Библиографическое описание:

Григорьева Н. В. Внедрение технических средств обучения в МБОУ «Старояшкинской СОШ» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 163-165.



Тема эпохи информационных технологий на сегодняшний день очень актуальна. С появлением информационных технологий люди стали чаще использовать их в своей жизни. Кроме того, информационные технологии внедрились во все сферы общественной жизни. В данной работе рассмотрим что такое информационные технологии, виды информационных технологий, развитие и влияние информационных технологий в МБОУ «Старояшкинской СОШ».

Ключевые слова: информационные технологии, средства обучения, технологические средства обучения, образовательная организация.

XXI век — эпоха информационных технологий. На сегодняшний день информационные технологии проникли во все сферы общества, в том числе и в педагогику. Информационные технологии — это система приемов, способов, методов осуществления информационных процессов таких как, получения, хранения, транспортировки (то есть передачи на расстояние), преобразования и представления различной информации. Нельзя однозначно сказать, что эпоха информационных технологий имеет только положительные или отрицательные стороны.

На данный момент информационные технологии очень хорошо используются в педагогике. Поэтому в педагогики появилось такое определение, как технические средства обучения. Средства обучения — это объекты, который создал сам человек, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе. Под техническими средствами обучения понимают совокупность приборов и устройств, которые представляют собой экранно-звуковые носители учебной информации. [4, 32 с.] К техническим средствам обучения можно отнести: [5, 139 c.]

− Учебные кинофильмы;

− Диафильмы;

− Компьютеры;

− Магнитофонные записи;

− Грамзаписи;

− Радиопередачи.

Технические средства обучения позволяют использовать такие дидактические принципы как наглядность и доступность. По данным ЮНЕСКО, при слуховом восприятии ученик запоминает только 15 % всей информации, зрительно — 25 %, а вот одновременно на слух и зрительно запоминает 65 % информации. Экспериментально доказано, что при устном изложении материала ученик за одну минуту воспринимает и перерабатывает до одной тысячи условных единиц информации. А при подключении к восприятию органов осязания принимает около сто тысяч условных единиц. Зрительно ученик воспринимает около 80–90 % информации. Еще К. Д. Ушинский отмечал важность зрительного восприятия в учебном процессе. Он отмечал, что в нашей памяти сохраняются хорошо те образы, которые мы принимаем в процессе созерцания. Так вот технические средства обучения позволяют построить знания более содержательно и давать полную и точную информацию в пространстве. Также технические средства обучения позволяют развивать воображение и пространственного мышления учащихся. [5, 141 с.]

Технические средства обучения имеют несколько дидактических функций. К таким функциям относят:

  1. уменьшение затрат времени;
  2. передача необходимой для обучения информации;
  3. рассмотрение объекта по частям и в целом.

Эффективность использования технических средств обучения определяется тремя аспектами. Во-первых, техническим аспектом. К данному аспекту относят адаптацию, совершенствование и разработка технических средств, которые используются для передачи информации учащимся, контроль знаний. Во-вторых, определяется методическим аспектом. В-третьих, организационным аспектом. К данному аспекту относят, обслуживание и поддержание технического оборудования, а также модернизация и своевременная замена оборудования. На сегодняшний день представлено огромное количество видов технических средств обучения. К ним, например, можно отнести: [1]

  1. информационные технические средства обучения;
  2. комбинированные технические средства обучения
  3. тренажеры;
  4. средства контроля знаний.

Выделяют три уровня использование технических средств обучения:

− эпизодический уровень — технические средства обучения используются учителем от случая к случаю;

− систематический уровень — значительно расширяет объем изучаемой информации, а также разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает технические средства обучения в процесс преподавания;

− синхронный уровень — предполагает практически непрерывное сопровождение изложение материала с применением технических средств обучения на протяжении всего занятия или же значительной его части.

Для того чтобы использовать технические средства обучения нужно придерживаться определенных требований. Рассмотрим требования, которые выделил К. Е. Кошкин. Он приводит общие психолого-педагогические требования, которыми рекомендуется руководствоваться, применяя технические средства обучения.

Во-первых, мотивированность использования технических средств обучения. Их применение должно быть всегда методически и технологически обосновано и не превращаться в самоцель. Технические средства обучения должны использоваться лишь тогда, когда невозможно достичь высокого качества занятий при помощи более доступных учебных пособий.

Во-вторых, системность в применении технических средств.

В-третьих, необходима тщательная, целенаправленная подготовка учителя к занятию с применением комплекса технических средств обучения.

В-четвертых, ведущая роль в организации и проведении занятий с использованием технических средств обучения принадлежит учителю. Именно он является центральной фигурой обучения и воспитания школьников. Право выбора соответствующего комплекса технических средств обучения должно оставаться за учителем. [5, 142 с.]

Рассмотренные виды технических средств обучения на данный момент хорошо используются в образовательных организациях.

Так в МБОУ «Старояшкинской СОШ», которая находится в Грачевском районе, широко применяют технические средства обучения. В данной образовательной организации-некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, имеется компьютерный класс, оснащенный несколькими современными компьютерами. Кроме компьютерного класса, все оставшиеся классы так же оснащены по одному компьютеру, имеется интерактивная доска. Некоторые классы оснащены учебными фильмами.

Придя на урок в данную образовательную организацию, можно увидеть, как учителя хорошо владеют компьютерными технологиями, а, следовательно, применяют технические средства обучения. Например, на уроках географии ученики смотрят научные фильмы и презентации. На уроках биологии и химии ученики не только смотрят научные фильмы и презентации, но и работают с интерактивной доской. Учитель показывает с помощью технических средств обучения различные опыты. На уроках физики, учитель с помощью компьютера проверяет у учеников знания с помощью тестирования. На уроках английского языка учитель использует аудиозаписи, презентации и различные фильмы, соответственно на английском языке.

Развитие технических средств обучения в данной образовательной организации шло постепенно. Сначала не каждый учитель мог позволить использовать технические средства обучения. Но со времен данная проблема была разрешена. Были закуплены ноутбуки, компьютеры, интерактивные доски, учебные кинофильмы и различные записи.

С использованием учителями технических средств обучения у учеников развивается интерес к познавательной деятельности. Появляется интерес к урокам, а также у учеников появляется активность на уроках.

Проводя небольшой анализ в данной образовательной организации можно сделать небольшой вывод, что в данной учебной организации технические средства обучения позволяют реализовывать главные принципы дидактики. А именно: наглядность, доступность и достоверность. Кроме того использование технических средств обучения помогают комплексному воздействию на органы чувств обучаемых и, как следствие, активизации их мыслительной деятельности, формированию учебно-познавательной деятельности. Так же использование технических средств обучения помогают созданию проблемных ситуаций и организация поисковой деятельности учеников.

Применение технических средств обучения в Старояшкинской СОШ осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях. А именно:

  1. совершенствование воспитательно-образовательной работы для наиболее глубокого, полного, эмоционального усвоения программы;
  2. научная организация педагогов, в повышении их профессионального мастерства;
  3. широкая пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Основные преимущества информационных технологий:

  1. учитель всегда находится лицом к аудитории;
  2. пленки с уроками можно хранить неограниченное время;
  3. в увеличенном виде можно хорошо продемонстрировать различные опыты по физики, химии, биологии и географии;
  4. дополнительно к традиционной доске добавляется оптическая доска, где можно также быстро начертить или написать текст, менять изображение на экране.

Обучение эффективному проведения уроков с использованием технических средств обучения проводится согласно принципу: Обучая, учимся сами.

Таким образом, технические средства обучения на сегодняшний день играют важную роль в образовательной организации. С помощью технических средств обучения учителям легко преподносить учебный материал ученикам, а ученикам легко воспринимать материал. При рациональном использование технических средств обучения улучшаются условия труда как учителя, так и учеников. При этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Много новых возможностей технические средства обучения открывают для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми.

Литература:

  1. Засобина Г. А. Педагогика: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2015. 250 с.
  2. Пешкова В. Е. Педагогика: курс лекций. М.: Директ-Медиа, 2015. 121 с.
  3. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие. М.: школьная пресса, 2002. 512 с.
  4. Семендяева О. В Аудиовизуальные технологии обучения: учебное пособие. М.: КемГУ, 2011. 155 с.
  5. Федотов Б. В. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие. М.: НГАУ, 2011. 215 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle