технике безопасности, был не готов к уроку и работал с чужими материалами и (или) инструментами.

В четвертом классе, зная о способе действия, дети сами определяли для себя уровень сложности задания и выбирали соответствующее задание репродуктивного или творческого характера, понимая, что в процессе оценивания этот критерий будет учтен наряду с другими, такими как объем и сложность выполняемой работы. Выполняя действия по самоконтролю работ, дети присваивают работам баллы сложности по заранее определенным критериям. В результате оценивание работ схоже с конкурсным отбором или принятием решения жюри конкурса.

Кроме того, предметом нашего внимания на всех этапах обучения постоянно являлось соблюдение норм поведения и правил техники безопасности, особенно при работе с группой, так называемых, опасных инструментов, к которым относятся: ножницы, швейная игла, шило и др.

Мы убедились, что все три этапа неразрывно связаны между собой, существует их взаимное проникновение и необходимость возращения к элементам освоенных этапов.

Учебное действие самоконтроля мы отлеживали по ряду показателей, описанных в прикладной педагогической литературе. [2] Мониторинг показал, что при планомерной работе по данному направлению к концу четвёртого класса у учащихся, действия самоконтроля формируется в соответствии с портретом выпускника начальной школы. [3]

В своей работе мы всегда поощряем любые творческие находки детей. Захотел сделать грандиозный кроссворд по предметному материалу, вместе с родителями выпилить ложку из дерева, сплести колье из бисера, попробовать получить облако в банке — пожалуйста! Мы всегда рады помочь советом, направить в нужное русло.

Учебные действия, формируемые, на наших уроках учащиеся используют в ходе организации предметных недель по окружающему миру, русскому языку, математике, литературному чтению.

По участию детей в образовательных событиях мы отслеживаем уровень детской инициативы в мероприятиях школьного и муниципального уровней.

За пять лет работы по ФГОС 2, в мероприятиях внутри школы учувствовало 84 %, а в мероприятиях внешкольного масштаба 38 % от среднего числа учащихся начальной школы.

Литература:

1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Шипилова Н.В Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь. — Москва, Просвещение,2014г.

2. Свистун И. В. Алгоритм работы с комплексом диагностических карт по мониторингу УДД. // Практика административной работы в школе, № 7 2014г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle