Автор: Ядрышников Константин Сергеевич

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Библиографическое описание:

Ядрышников К. С. Неприятие коррупции как индикатор сформированной правовой культуры обучающихся (на примере социологического исследования в ГБПОУ НКМБ) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 49-55.



Данная статья посвящена рассмотрению такого явления, как коррупция, в контексте изучения отношения к нему и к мерам борьбы с коррупцией обучающихся среднего профессионального образования (на примере студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения “Нижегородский колледж малого бизнеса”). Автор рассматривает неприятие обучающимися коррупции как индикатор сформированной образовательной организацией правовой культуры.

Ключевые слова: коррупция, правовая культура, правовое образование, право, профессиональное образование, цели правового обучения, правовое воспитание, правовой инфантилизм

Чтобы различать хорошее и плохое, добро и зло, нам не нужны адвокаты.

Эти понятия заложены в каждом из нас

Ли Куан Ю [2, с.105]

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является и совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Формируемая в последние десятилетия в обществе, как в России, так и во всем мире, непримиримость к любым коррупционным проявлениям, возлагает серьезные задачи на все органы государственной власти, общественные институты, по проведению мероприятий по противодействию коррупции. Это нормотворческая деятельность, международное сотрудничество, механизм совершенствования контроля за расходами и иные мероприятия.

Однако, в рамках данной работы нас интересуют задачи, возлагаемые на образовательные организации по формированию у обучающихся нетерпимого отношения к коррупции.

Из основных задач, содержащихся в Указе Президента РФ от 01.04.2016 N 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» и которые можно непосредственно отнести к компетенции образовательных организаций, отметим повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Решение данного рода задач требует от образовательной организации любого типа, усилий не только менеджмента, но прежде всего педагогов, в частности — преподавателей правовых дисциплин.

Именно дисциплины, содержащие ту или иную правовую тематику, позволяют сформировать у обучающихся те правовые компетенции, которые помогут молодому поколению выбрать модель собственного индивидуально-ответственного поведения, уважения к закону, включая неприятия правонарушений, в том числе связанных с коррупцией.

В целом, это можно назвать формированием правовой культуры, которая, исходя из определения, данного академиком В. С. Нерсесянца представляет собой: «… весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура здесь как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная) фактичность, т. е. та докультурная и некультурная непосредственность (не опосредованность правовой формы) и простота, которая, по пословице, хуже воровства» [3, с.43].

На наш взгляд, именно решительное неприятие молодым поколением (обучающимися) коррупции может являться одним из индикаторов сформированности у обучающихся правовой культуры. Только когда педагогом будет в полной мере разъяснена опасность коррупционных проявления (на всех уровнях) для всего общества, только тогда у обучающегося будет формироваться тип поведения, вызывающий полное неприятие коррупции.

С целью выполнения Указа Президента РФ от 01.04.2016 N 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» [1], в части оценки уровня коррупции в Российской Федерации и эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции, администрацией Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения “Нижегородский колледж малого бизнеса” среди обучающихся колледжа было проведено социологическое исследование (в форме анкетирования), которое показало достаточно интересные результаты.

Так, 100 обучающимся 1–3 курсов было предложено анонимно ответить на 8 следующих вопросов:

  1. На вопрос «Считаете ли Вы, что скоррупцией необходимо бороться?», 94 обучающихся ответили утвердительно, 6 — отрицательно.

Результат однозначно говорит о практически тотальном понимании обучающимися всей степени опасности, которое несет в себе данное явление. Обучающиеся ГБПОУ НКМБ, как в ходе классных, так и внеклассных мероприятий, также из средств массовой информации регулярно получают информацию о данном виде уголовного преступления, об ответственности и ущербе, наносимом коррупцией государству и обществу.

  1. На вопрос «Какова распространенность взяточничества вповседневной жизни?», 78 обучающихся отметили данное явление, как частое, 20 обучающихся, как редкое и 2 обучающихся, как крайне редкое.

Анализ ответов на данный вопрос анкеты позволяет говорить о знании обучающихся масштабы распространения данного вида уголовного преступления, как на профессиональном, так и на бытовом уровне.

  1. На вопрос «Серьезна ли проблема коррупции?», 78 обучающихся отметили данную проблему, как очень серьезную, 68 обучающихся как серьезную, 6 обучающихся как не серьезную.

Обучающиеся оценивают проблему коррупции как серьезную или очень серьезную, исходя из собственного понимания влияния, в первую очередь — на собственную жизнь и уже потом — государство и общество, в целом.

  1. На вопрос «Каковы главные последствия коррупции?», вкотором обучающиеся колледжа могли выбрать несколько вариантов ответов, либо добавить свой собственный,22 обучающихся отметили в качестве главного отрицательного последствия — нарушение прав людей, 7 человек — социальное расслоение, 10 человек — рост преступности, 66 человек — потерю доверия граждан к государству и как следствие правовой
  2. нигилизм в обществе, что подрывает саму основу государства, 1 человек видит в качеств главного последствия — подрыв экономики.

Д. А. Медведев, будучи президентом России, на совещании по проблемам противодействия коррупции 19 мая 2008 г. сказал: «Коррупция — это угроза для любого государства. Но самое главное — коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься».

Обучающиеся ГБПОУ НКМБ достаточно хорошо понимают весь комплекс негативных последствий, однако большинство отдало приоритет самой, на их взгляд, главной угрозе, что характеризует их правопонимание на достаточно высоком уровне.

  1. На вопрос «Заявите ли Вы ворганы власти ослучаях коррупции?», 59 обучающихся указали, что сделают это анонимно, 15 человек могут заявить не анонимно и 26 человек отметили, что не заявят.

Анализ ответов на данный вопрос позволяет, отметив одновременно с достаточно высокой степенью неприятия коррупции и желанием бороться с ней (хотя бы и анонимно), также и определенную степень правового инфантилизма студентов.

  1. На вопрос «Куда бы вы предпочли сообщить офактах коррупции?», 7 человек обучающихся указали, что обратятся в ФСБ, 4 человека — в органы МВД, 45 человек — в прокуратуру, 40 человек — в государственные органы власти, 1 человек — в муниципальные органы власти, 15 человек — в СМИ.

Анализ данного вопроса позволяет говорить о степени доверия обучающихся к контрольно-надзорным органам, органам государственной и муниципальной власти, в которой приоритет отдается прокуратуре и государственным органам власти, а также средствам массовой информации.

  1. На вопрос «Считаете ли вы необходимым участие общества вборьбе скоррупцией?», 78 обучающихся ответили утвердительно, 22 — отрицательно.

Здесь мы видим отражение сформированной правовой культуры обучающихся, правосознание которых, за небольшим исключением, позволяет им понимать необходимость борьбы каждого члена общества с коррупционными преступлениями.

  1. На вопрос «Оцените меры, принятые по борьбе скоррупцией за последние 2 года?», 30 обучающихся оценили принятые меры как эффективные, 25 — как не эффективные, 45 обучающихся затруднились ответить.

Данный вопрос позволяет сделать вывод, что большая часть студентов не может в полном объеме дать оценку работы государства за 2-летний период по борьбе с коррупцией. Безусловно, возраст, учебные занятия, занятия спортом, увлечения социальными сетями и иные социальные раздражители не позволяют большинству объективно анализировать получаемую от преподавателей и классных руководителей информацию, однако преподаватели и администрация ГБПОУ НКМБ взяты на заметку возможности изменения методики доведения информации до студентов, мотивации студентов на более активное самообразование.

Подводя итог, отметим, что настоящая работа является одной из первых попыток оценить уровень правовой культуры через призму отношения обучающихся к коррупции. Проведенное же социологическое исследование впервые в достаточной мере говорит о сформированности у большинства обучающихся ГБПОУ НКМБ в достаточной степени правовой культуры, характеризующейся индивидуально-ответственным поведением [4], как в профессиональном плане, так и в межличностных отношениях.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы»/ Собрание законодательства Российской Федерации от 2016 г., N 14, ст. 1985.
  2. Ли Куан Ю. На пути из третьего мира в первый. Взгляды и убеждения Ли Куан / пер. с англ. Елены Погосян. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 304 с.
  3. Нерсесянц B. C. Философия права. — М.: Норма-Инфра-М, 1997. — 647 с.
  4. Ядрышников К. С. К вопросу об использовании кейс-метода в качестве инструмента формирования индивидуально-ответственного поведения обучающихся при преподавании правовых дисциплин. // Теоретические и методические основы духовно-нравственного воспитания школьников во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В. В. Николиной. — Н.Новгород, 2014 г. — 188 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle