Автор: Мураенко Екатерина Дмитриевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Библиографическое описание:

Мураенко Е. Д. Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 120-122.



В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образовательно-туристических мероприятий.

Ключевые слова: образовательный туризм, стажировка, профессиональная ориентация, образовательная поездка, производственная экскурсия.

Образовательный туризм — значимая часть педагогического процесса. Его содержание, особенности, возможности и перспективы реализации в системе образования исследуются сегодня многими специалистами. Образовательный туризм понимается как высокоэффективная технологияобучения и одновременно форма организации учебного процесса (Погодина В. Л.), фактор интернационализации образования (Титов В. А., Фарбер В. А.), а также модель туризма с доминантой образование (Николаева Н. А.).

Интересный подход к определению сущности образовательного туризма предлагают Шкута А. А. и Аракчеева З. В. В их статье данный вид туристической деятельности рассматривается как «фактор повышения эффективности образования в высших учебных заведениях» [1]. Авторы доказывают, что образовательный туризм способствует решению некоторых проблем отечественной высшей школы (непропорциональность составляющих образовательного процесса; полное или частичное отсутствие практико-ориентированной деятельности и т. п.), и играет важнейшую роль в становлении профессиональной самоидентичности студентов, понимании ими своих сильных и слабых сторон, формировании способности адекватно оценивать свои профессиональные возможности и карьерные перспективы.

Из всего вышеперечисленного для учреждений среднего профессионального образования наиболее значимым является профессиональное самоопределение студентов, на формирование которого большое влияние оказывает грамотная и системная профориентационная работа. Профориентационные мероприятия — одно из самых перспективных направлений социально-педагогической деятельности для применения такой формы организации учебно-воспитательного процесса, как образовательный туризм.

Несмотря на широкие возможности образовательного туризма, его потенциал в системе среднего профессионального образования реализуется не полностью. Зачастую между понятиями «поездка с целью обучения иностранному языку» и «образовательная поездка» ставится знак равенства, что не соответствует действительности. Под «образовательной поездкой» наука понимает любую поездку, основной или сопутствующей целью которой является обучение, получение знаний, усвоение нового опыта. Таким образом, языковой туризм — это не синоним, а один из видов образовательного туризма. Однако курсы иностранных языков в зарубежных языковых школах действительно преобладают на рынке образовательно-туристических услуг, где представлены также экскурсионные туры (в них прослеживаются как образовательные, так и рекреационные цели) и профессиональное обучение. Решающее значение, если речь идёт об учреждениях технического профиля, имеют два последних пункта. Языковой туризм в этом случае не столь актуален и выступает, как правило, только как сопутствующий фактор организации профориентационной работы.

Профессиональная ориентация — взаимосвязанный комплекс мер, отличающийся многообразием методов, форм и проявлений, что позволяет разработать программу, подходящую для конкретного образовательного учреждения [2]. Формы профессиональной ориентации традиционно подразделяются на две группы:

− пассивные (просветительские): информирование обучающихся о востребованных специальностях, ситуации на рынке труда соответствующего региона; ярмарки вакансий; профессиограммы, беседы и классные часы;

− активные (позволяющие студенту превратиться в «субъекта своего профессионального самоопределения» [3, с. 39]): производственные экскурсии, содержащие практико-ориентированный элемент; стажировки, мастер-классы специалистов; выездные практические занятия; ролевые и сюжетные игры.

Для реализации образовательно-туристического компонента в системе профессиональной ориентации интерес представляют активные формы работы, из которых особо выделяется экскурсионная форма. Экскурсии на заводы и предприятия города и области позволяют показать студентам условия труда персонала, специфику работы предприятия, помогают им соотнести полученные теоретические знания с практикой, проанализировать свои знания и профессиональные навыки и понять, будут ли они способны решать те задачи, которые ставятся перед техническими специалистами разного уровня на производстве.

Практику организации производственных экскурсий используют сегодня многие учреждения среднего профессионального образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и их внимание часто сосредотачивается на предприятиях, расположенных в нашем регионе. Экскурсионные программы давно не являются новаторством и разрабатываются специалистами учебных заведений, туристическими агентствами, а также центрами содействия занятости (например, СПб ГБУ «ЦСЗПОМ «ВЕКТОР»). Но в современных экономических условиях эти программы, с авторской точки зрения, не так эффективно решают задачи профессиональной ориентации. Новый акцент данной форме может придать посещение организаций и крупных производств как региона, так и страны не столько с ознакомительной целью, сколько с целью прохождения краткосрочной стажировки. Конечно, производственная экскурсия с элементами производственной практики может иметь и международный формат. Но зарубежные образовательные поездки (ознакомительные и практические), в силу высокой сложности организации и исполнения, не так популярны среди учебных заведений, как посещение региональных производств и организаций. Однако некоторые образовательные учреждения добились на этом направлении значительных успехов [4].

Образовательно-туристические поездки внутри страны с целью посещения крупного предприятия и прохождения стажировки могут включать культурно-досуговую программу, а для дальнейшего профессионального роста студентов полезным будет получение свидетельства или сертификата, подтверждающего факт посещения производства и прохождения стажировки. Организация производственных экскурсий и стажировок на ведущих российских предприятиях полезна не только для студентов (в первую очередь, как способ получить практические навыки и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда), но и для учебного заведения.

В условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг как никогда становится актуальной проблема формирования положительного имиджа образовательного учреждения, в создании которого не последнюю роль играет профориентационная работа. С авторской точки зрения, учебное заведение в реализации профориентационной работы должно делать акцент именно на работу со студентами. Работа с абитуриентами тоже очень важна, но она не может решить тот же комплекс задач. В конечном итоге, именно востребованность на рынке труда выпускников учебного заведения является для абитуриентов и их родителей критерием его успешности и гарантом качества предлагаемых им образовательных услуг. А возможность прохождения стажировок на ведущих предприятиях страны (с получением соответствующих документов) может стать для поступающих дополнительным аргументом в вопросе выбора учебного заведения. Однако информация о том, какие именно программы стажировок реализуются, как именно они помогают студентам в их профессиональном становлении, а также статистика эффективности образовательно-туристических проектов должна быть подробно представлена на официальном сайте образовательного учреждения и освещена в СМИ.

Другим направлением, которое можно существенно развить в ходе планирования и реализации образовательных поездок, является взаимодействие с работодателями. В отчёте, представленном Центром изучения проблем профессионального образования, приводится анализ перспектив такого партнёрства в условиях внедрения образовательно-туристических проектов [5]. В ходе кооперации с работодателем, как указывают специалисты, повышается ориентация учебных заведений на экономическую ситуацию в регионе и стране; усиливается роль работодателей в управлении образовательными учреждениями. Немаловажным результатом тесного сотрудничества с работодателями в планировании и реализации производственных экскурсий и стажировок является рост объёмов привлекаемых внебюджетных средств для развития материальной базы учебного заведения.

Таким образом, разработка и проведение образовательно-туристических мероприятий для студентов — существенный фактор повышения эффективности системы профориентационной работы учреждений среднего профессионального образования, способствующий и профессиональному становлению студентов, и формированию положительного имиджа учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Литература:

  1. Шкута А. А., Аракчеева З. В. Образовательный туризм как мощный фактор повышения эффективности образования в высших учебных заведениях [эл. ресурс] // А. А. Шкута, З. В. Аракчеева. — «Студенческий научный форум» (материалы конференции) — Режим доступа http://www.scienceforum.ru/2013/136/338 (дата обращения: 02.03.2016).
  2. Болдина М. А., Деева Е. В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 12. — С. 431–439.
  3. Текуева Д. Б. Профориентационная работа в учреждениях СПО // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2013. — № 21. — С. 35–39.
  4. Международная деятельность // Петровский колледж (официальный сайт). URL: http://www.petrocollege.ru/CollegeAbout/InternationalRelations/ (дата обращения: 11.04.2016).
  5. Экспертиза эффективности международного сотрудничества образовательных учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования // Центр изучения проблем профессионального образования. URL: http://www.cvets.ru/Report.pdf (дата обращения: 04.03.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle