Библиографическое описание:

Герасименко Т. Ф. Инновационный образовательный проект «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 195-198.



Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял — прикоснуться к Красоте можно только сердцем.

Павол Орсаг-Гвездослав, словацкий поэт и мыслитель

Значимость экологического воспитания в системе образования не перестает быть актуальным и важным фактором современного общества во всем мире. Потребность в росте промышленного производства при росте численности населения закономерна. Сохранение баланса экологического благополучия и современного прогресса — проблема глобальная, решаемая на государственном уровне.

В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на формировании первичных представлений об объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей. У детей идет формирование экологического восприятия на основе обогащения их чувственного сенсорного опыта — умения слышать, видеть, обонять, осязать природу во всей ее гармоничной естественной и эстетической целостности.

Тема инновационного проекта, над которым в данное время работает МБДОУ № 23 города Новороссийска, связана с формированием социокультурных ценностей у воспитанников и их родителей на основе использования экологического туризма. И не просто туризма. Педагоги используют в работе с детьми такой вид двигательной активности как скандинавская ходьба. Как возникла столь необычная для дошкольного учреждения деятельность? Все очень закономерно.

При открытии детского сада в 2012 году коллектив столкнулся с серьезной проблемой — слабое здоровье воспитанников. Адаптационный период был проведен с учетом щадящего режима, по всем нормам и правилам. При тщательном анализе этой проблемы было выявлено, что большое количество детей в учреждении — это дети с врождёнными патологиями, низким иммунитетом, нарушением осанки, плоскостопием. Педагоги в своей профессиональной деятельности использовали уже апробированные, традиционные формы здоровьесбережения — соблюдение режима дня, рациональное питание, витаминизация блюд, закаливание солнцем, воздухом и водой, комплексы различных оздоровительных гимнастик. Но желание достичь оптимальных результатов подтолкнуло на поиск новых формы оздоровления.

Специалисты нашего детского сада заинтересовались новым в России видом ходьбы — «Скандинавская ходьба».Что же это такое и целесообразно ли использовать ее в дошкольной организации?

Это относительно новое направление в физической культуре, появившееся в 90-е годы в Финляндии. Оно вобрало в себя технику различных видов спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы). В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для людей разного возраста, с различной физической подготовкой. Такая ходьба дает положительные результаты для внутренних органов, укрепления и развития здоровья в целом. Например, при занятии бегом используется 45 % мышц тела, при езде на велосипеде 50 %, при скандинавской ходьбе 90 %. Считается, что не работают только мышцы лица. Но если человек будет улыбаться от хорошего настроения, то стопроцентная работа организма обеспечена.

Изучив литературу, технику скандинавской ходьбы, детский сад внес изменения в физкультурно-оздоровительную работу учреждения, так как посчитал данный вид двигательной активности приемлемым и, что немаловажно, безопасным для детей дошкольного возраста, В осенний и зимний период физическая культура стала проводится на улице, чтобы увеличить пребывание детей на свежем воздухе. Так же 1 раз в неделю стали использовать скандинавскую ходьбу. Были созданы маршрутные тропы, которые давали возможность использовать дозированную ходьбу, с учетом возраста детей.

Педагоги заметили, что проводя пешие прогулки по территории детского сада, дети стали проявлять любопытство по отношению к окружающему миру, небольшие остановки-привалы стали наполняться новым познавательным содержанием. Обычное в детском саду наблюдение стало для детей недостаточным.

В этой связи детский сад поставил перед собой задачу объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Через экологическое воспитание формировать правила и нормы социального поведения, которое бы было в интересах человека, семьи и общества.

Из комплекса условий — большой, рельефной территории детского сада, интереса детей к окружающему миру, естественной потребности в двигательной активности дошкольников — сложилась предпосылка к созданию экологического туризма в детском саду.

По решению педагогического совета в организации стартовал инновационный образовательный проект «Экотуризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей». Инновационная деятельность — непростой процесс для детского сада, требующий поэтапного планирования работы учреждения. В настоящее время проводится внедренческий этап.

На первом этапе была проработана и подготовлена теоретическая составляющая проекта. А для успешной и качественной работы по данному направлению коллективом проведена большая работа по созданию условий в развивающей предметно — пространственной среде детского сада.

Насыщенна среда в групповых помещениях для организации опытов, экспериментов и наблюдений. На уличном пространстве территории детского сада были организованы:

‒ метеостанция;

‒ мини-зоопарк;

‒ экологическая тропа;

‒ центры опытно-исследовательской деятельности на верандах;

‒ огороды;

‒ аптечная поляна;

‒ птичьи и беличьи кормушки и скворечники.

В помещении детского сада среду пополнили:

‒ экологический музей;

‒ живой уголок;

‒ зимний сад;

‒ интерактивные игры;

‒ лаборатория познавательно-исследовательской деятельности;

‒ огород на окошке.

В живом уголке обитают:

‒ волнистые попугаи;

‒ красноухие черепахи;

‒ кролики:

‒ аквариумные рыбками;

‒ джунгарики.

В экологическом музее представлены:

‒ фотовыставка «Красная книга Кубани»;

‒ фотовыставка «Обитатели Черного моря»;

‒ интерактивная карта «Солнечная система»;

‒ познавательный модуль-книжка «Космос»;

‒ познавательный модуль «Круговорот воды в природе»;

‒ карта мира «Животные разных материков»;

‒ шкафчик «Коллекции природного материала»;

‒ уголок уединения «Полет в космос на ракете»;

‒ выставка поделок «Воздушный транспорт».

В детском саду организована познавательно-исследовательская лаборатория, так как познавательное развитие в дошкольном образовании сейчас является приоритетным и предполагает развитие интересов детей, любознательности. А формирование первичных представлений об объектах окружающего мира гармонично сочетается с формированием экологической культуры в детях. Они знакомятся с красотой, разнообразием природы, учатся ее любить и беречь.

Участниками образовательного проекта являются педагоги, дети и родители. Воспитатели, которые находятся с детьми больше времени, чем родители, понимают важное значение общения ребенка с членами семьи. Их влияние на формирование личности малыша основополагающее. В настоящее время возрастает роль образовательной организации в коррекции направления этого влияния. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагогов дошкольного образования на развитие личностно-развивающего взаимодействия взрослых с ребенком. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых — воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей. Таким образом, семьей принимаются и выполняются социальные правила и нормы поведения. Гражданская позиция семьи регулирует поведение личности в интересах человека, семьи и общества в целом. Экологическое воспитание является той благодатной почвой и помощником в проявлении социальной культуры человека.

Консультации, семинары, мастер-классы, практикумы, круглые столы — все эти мероприятия помогли создать в учреждении крепкую, профессиональную команду педагогов, которые с энтузиазмом работают с детьми, видят их потребности, поддерживают их инициативу.

В работе с воспитанниками детский сад использует следующие формы:

‒ индивидуальная работа с детьми;

‒ работа с детьми в подгруппах;

‒ занятия физической культурой на улице в осенний и весенний периоды;

‒ занятия физической культурой на улице со скандинавскими палками;

‒ экскурсии;

‒ мини-походы за территорию ДОУ;

‒ экологические и социальные акции;

‒ опытно-экспериментальная деятельность;

‒ проекты.

МБДОУ № 23 — детский сад новый. Деревья на территории еще маленькие. Но в шаговой доступности находится большой зеленый стадион, парк Дома культуры, парковая зона у детского сада и лес. Все это помогает проводить интересные экскурсии, мини-походы. Обогащение чувственно- эмоционального контакта с природой у детей — это залог успешной реализации задач экологического воспитания в дошкольном возрасте.

Проектная деятельность в условиях ДОУ является современной педагогической технологией, которая эффективна в формировании у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающему миру. В детском саду уже стали традиционными экологические проекты «У самого Черного моря»,«Сбережем лес — сделаем елку сами!»,«Цветы для ветеранов», «Экологический марш», «Зеленый газон», «Аленький цветочек».

В летнее время у детей есть возможность наблюдать, исследовать, трудиться в огородах, находящихся на территории игровых уличных участков.

Родители являются самыми большими помощниками в деле воспитания. Взаимодействуя с ними, детский сад проводит:

‒ родительские собрания;

‒ анкетирование;

‒ консультации;

‒ беседы;

‒ совместные мероприятия;

‒ проекты;

‒ круглые столы;

‒ социальные акции;

‒ туристический клуб выходного дня «Любознайка».

Очень радует, когда инициатива проведения познавательного, экологического мероприятия исходит от них. Так при проведении акции «Зеленая роща» были посажены именные семейные деревья за которыми эти семьи бережно ухаживают. А замечательные скворечники, сделанные папами вместе с детьми, уже облюбовали птицы. К птичьим кормушкам в эту зиму спускались белки. Так все мы узнали о существовании этих животных на окраинах леса.

В экологическую работу детского сада включаются люди разных поколений. Бабушки и дедушки помогают родителям в воспитании детей. Так у детского сада появилась добрая дружба с хором ветеранов района, чьи внуки посещают детский сад. Наблюдая за мини-походами и туристическими прогулками детей, они заинтересовались скандинавской ходьбой, и для них был организован и проведен мастер-класс. В свою очередь детский сад получили приглашение на проведение походов для клуба «Любознайка» в частные приусадебные хозяйства. Теперь у детского сада появятся новые познавательные маршруты под названием «В гости к бабушке», где дети смогут познакомиться с домашними животными, с растениями, которые растут в теплицах наших бабушек.

Продуктом деятельности по экологическому туризму стало создание авторского методического обеспечения. Туда входят:

‒ схемы-маршруты разные по нагрузке (прямые или рельефные), имеющие разные препятствия (камни, бревна, ступеньки);

‒ комплексы общеразвивающих упражнений с палками для разминки перед началом ходьбы;

‒ конспекты занятий по экологическому воспитанию;

‒ консультации для родителей и воспитателей.

В заключении хочется отметить, что результат анализа, проведенного по физическому развитию и экологическому воспитанию детей, показывает положительную динамику, что не может не радовать коллектив детского сада.

Перспективой профессиональной инновационной деятельности педагогический коллектив видит в:

‒ распространении опыта экологического воспитания через внедрение формы работы «экологический туризм» среди дошкольных учреждений;

‒ повышении экокультуры и приобщение к здоровому образу жизни семей воспитанников.

Воспитывая юного россиянина, личность с активной гражданской позицией, необходимо помнить о том, что носителями экологической культуры должны быть прежде всего взрослые, которые личным примером, поступками, экологической культурой смогут воздействовать на внутренний хрупкий мир ребенка, который только учится сердцем прикасаться к красоте.

Литература:

  1. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». — М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. — 108с.
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3-е изд. — М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.- 65с.
  3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 21с.
  4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет.- Воронеж. «Педагогика нового времени», 2009. — 5с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle