Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 2038 раз

Библиографическое описание:

Агишева, О. В. Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста / О. В. Агишева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 89-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/9450/ (дата обращения: 26.04.2024).

 

Все более актуальной становится проблема обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям.

Синонимом готовности детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется, как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики руки и координации движений пальцев рук.

К сожалению, в детских садах в настоящее время этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Анализируя, педагогический процесс у педагогов детского сада выяснилось, что все специалисты занимаются работой по развитию мелкой моторики руки, но в связи с тем, что в детском саду нет единой системы, эта работа недостаточна.

Результаты диагностических срезов, проведенных в детском саду за последние три года (2011–2014г) свидетельствуют о низком уровне развития мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации будущих первоклассников. Так, при обследовании детей подготовительных к школе групп было выявлено, что в 2011г. — 61 % детей от общего числа воспитанников имеют низкий уровень развития мелкой моторики, в 2012г. — 56 %, а в 2013г. — 37 % детей. Соответственно это свидетельствует о том, что количество детей с низким уровнем развития моторики остается стабильно высоким. Психологи и учителя школ города Надыма обращают внимание на то, что большое количество первоклассников испытывают трудности в овладении навыками письма. Именно поэтому возникла необходимость разработки специальной программы в ДОУ, способствующей развитию мелкой моторики и зрительно — двигательной координации рук у детей.

Теоретической основой данной программы являются труды современных ученых, так Сухомлинский В. А. писал, что «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»; Л. Ф. Фомина в процессе многочисленных исследований установила, что уровень развития речи у детей всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, при этом развитие общей моторики не всегда совпадало с развитием речи. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Таким образом, данные исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем МДОУ составляют дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня. При этой патологии нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у таких детей отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

Педагоги-практики также уделяют особое внимание проблеме развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, так одни из них отдают большее предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, учитель г. Москва), другие теневому театру (А. В. Мельникова, г. Краснодар), третьи лепке, конструированию (З. И. Богатеева, г. Ульяновск).

Изучая литературу по теории и практике педагогики можно сделать вывод, что многие авторы занимаются этой проблемой, издаются всевозможные рекомендации, игры по развитию мелкой моторики. Социальный заказ общества предполагает поступление ребенка в школу, готового к обучению, имеющего достаточный уровень развития познавательной сферы и мелкой моторики рук. Чаще всего недостаточный уровень готовности к школьному обучению влечет за собой трудности в усвоении навыков чтения и письма, не желания учиться.

Поиск решения данной проблемы привел к необходимости разработать специальную программу «Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Новизна данной программы состоит в том, что вся работа систематизирована и начинается с первой младшей группы.

Цель Программы — обеспечить ребенку достаточный уровень развития мелкой моторики руки, необходимый для успешного поступления в школу.

Задачи Программы:

  1.                Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:

          развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

          развивать точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность.

  1.                Развивать психические процессы:

          произвольное внимание;

          логическое мышление;

          зрительное и слуховое восприятие;

          память;

          речь детей;

  1.                Воспитывать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Программа состоит из двух частей.

В первой части представлено календарно-тематическое планирование (игры по развитию мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации) для использования в работе педагогами ДОУ:

          воспитателями;

          педагогом-психологом;

          преподавателем изодеятельности;

          инструктором по физической культуре;

          музыкальным руководителем;

во всех возрастных группах (начиная с первой младшей до подготовительной группы) с определением задач в каждом месяце, усложняющихся от возраста к возрасту.

Во второй части программы представлена картотека игр и упражнений для всех возрастных групп, а также диагностика для оценивания качества и уровня образования детей с 2х до 7 лет.

Предполагается, что осуществляя работу по развитию мелкой моторики руки, все специалисты и воспитатели групп могут использовать игры, предусмотренные данной программой, как на занятиях, так в нерегламентированной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности детей, она позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию. Поэтому она является основной формой, используемой в Программе. Все игры, представленные в программе, допускают творческое отношение к ним педагога:

          подбор иного игрового материала соответствующего цели и логике игры;

          изменения в ходе игры в плане обогащения;

          усложнение в процедуре выполнения;

          внесение игровых дополнительных моментов в ходе работы.

Воспитатели первой и второй младшей группы проводят игры по всем видам деятельности самостоятельно без привлечения специалистов МДОУ. Со средней группы по подготовительные группы игры проводят все специалисты детского сада. Игры и упражнения проводятся каждым специалистом один раз в неделю. Каждый специалист и воспитатель может провести до 36 игр и упражнений в месяц для развития у детей мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации. За каждой игрой или упражнением в плане закреплен свой номер. Картотека игр должна находиться у каждого специалиста и у воспитателей на каждой возрастной группе.

Предполагаемый результат после пяти лет реализации программы у каждого ребенка должны сформироваться:

          психические процессы;

          контроль за своими действиями и поведением;

          графические навыки и координация рук и глаз (развитие ручной умелости, развитие у детей пространственной ориентировки, в частности, на листе бумаги, развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест, развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности детей, а также с помощью графических упражнений).

Предусмотрено, что в начале и в конце каждого учебного года проводится диагностическое обследование детей с целью выявления уровня развития мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации. Полученные результаты диагностических обследований используются для построения развивающей работы с детьми.

Для этого могут быть использованы следующие диагностические материалы:

          Первые и вторые младшие группы — таблица по психолого-педагогическому обследованию детей дошкольного возраста (по Стребелевой Е. А.)

          Средние группы — определение развития точности движений «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).

          Старшие группы — методика «Домик» (разработана Н. И. Гуткиной).

          Подготовительная группа — на начало года методика «Домик», на конец года методика «Графический диктант»,

Детей первых и вторых младших групп обследует воспитатель группы. Детей средних, старших и подготовительных к школе групп диагностирует педагог-психолог. По данным диагностических обследований можно будет легко проследить динамику развития мелкой моторики рук.

Успешность работы по Программе зависит от её систематичности и регулярности. Педагоги могут гибко распределять её содержание в течении дня. Очень важно, чтобы педагоги, еще до начала своей работы, объяснили родителям цели и задачи программы. Для эффективной реализации программы родители должны выступать активными участниками педагогического процесса и выполнять рекомендации, которые конкретно будут предложены педагогами.

Программа может быть использована как педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, так и частично специалистами ДОУ.

Практический материал по развитию мелкой моторики руки у детей в подготовительной группе

* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки с психологом в подготовительной группе.

 1. Игра «Бери осторожно».

Цель: развитие точности движений рук, координации движений, закрепление счета до пяти, закрепление цвета.

Материал: 15 спичек. На одной спичке проведено фломастером 5 поперечных полос, на двух по 4 полосы, на 3 — по 3 полосы, на 4 по 2 полосы, на пяти — по одной полосе. Можно использовать разноцветные спички: 5 — красных, 2 — желтых, 3 — синих, 4 — зеленых, 1 — черная.

Ход игры:

Ведущий собирает все спички в кулак и, приподняв его сантиметров на десять над столом, раскрывает его постепенно так, чтобы спички упали на стол кучкой. Каждый играющий (в игре принимают участие до 5 человек) по очереди осторожно берет из кучки по одной спичке так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места, а противном случае ход передается следующему игроку. Каждая полоска на взятой спичке дает играющему одно очко. Спички можно брать только теми двумя пальцами, которые называет ведущий (мизинцем и безымянным, мизинцем и средним безымянным и указательным).

 2. Игра «Веселая мозаика».

Цель: развитие мелкой моторики, восприятие цвета, художественного вкуса, внимания, творческого мышления, речи, навыков счета

Материал: мозаика.

Ход игры:

Для заданий используется обыкновенная круглая мозаика. Подбор конкретного варианта задания осуществляется в соответствии с целью и темой занятия.

          Сложить рисунок по образцу.

          Выложить дорожку по словесному описанию, например, две фишки желтого цвета, одна синего, три красного цвета.

          Разделить круглое поле на равные части: две, четыре, восемь.

          Изучение времени года по цвету фишек: белые — зима, зеленые — весна, красные — лето, желтые –осень. Создать образы времен года. Сложить картинку без образца по заданной теме.

          Обозначение цветом фишки какого — либо предмета и составление рассказа. Например, из-за тучки (пять синих фишек) выглянуло солнышко (желтые фишки) и т. д.

У ребенка в каждой руке по четыре фишки. Фишки лежат на пальчиках. Произносим первое слово «зимним» и правой рукой вставляем одну фишку, затем произносим второе слово «утром» — левой рукой вставляем фишку и т. д. на каждое слово — фишка, то правой, то левой рукой. При втором произнесении скороговорки в том же порядке вытащить фишки на каждое слово скороговорки.

 3. Игра «Дельфины»

Цель: развитие мелкой моторики рук и зрительно двигательной координации.

Материал: карандаш.

Ход игры:

В море плещутся дельфины,

Над водой лоснятся спины.

Волны режут плавниками.

Наш корабль проводят в порт.

Груз доставят нам на борт.

Улыбнутся:

«Не скучайте!

Завтра в море нас встречайте».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки с педагогами в подготовительной группе.

 

 1. Игра «Обведи рисунок».

Цель: развитие мелкой моторики, зрительно — двигательной координации. Подготовка руки к письму.

Материал: картинки с нарисованными животными, деревьями, птицами.

Ход игры: Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

 2. Игра «Соедини по точкам».

Цель: развитие мелкой моторики, зрительно — двигательной координации.

Материал: картинки с животными, деревьями, птицами нарисованы точками.

Ход игры: Соедини точки одной линией, старайся не отрывать карандаш от бумаги.

 3. Игра «Клубочки».

Цель: развитие тонкой моторики, зрительно — двигательной координации.

Материал: картинки с нарисованными кругами.

Ход игры: Обведи клубочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против.

* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки на музыкальных занятиях в подготовительной группе.

 1. Игра «Веселые дудочки»

Цель: упражнять в восприятии и различении трех ритмических рисунков, развивать мелкую моторику руки.

Ход игры:

На трубе медведь играл.

Ту-ру, ту-ру.

(имитация игры)

Заплясали все вокруг.

Ту-ру, ту-ру.

Тря –ля-ля — лиса играла

Тра –ля-ля

Всех на пляску приглашала.

(пальчики танцуют)

Нам мышонок заиграл:

Пи — пи-пи-пи-пи.

(имитация барабана)

Зайка полечку сплясал:

Ля-ля-ля-ля-ля.

 2. Игра «Разминка»

Цель: развитие мелкой моторики, уметь определять характер музыки. Различать две части произведения и соответственно им выполнять движения.

Ход игры:

Похлопаем в ладоши,

Похлопаем в ладоши,

Похлопаем в ладоши,

Очень хорошо.

(хлопают)

Фонарики покрутим,

Фонарики покрутим,

Фонарики покрутим,

Очень хорошо.

(вращение кистями)

Ладошки подружились,

Ладошки подружились,

Ладошки подружились,

Очень хорошо.

(потирают ладони)

А пальчики поссорились,

А пальчики поссорились,

А пальчики поссорились,

Вот вам и дела.

(соединяют ладони каждый пальчик по очереди ударяет по одноименному пальчику)

Теперь они помирятся.

Теперь они помирятся.

Теперь они помирятся.

И будут дружно жить!

(соединяют ладони пальцы растопыривают и соединяют)

 3. Игра «Вот взяла лисичка скрипку»

Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма, уметь определять характер музыки.

Ход игры:

Вот взяла лисичка скрипку,

(имитация)

Села с нотами под липку!

(сели)

Звонкий тоненький смычек,

Заиграй-ка гопачок!

Побежали на лужайку

(бег пальчиками)

Медвежата, белки. Зайки.

Пляшут звери и поют.

Звери весело живут.

(танцевальные движения пальчиками)

* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки на занятиях по физической культуре в подготовительной группе.

 1. Игра «В лес по ягоды»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

1,2,3,4,5

(пальцы обеих рук «здороваются»)

в лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по коленкам)

за черникой, за малиной

(указательным пальцем правой руки загибайте пальцы на левой руке, начиная с большого)

за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке принесем

(указательным и средним пальцем идем по коленкам)

 2. Игра «Улей»

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание и координацию движений.

Ход игры:

В маленьком улье

(округлите ладони, соедините пальцы; ладони держите вертикально).

Спрятались маленькие пчелки

(отведите в стороны большие пальцы и загляните в образовавшееся отверстие).

Но вот солнышко пригрело, и пчелки полетели

(разведем руки в стороны, помахивая ладонями)

полетели мед собирать:

ЗЗЗЗЗ…

(выставьте из кулаков указательные пальцы и двигайте ими, изображая летящих пчел)

 3. Игра «Растения»

Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений.

Ход игры:

Мы посеем зернышко,

Свети нам, солнышко,

(изобразить посадку семян)

Посмотри торчит росток,

Потянулся на восток,

(показать рукой)

Повернулся к солнцу золотое донце,

(поворот кругом)

Стало тяжелеть оно, черных зернышек полно.

Другу солнца имя дали и подсолнухом назвали.

(встать руки вверх, очертить ладонями круг)

* Игры и упражняя по развитию мелкой моторики руки на занятиях по изобразительной деятельности в подготовительной группе

 1. Игра «Капельки-кляксы»

Цель: развивать воображение, Фантазию, интерес к творческой деятельности и мелкую моторику рук.

Материал: бумага, гуашь, палитра, кисти.

Ход:

Сегодня вы будете приняты в школу волшебников, а это значит, что вы будете создавать необыкновенные чудеса. Попробуете поколдовать над капельками — кляксами и кляксы превратятся в сказочный рисунок. Педагог предлагает поколдовать над кляксами и все вместе рассматривают их. Придумывая им названия. Находят сходство с образами предметов, растений, животных, человека. Педагог говорит, что из клякс получились необычные пятна, похожие на удивительные образы, которые создали ученики школы волшебников.

 2. Игра «Дорисуй бабочку»

Цель: учить рисовать с натуры, красиво изображать на листе бумаги учить рисовать простым карандашом используя разный нажим. Развитие мелкой моторики и эстетического восприятия.

Материал: карандаш простой, недорисованная бабочка.

Ход:

Посмотрите, какая бабочка к нам прилетела. Какого цвета бабочка? Что у нее есть? Посмотрите, а вся ли бабочка у нас раскрашена. Раскрась правые крылышки бабочки так, же, как левые. А теперь предлагаю нарисовать для бабочки луг.

 3. Игра «Петушиная семья»

Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение и цветовосприятие.

Материал: краски, палитра, бумага.

Ход:

У речке над водицей

Построен теремок

С цыплятами и курочкой

Живет наш петушок.

Рассматривают какой петушок красивый. И педагог предлагает нарисовать детям петушка.

 

Литература:

 

  1.                Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5–7 лет. из-во «Сфера», М. 2006.
  2.                Громова О.Н, Прокопенко Т. А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. из-во «ГНОМ и Д» М.2002
  3.                Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. из-во «ГНОМ и Д» Яр-ль 2000
  4.                Гаврина С.Е, Кутявина, Н. Л. Топоркова И.Г, Щербинина С. В. Школа для дошколят. Тренируем руку. Из-во «РОСМЕН», М. 2000.
  5.                Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л.,.Топоркова И.Г, Щербинина И. Г. Готовим руку к школе. из-во «Академия развития» Яр-ль 1996
  6.                Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры и забавы по развитию мелкой моторики у детей. из-во «ГНОМ и Д», М. 2002
  7.                Дрожкина О. Н. Программа развития и обучения дошкольника. Готовим руку к письму. Для детей 5–6 лет. Из-во «ОЛМА-ПРЕСС» Санкт-Петербург. 2003.
  8.                Данилова Е. А. Пальчиковые игры. из-во «РОСМЕН», М.2006.
  9.                Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. из-во «СФЕРА». М. 2004.
  10.            Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. из-во «ОЛМА –ПРЕСС» М. 2001
  11.            Крупченко О. Н. Скоро в школу. из-во Дом «Литера» М. 2002
  12.            Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. из-во «СОВА» М. 2007
  13.            Новикова Е. В. Как подготовить руку ребенка к письму. из-во «ЭКСМО-Пресс» М. 2000
  14.            Соколова Ю. П. Речь и моторика, из-во «ЭКСМО» М.2002.
  15.            Светлова Е. И. Развиваем мелкую моторику. из-во «ЭКСМО-Пресс» М. 2001
  16.            Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. из-во «ГНОМ и Д» М. 2001
  17.            Ткаченко Т. А. Речь и моторика. из-во «ЭКСМО» М.2007
  18.            Фомина Л. Ф. Сенсорное развитие» программа для детей 4–5 лет. из-во «ТЦ Сфера» М. 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика руки, мелкая моторика, ход игры, развитие, игра, подготовительная группа, мелкая моторика рук, ребенок, двигательная координация, детский сад.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры: «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

- ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика», - показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка, - дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников.

мелкая моторика руки, ход игры, мелкая моторика, развитие...

...моторика, развитие, игра, подготовительная группа, мелкая моторика рук, ребенок, детский сад, двигательная координация.

ребенок, детский сад, игра, воспитатель, родитель, психологический комфорт, течение дня, мелкая моторика, педагогическая...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

В настоящее время у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, что отрицательно сказывается на формировании навыка письма.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

мелкая моторика руки, ход игры, мелкая моторика, развитие, игра, подготовительная группа, мелкая моторика рук, ребенок, детский сад, двигательная координация.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры: «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

- ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика», - показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка, - дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников.

мелкая моторика руки, ход игры, мелкая моторика, развитие...

...моторика, развитие, игра, подготовительная группа, мелкая моторика рук, ребенок, детский сад, двигательная координация.

ребенок, детский сад, игра, воспитатель, родитель, психологический комфорт, течение дня, мелкая моторика, педагогическая...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

В настоящее время у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, что отрицательно сказывается на формировании навыка письма.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

мелкая моторика руки, ход игры, мелкая моторика, развитие, игра, подготовительная группа, мелкая моторика рук, ребенок, детский сад, двигательная координация.