Библиографическое описание:

Агишева О. В. Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 89-94.

 

Все более актуальной становится проблема обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям.

Синонимом готовности детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется, как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики руки и координации движений пальцев рук.

К сожалению, в детских садах в настоящее время этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Анализируя, педагогический процесс у педагогов детского сада выяснилось, что все специалисты занимаются работой по развитию мелкой моторики руки, но в связи с тем, что в детском саду нет единой системы, эта работа недостаточна.

Результаты диагностических срезов, проведенных в детском саду за последние три года (2011–2014г) свидетельствуют о низком уровне развития мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации будущих первоклассников. Так, при обследовании детей подготовительных к школе групп было выявлено, что в 2011г. — 61 % детей от общего числа воспитанников имеют низкий уровень развития мелкой моторики, в 2012г. — 56 %, а в 2013г. — 37 % детей. Соответственно это свидетельствует о том, что количество детей с низким уровнем развития моторики остается стабильно высоким. Психологи и учителя школ города Надыма обращают внимание на то, что большое количество первоклассников испытывают трудности в овладении навыками письма. Именно поэтому возникла необходимость разработки специальной программы в ДОУ, способствующей развитию мелкой моторики и зрительно — двигательной координации рук у детей.

Теоретической основой данной программы являются труды современных ученых, так Сухомлинский В. А. писал, что «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»; Л. Ф. Фомина в процессе многочисленных исследований установила, что уровень развития речи у детей всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, при этом развитие общей моторики не всегда совпадало с развитием речи. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Таким образом, данные исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем МДОУ составляют дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня. При этой патологии нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у таких детей отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

Педагоги-практики также уделяют особое внимание проблеме развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, так одни из них отдают большее предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, учитель г. Москва), другие теневому театру (А. В. Мельникова, г. Краснодар), третьи лепке, конструированию (З. И. Богатеева, г. Ульяновск).

Изучая литературу по теории и практике педагогики можно сделать вывод, что многие авторы занимаются этой проблемой, издаются всевозможные рекомендации, игры по развитию мелкой моторики. Социальный заказ общества предполагает поступление ребенка в школу, готового к обучению, имеющего достаточный уровень развития познавательной сферы и мелкой моторики рук. Чаще всего недостаточный уровень готовности к школьному обучению влечет за собой трудности в усвоении навыков чтения и письма, не желания учиться.

Поиск решения данной проблемы привел к необходимости разработать специальную программу «Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Новизна данной программы состоит в том, что вся работа систематизирована и начинается с первой младшей группы.

Цель Программы — обеспечить ребенку достаточный уровень развития мелкой моторики руки, необходимый для успешного поступления в школу.

Задачи Программы:

  1.                Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:

          развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

          развивать точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность.

  1.                Развивать психические процессы:

          произвольное внимание;

          логическое мышление;

          зрительное и слуховое восприятие;

          память;

          речь детей;

  1.                Воспитывать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Программа состоит из двух частей.

В первой части представлено календарно-тематическое планирование (игры по развитию мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации) для использования в работе педагогами ДОУ:

          воспитателями;

          педагогом-психологом;

          преподавателем изодеятельности;

          инструктором по физической культуре;

          музыкальным руководителем;

во всех возрастных группах (начиная с первой младшей до подготовительной группы) с определением задач в каждом месяце, усложняющихся от возраста к возрасту.

Во второй части программы представлена картотека игр и упражнений для всех возрастных групп, а также диагностика для оценивания качества и уровня образования детей с 2х до 7 лет.

Предполагается, что осуществляя работу по развитию мелкой моторики руки, все специалисты и воспитатели групп могут использовать игры, предусмотренные данной программой, как на занятиях, так в нерегламентированной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности детей, она позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию. Поэтому она является основной формой, используемой в Программе. Все игры, представленные в программе, допускают творческое отношение к ним педагога:

          подбор иного игрового материала соответствующего цели и логике игры;

          изменения в ходе игры в плане обогащения;

          усложнение в процедуре выполнения;

          внесение игровых дополнительных моментов в ходе работы.

Воспитатели первой и второй младшей группы проводят игры по всем видам деятельности самостоятельно без привлечения специалистов МДОУ. Со средней группы по подготовительные группы игры проводят все специалисты детского сада. Игры и упражнения проводятся каждым специалистом один раз в неделю. Каждый специалист и воспитатель может провести до 36 игр и упражнений в месяц для развития у детей мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации. За каждой игрой или упражнением в плане закреплен свой номер. Картотека игр должна находиться у каждого специалиста и у воспитателей на каждой возрастной группе.

Предполагаемый результат после пяти лет реализации программы у каждого ребенка должны сформироваться:

          психические процессы;

          контроль за своими действиями и поведением;

          графические навыки и координация рук и глаз (развитие ручной умелости, развитие у детей пространственной ориентировки, в частности, на листе бумаги, развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест, развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности детей, а также с помощью графических упражнений).

Предусмотрено, что в начале и в конце каждого учебного года проводится диагностическое обследование детей с целью выявления уровня развития мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации. Полученные результаты диагностических обследований используются для построения развивающей работы с детьми.

Для этого могут быть использованы следующие диагностические материалы:

          Первые и вторые младшие группы — таблица по психолого-педагогическому обследованию детей дошкольного возраста (по Стребелевой Е. А.)

          Средние группы — определение развития точности движений «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).

          Старшие группы — методика «Домик» (разработана Н. И. Гуткиной).

          Подготовительная группа — на начало года методика «Домик», на конец года методика «Графический диктант»,

Детей первых и вторых младших групп обследует воспитатель группы. Детей средних, старших и подготовительных к школе групп диагностирует педагог-психолог. По данным диагностических обследований можно будет легко проследить динамику развития мелкой моторики рук.

Успешность работы по Программе зависит от её систематичности и регулярности. Педагоги могут гибко распределять её содержание в течении дня. Очень важно, чтобы педагоги, еще до начала своей работы, объяснили родителям цели и задачи программы. Для эффективной реализации программы родители должны выступать активными участниками педагогического процесса и выполнять рекомендации, которые конкретно будут предложены педагогами.

Программа может быть использована как педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, так и частично специалистами ДОУ.

Практический материал по развитию мелкой моторики руки у детей в подготовительной группе

* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки с психологом в подготовительной группе.

 1. Игра «Бери осторожно».

Цель: развитие точности движений рук, координации движений, закрепление счета до пяти, закрепление цвета.

Материал: 15 спичек. На одной спичке проведено фломастером 5 поперечных полос, на двух по 4 полосы, на 3 — по 3 полосы, на 4 по 2 полосы, на пяти — по одной полосе. Можно использовать разноцветные спички: 5 — красных, 2 — желтых, 3 — синих, 4 — зеленых, 1 — черная.

Ход игры:

Ведущий собирает все спички в кулак и, приподняв его сантиметров на десять над столом, раскрывает его постепенно так, чтобы спички упали на стол кучкой. Каждый играющий (в игре принимают участие до 5 человек) по очереди осторожно берет из кучки по одной спичке так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места, а противном случае ход передается следующему игроку. Каждая полоска на взятой спичке дает играющему одно очко. Спички можно брать только теми двумя пальцами, которые называет ведущий (мизинцем и безымянным, мизинцем и средним безымянным и указательным).

 2. Игра «Веселая мозаика».

Цель: развитие мелкой моторики, восприятие цвета, художественного вкуса, внимания, творческого мышления, речи, навыков счета

Материал: мозаика.

Ход игры:

Для заданий используется обыкновенная круглая мозаика. Подбор конкретного варианта задания осуществляется в соответствии с целью и темой занятия.

          Сложить рисунок по образцу.

          Выложить дорожку по словесному описанию, например, две фишки желтого цвета, одна синего, три красного цвета.

          Разделить круглое поле на равные части: две, четыре, восемь.

          Изучение времени года по цвету фишек: белые — зима, зеленые — весна, красные — лето, желтые –осень. Создать образы времен года. Сложить картинку без образца по заданной теме.

          Обозначение цветом фишки какого — либо предмета и составление рассказа. Например, из-за тучки (пять синих фишек) выглянуло солнышко (желтые фишки) и т. д.

У ребенка в каждой руке по четыре фишки. Фишки лежат на пальчиках. Произносим первое слово «зимним» и правой рукой вставляем одну фишку, затем произносим второе слово «утром» — левой рукой вставляем фишку и т. д. на каждое слово — фишка, то правой, то левой рукой. При втором произнесении скороговорки в том же порядке вытащить фишки на каждое слово скороговорки.

 3. Игра «Дельфины»

Цель: развитие мелкой моторики рук и зрительно двигательной координации.

Материал: карандаш.

Ход игры:

В море плещутся дельфины,

Над водой лоснятся спины.

Волны режут плавниками.

Наш корабль проводят в порт.

Груз доставят нам на борт.

Улыбнутся:

«Не скучайте!

Завтра в море нас встречайте».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки с педагогами в подготовительной группе.

 

 1. Игра «Обведи рисунок».

Цель: развитие мелкой моторики, зрительно — двигательной координации. Подготовка руки к письму.

Материал: картинки с нарисованными животными, деревьями, птицами.

Ход игры: Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

 2. Игра «Соедини по точкам».

Цель: развитие мелкой моторики, зрительно — двигательной координации.

Материал: картинки с животными, деревьями, птицами нарисованы точками.

Ход игры: Соедини точки одной линией, старайся не отрывать карандаш от бумаги.

 3. Игра «Клубочки».

Цель: развитие тонкой моторики, зрительно — двигательной координации.

Материал: картинки с нарисованными кругами.

Ход игры: Обведи клубочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против.

* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки на музыкальных занятиях в подготовительной группе.

 1. Игра «Веселые дудочки»

Цель: упражнять в восприятии и различении трех ритмических рисунков, развивать мелкую моторику руки.

Ход игры:

На трубе медведь играл.

Ту-ру, ту-ру.

(имитация игры)

Заплясали все вокруг.

Ту-ру, ту-ру.

Тря –ля-ля — лиса играла

Тра –ля-ля

Всех на пляску приглашала.

(пальчики танцуют)

Нам мышонок заиграл:

Пи — пи-пи-пи-пи.

(имитация барабана)

Зайка полечку сплясал:

Ля-ля-ля-ля-ля.

 2. Игра «Разминка»

Цель: развитие мелкой моторики, уметь определять характер музыки. Различать две части произведения и соответственно им выполнять движения.

Ход игры:

Похлопаем в ладоши,

Похлопаем в ладоши,

Похлопаем в ладоши,

Очень хорошо.

(хлопают)

Фонарики покрутим,

Фонарики покрутим,

Фонарики покрутим,

Очень хорошо.

(вращение кистями)

Ладошки подружились,

Ладошки подружились,

Ладошки подружились,

Очень хорошо.

(потирают ладони)

А пальчики поссорились,

А пальчики поссорились,

А пальчики поссорились,

Вот вам и дела.

(соединяют ладони каждый пальчик по очереди ударяет по одноименному пальчику)

Теперь они помирятся.

Теперь они помирятся.

Теперь они помирятся.

И будут дружно жить!

(соединяют ладони пальцы растопыривают и соединяют)

 3. Игра «Вот взяла лисичка скрипку»

Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма, уметь определять характер музыки.

Ход игры:

Вот взяла лисичка скрипку,

(имитация)

Села с нотами под липку!

(сели)

Звонкий тоненький смычек,

Заиграй-ка гопачок!

Побежали на лужайку

(бег пальчиками)

Медвежата, белки. Зайки.

Пляшут звери и поют.

Звери весело живут.

(танцевальные движения пальчиками)

* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки на занятиях по физической культуре в подготовительной группе.

 1. Игра «В лес по ягоды»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

1,2,3,4,5

(пальцы обеих рук «здороваются»)

в лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по коленкам)

за черникой, за малиной

(указательным пальцем правой руки загибайте пальцы на левой руке, начиная с большого)

за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке принесем

(указательным и средним пальцем идем по коленкам)

 2. Игра «Улей»

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание и координацию движений.

Ход игры:

В маленьком улье

(округлите ладони, соедините пальцы; ладони держите вертикально).

Спрятались маленькие пчелки

(отведите в стороны большие пальцы и загляните в образовавшееся отверстие).

Но вот солнышко пригрело, и пчелки полетели

(разведем руки в стороны, помахивая ладонями)

полетели мед собирать:

ЗЗЗЗЗ…

(выставьте из кулаков указательные пальцы и двигайте ими, изображая летящих пчел)

 3. Игра «Растения»

Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений.

Ход игры:

Мы посеем зернышко,

Свети нам, солнышко,

(изобразить посадку семян)

Посмотри торчит росток,

Потянулся на восток,

(показать рукой)

Повернулся к солнцу золотое донце,

(поворот кругом)

Стало тяжелеть оно, черных зернышек полно.

Другу солнца имя дали и подсолнухом назвали.

(встать руки вверх, очертить ладонями круг)

* Игры и упражняя по развитию мелкой моторики руки на занятиях по изобразительной деятельности в подготовительной группе

 1. Игра «Капельки-кляксы»

Цель: развивать воображение, Фантазию, интерес к творческой деятельности и мелкую моторику рук.

Материал: бумага, гуашь, палитра, кисти.

Ход:

Сегодня вы будете приняты в школу волшебников, а это значит, что вы будете создавать необыкновенные чудеса. Попробуете поколдовать над капельками — кляксами и кляксы превратятся в сказочный рисунок. Педагог предлагает поколдовать над кляксами и все вместе рассматривают их. Придумывая им названия. Находят сходство с образами предметов, растений, животных, человека. Педагог говорит, что из клякс получились необычные пятна, похожие на удивительные образы, которые создали ученики школы волшебников.

 2. Игра «Дорисуй бабочку»

Цель: учить рисовать с натуры, красиво изображать на листе бумаги учить рисовать простым карандашом используя разный нажим. Развитие мелкой моторики и эстетического восприятия.

Материал: карандаш простой, недорисованная бабочка.

Ход:

Посмотрите, какая бабочка к нам прилетела. Какого цвета бабочка? Что у нее есть? Посмотрите, а вся ли бабочка у нас раскрашена. Раскрась правые крылышки бабочки так, же, как левые. А теперь предлагаю нарисовать для бабочки луг.

 3. Игра «Петушиная семья»

Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение и цветовосприятие.

Материал: краски, палитра, бумага.

Ход:

У речке над водицей

Построен теремок

С цыплятами и курочкой

Живет наш петушок.

Рассматривают какой петушок красивый. И педагог предлагает нарисовать детям петушка.

 

Литература:

 

  1.                Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5–7 лет. из-во «Сфера», М. 2006.
  2.                Громова О.Н, Прокопенко Т. А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. из-во «ГНОМ и Д» М.2002
  3.                Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. из-во «ГНОМ и Д» Яр-ль 2000
  4.                Гаврина С.Е, Кутявина, Н. Л. Топоркова И.Г, Щербинина С. В. Школа для дошколят. Тренируем руку. Из-во «РОСМЕН», М. 2000.
  5.                Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л.,.Топоркова И.Г, Щербинина И. Г. Готовим руку к школе. из-во «Академия развития» Яр-ль 1996
  6.                Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры и забавы по развитию мелкой моторики у детей. из-во «ГНОМ и Д», М. 2002
  7.                Дрожкина О. Н. Программа развития и обучения дошкольника. Готовим руку к письму. Для детей 5–6 лет. Из-во «ОЛМА-ПРЕСС» Санкт-Петербург. 2003.
  8.                Данилова Е. А. Пальчиковые игры. из-во «РОСМЕН», М.2006.
  9.                Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. из-во «СФЕРА». М. 2004.
  10.            Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. из-во «ОЛМА –ПРЕСС» М. 2001
  11.            Крупченко О. Н. Скоро в школу. из-во Дом «Литера» М. 2002
  12.            Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. из-во «СОВА» М. 2007
  13.            Новикова Е. В. Как подготовить руку ребенка к письму. из-во «ЭКСМО-Пресс» М. 2000
  14.            Соколова Ю. П. Речь и моторика, из-во «ЭКСМО» М.2002.
  15.            Светлова Е. И. Развиваем мелкую моторику. из-во «ЭКСМО-Пресс» М. 2001
  16.            Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. из-во «ГНОМ и Д» М. 2001
  17.            Ткаченко Т. А. Речь и моторика. из-во «ЭКСМО» М.2007
  18.            Фомина Л. Ф. Сенсорное развитие» программа для детей 4–5 лет. из-во «ТЦ Сфера» М. 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle