Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пономарева, Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей / Т. В. Пономарева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 139-143. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ (дата обращения: 19.04.2024).

Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врожденным свойством человека. Цели путешествия могут быть самыми разнообразными — деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни.

Зачатки туристской деятельности появились еще в глубокой древности. Мотивами перемещения людей чаще всего служили такие факторы, как торговля, жажда познания, открытий, обучение, религия и просто отдых [1].

В настоящее время туризм превратился в массовое социально-экономическое явление международного масштаба. Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, удовольствием, новыми впечатлениями. Он стал характерной чертой образа жизни современного человека, стремящегося к смене впечатлений, познанию яркого и разнообразного мира.

С экономической точки зрения туризм — это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства. Она обеспечивает туристов всем необходимым: транспортными средствами, объектами размещения, питания, культурно-бытовыми услугами, развлечениями. Для многих стран туризм стал весомой статьей государственных доходов и входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики [2].

Согласно Закону «Об основах туристкой деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. «туризм» — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [3].

Путешествия всегда носили целевой характер, зачастую сочетая в себе сразу несколько целей. Целью поездок определяется функциональная классификация видов туризма: рекреационный, лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой, спортивный, этнический, религиозный, транзитный, образовательный [4].

Однако в целевой классификации видов туризма выделяют «рекреационный» и «познавательный» как самые распространенные виды туризма. В то же время поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно.

Понятие «образовательный туризм» является производным от таких понятий как «познавательный», «культурный», «культурно-познавательный», «экскурсионно-познавательный» туризм [5].

Поскольку в российском законодательстве отсутствует единый базовый термин образовательного туризма, различные авторы предлагают разнообразные трактовки рассматриваемого понятия. Вот как трактуется «образовательный туризм» отечественными учеными:

-        «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов);

-        «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» (В. П. Соломин, В. Л. Погодина);

-        «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» (Э. А. Лунин); [6]

-        «поездки с целью получения образования за рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин)» (В. Ю. Воскресенский); [7]

-        «туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам» (Д. Ш. Сангинов); [4]

-        «вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности» (А. Щербинина); [8]

-        «поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» (Ю. М. Чеботарь) [9].

Зарубежный исследователь Б. Ричи в своем труде «Управление образовательным туризмом» дает следующее определение: «образовательный туризм — деятельность ночующих посетителей и экскурсантов, для которых образование и обучение — основная или второстепенная цель поездки». Другими словами есть определенный сегмент, для которого основная цель поездки — образование. К этому сегменту исследователь относит школьные экскурсии, учебу в языковых школах и университетах. Для другого сегмента первичным является туризм, а образование или обучение — есть второстепенная цель поездки. Сюда автор отнес экологический и культурный туризм, а также образовательный туризм для взрослых.

Согласно Международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным Всемирной туристской организацией, поездки с целью «образование и профессиональная подготовка» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов. При этом понятие «туризм» относится к деятельности путешественников, совершающих поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами их обычной среды, на срок менее года с любой главной целью, за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения.

А. Р. Лебедев в своей статье «Образовательный туризм как экономическая категория» отмечает, что всеми авторами дефиниций термин «образовательный туризм» трактуется односторонне, с точки зрения деятельности потребителей, не отражая стадию производства туристского продукта. Автор формулирует определение образовательного туризма как экономической категории: система отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением образовательного туристского продукта, в рамках народного и мирового хозяйства. При этом под образовательным туристским продуктом Лебедев понимает материальные и нематериальные блага, необходимые для удовлетворения потребностей путешественников в овладении знаниями, умениями и навыками во время нерегулярного перемещения между постоянным местом жительства и местом учебы с главной целью «образование (формальное или неформальное)» в течение менее чем одного года [6].

В таблице 1 представлены систематизированные подходы к определению понятия «образовательный туризм».

Таблица 1

Подходы к определению понятия «образовательный туризм»

Подход

Определение

Автор

Экономический

Система отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением образовательного туристского продукта, в рамках народного и мирового хозяйства

А. Р. Лебедев

Деятельностный

Поездки с целью «образование и профессиональная подготовка» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов.

Всемирная туристская организация

Программно-ориентированный

Познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений

В. П. Соломин, В. Л. Погодина

Потребностно-ориентированный

Туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов

И. В. Зорин, В. А. Квартальнов

Комбинированный (деятельностный+ потребностно-ориентированный

Вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности

А. Щербинина

Комбинированный (деятельностный+подход с выделением временного признака

Туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам

Д. Ш. Сангинов

Комбинированный (деятельностный+ подход с выделением территориального признака

Поездки с целью получения образования за рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин)

В. Ю. Воскресенский

Комбинированный (программно-ориентированный+ подходы с выделением территориального признака и потребительского сегмента)

Поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам

Ю. М. Чеботарь

Комбинированный (деятельностный+ подходы с выделением территориального и временного признаков)

Поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания

Э. А. Лунин

 

Обобщая приведенные выше трактовки различных авторов, можем сказать, что «образовательный туризм» — это поездка или тур с образовательной целью, однако все авторы сходятся во мнении, что эта цель не единственная, а некоторые из них утверждают, что образовательная цель может быть и не главной в такой поездке. На наш взгляд, последнее утверждение в корне не верно, так как главная цель поездки должна определять вид туризма. Если она не является образовательной, то и вид туризма, к которому она должна относиться, здесь иной.

Также ошибочно выделять в образовательном туризме цель удовлетворения любознательности и других познавательных интересов, так как «туризм» неотделим от процесса познания, и любой его вид будет сопряжен с получением каких-либо знаний.

Кроме того, излишне упоминается авторами некоторых дефиниций временной промежуток, отведенный для образовательной цели поездки, поскольку туристом или путешественником считается лицо, находящееся в посещаемом месте (стране) не более одного года. Таким образом, если срок поездки превышает один год, то с точки зрения туризма лицо будет считаться мигрантом или постоянным жителем, а не туристом. Устанавливая период «от 24 часов до 6 месяцев» или «от 15 дней до 3 месяцев», авторы лишь заостряют внимание на срочности получения образования, что, в сущности, не имеет для понятия «образовательный туризм» особого значения.

Еще одним, по нашему мнению, недостатком, является отсутствие в представленных дефинициях упоминания о потребителях данного вида туризма, то есть целевом сегменте, для которого предназначены образовательные поездки. Лишь Ю. М. Чеботарь в своей трактовке определяет, что это «поездки отдельных индивидов или их групп», что, по сути, указывает исключительно на возможное количество потребителей одного туристского продукта и не отвечает на вопрос кто, с точки зрения социального статуса или возрастной градации, является туристом в образовательных турах.

Согласно статистическим данным, подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону так называемого «полезного отдыха» и свободного стиля путешествия. Более 85 % путешественников отказываются называть себя туристами и ищут в поездках не тех стандартных туристических развлечений и экскурсионных маршрутов, что предлагает туроператор, а возможность увидеть страну изнутри, глазами местных жителей, почувствовать на себе новые социальные и культурные условия, а также совместить отдых с изучением или поддержанием существующего уровня иностранного языка. При этом возраст 57 % таких путешественников составляет 20–25 лет, но за последние пять лет путешествия «без границ» становятся все более популярными и у людей в возрастной категории от 25 до 35 лет, с 2005 по 2007 год их количество возросло с 23 % до 31 % [10].

Наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:

-        учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;

-        ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;

-        научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;

-        участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;

-        экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам [11].

Туры с изучением иностранных языков популярны среди клиентов различных возрастов — от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров. Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10–17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10 % всего потока).

Языковые туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие; бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание отдыха с изучением языка); обучение «один на один» и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Основные программы обучающих туров — это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах). Групповые туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от привычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Таким образом, рынок образовательного туризма России пока еще находится на стадии формирования, хотя данный вид туризма уже получил достаточную популярность среди потребителей [10].

 

Литература:

 

1.                  Вавилова, Е. В. Основы международного туризма: учеб. пособие. [Текст] /Е. В. Вавилова. — Москва: «Гардарики», 2005.- 160 с.

2.                  Глушко, А. А. География туризма [Текст] / А. А. Глушко, А.М Сазыкин. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002. — 265 с.

3.                  Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ.

4.                  Сангинов, Д. Ш. К вопросу о видах туризма [Эл. ресурс] / Д. Ш. Сангинов. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://portalus.ru (дата обращения: 05.12.2014).

5.                  Лунин, Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Лунин Эдуард Андреевич; Санкт-Петербург. гос. ун. — Санкт-Петербург, 2009. — 156 с.

6.                  Лебедев, А. Р. Образовательный туризм как экономическая категория [Текст] / А. Р. Лебедев // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. — 2012. — № 6. — С. 5.

7.                  Воскресенский, В.Ю Международный туризм [Текст] /В. Ю. Воскресенский. –Москва: Юнити-Дана, 2008. — 464 с.

8.                  Щербинина Анна. Образовательный туризм [Эл. ресурс] / А. Щербинина. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://womanwiki.ru/w/, свободный.

9.                  Чеботарь, Ю. М. Туристический бизнес. Практическое пособие для турфирм и их клиентов [Текст] / Ю. М. Чеботарь. — Москва: Мир деловой книги, 1997. — 80 с.

10.              Шкута, А.А., Образовательный туризм как мощный фактор повышения эффективности образования в высших учебных заведениях [Эл. ресурс] /А. А. Шкута Аракчеева З. В. — Материалы V Междунар. студ. эл. науч. конф. «Студенческий научный форум» — Режим доступа http://www.scienceforum.ru/2013/136/338 (дата обращения: 05.12.2014).

11.              Агеева, О. А. Управление развитием образовательного туризма в России [Текст] / О. А. Агеева // Инновации и инвестиции. — 2011. — № 3. — С. 201–205.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный туризм, поездка, вид туризма, тур, удовлетворение любознательности, автор, курс, образовательный туристский продукт, временное пребывание, временный признак.

Похожие статьи

Образовательный туризм: проблемы определения

в учебниках остальных авторов об образовательный туризм только упоминается [5].

Данный подход интересен тем, что автор, расширяя понятийный аппарат исследуемого явления, предлагает такой термин, как «образовательный туристический продукт».

Современный образовательный туризм: российский опыт...

На наш взгляд, наиболее точную формулировку дает Е. В. Печерица, также проанализировав определения авторов: образовательный туризмтуристическая поездка, в которой на первое место выходят образовательные цели, а отдых второстепенен.

Образовательный туризм как инновационный метод...

образовательный туризм, поездка, вид туризма, удовлетворение... Образовательное путешествие как интерактивный метод...

Особенности организации молодежного образовательного тура.

Образовательный туризмтуристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением. Сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства.

Маркетинг в туризме | Статья в журнале «Молодой ученый»

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар.

туризм, Россия, услуга, туристский продукт, туристический бизнес, совместный маркетинг, региональное развитие, временной...

Индивидуальный туризм как перспективное направление туризма...

Ключевые слова: туризм, индивидуальный туризм, индивидуальный тур, продвижение туров, виды туризма.

Под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан

Обобщая мнения авторов можно сформировать определение индивидуального туризма.

Основы разработки концепции развития выездного...

образовательный туризмвременные выезда с целью получения образования за рубежом; туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Ключевые слова: туризм, индивидуальный туризм, индивидуальный тур, продвижение туров, виды туризма.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, туристский продукт, CD-ROM, ресурс, сфера туризма, туризм, туристская продукция, услуга.

Возможности использования анимационных программ в туризме

Образовательный туризмтуристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением.

Особенности организации молодежного образовательного тура.

Новые подходы к формированию туристского продукта в сфере...

Похожие статьи

Образовательный туризм: проблемы определения

в учебниках остальных авторов об образовательный туризм только упоминается [5].

Данный подход интересен тем, что автор, расширяя понятийный аппарат исследуемого явления, предлагает такой термин, как «образовательный туристический продукт».

Современный образовательный туризм: российский опыт...

На наш взгляд, наиболее точную формулировку дает Е. В. Печерица, также проанализировав определения авторов: образовательный туризмтуристическая поездка, в которой на первое место выходят образовательные цели, а отдых второстепенен.

Образовательный туризм как инновационный метод...

образовательный туризм, поездка, вид туризма, удовлетворение... Образовательное путешествие как интерактивный метод...

Особенности организации молодежного образовательного тура.

Образовательный туризмтуристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением. Сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства.

Маркетинг в туризме | Статья в журнале «Молодой ученый»

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар.

туризм, Россия, услуга, туристский продукт, туристический бизнес, совместный маркетинг, региональное развитие, временной...

Индивидуальный туризм как перспективное направление туризма...

Ключевые слова: туризм, индивидуальный туризм, индивидуальный тур, продвижение туров, виды туризма.

Под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан

Обобщая мнения авторов можно сформировать определение индивидуального туризма.

Основы разработки концепции развития выездного...

образовательный туризмвременные выезда с целью получения образования за рубежом; туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Ключевые слова: туризм, индивидуальный туризм, индивидуальный тур, продвижение туров, виды туризма.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, туристский продукт, CD-ROM, ресурс, сфера туризма, туризм, туристская продукция, услуга.

Возможности использования анимационных программ в туризме

Образовательный туризмтуристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением.

Особенности организации молодежного образовательного тура.

Новые подходы к формированию туристского продукта в сфере...